Система кредитных организаций

3 осн структур элем

ЦБ РФ

Банковские организации

Небансковские кред орг

Формально ЦБ кред орг не явл, осн элем – банк орг.

С некой долей условности выдел инвест банки, коммерч банки и иностр банки. Условности определенная доля в этой классиф.

Существование и небанковских кред организаций.

1 уровень, важнейш элем – ЦБ. Зак-ль, определяя принципы регулирование его пр стат и пр реж его деят, явл заложником 2 крайностей, определ напр рег – как рассматривать ЦБ – д ли он выступать как орган управления, осущ рег и надзор и 2 возможность предоставления ЦБ осуществления коммерч деят – и на осн 3 модели ЦБ 1 как орг упр, исп вл, 2 кмоммерч деят, 3 дуализм – совмещ указ ф-ций. В разн гос-вах по-разному выстраивают, от политики гос-ва в этой сфере зависит.

Рос ЦБ, правовой статус

Осн цели, декларир в зак о ЦБ -3

1. обеспечение устойчивости рубля

2. обесп устойч банковской системы

3. обесп устчойчивости платежной сис-мы

Эти 3 института призван защищать ЦБ.

Формально продекларир в законе о ЦБ – получение прибыли не явл целью его деят, ОЮ – это остается декларацией (позже об этом).

Опред развертывание полож о пр стат ЦБ получ в опред КС 14 дек 2000 № 268-0. Развертывание на интерпретации целей деят. КС – т к ЦБ предотавлено исключительное право защищать рубль и осуществления ден эмис – это след рассм как ф-цию гос власти, ее реализация предполагает применение мер гос принужд – из разверт этих положений – пр стат ЦБ – это орган гос власти.

Особ правов деят ЦБ – ряд положений, указ его специфику в отн с 3л. С одной стороны – не ЮЛ, нет учред док-тов, на осн ФЗ о нем – квази-субъект субъективация лица путем наделения его св-вами ЮЛ, тут этого нет. Еще 1 особ-ть ЦБ – декларация, что нет цели получ приб – он оказыв банк усл, но круг лиц, кому оказывает – бюджетники.

Если говорить об еще 1 группе особ пр стут и реж его деят – юр характ имущ, к-рым наделен ЦБ. Особ-ть имущ – с одной стор, имущ по св пр реж предст фед собств, но в то же время, оно не м б изъято из облад ЦБ – действия собственника в отношении этого имущества парализованы. И на обременение имущества запреты. Еще 1 – ЦБ и гос-во по своим обязательствам автономны друг от друга, не м б на имущество друг друга обращены. Еще одно – расходы цб за счет собственных доходов.

Некое противоречие между декларациями и как урегулировано – нет цели получения прибыли, но юр возм получ прибыли и внутреннего реинвестирования этой прибыли предусмотрено. Стар закон о цб – в первоначальной редакции – не преследует цели получения прибыли, а получилось, что коммерческие банки стали переманивать специалистов – разрыв в з\п- под эгидой Ельцина предоставлена возможность реинвестирования, кадры поддерживать, и сейчас з\пл сопоставима.

некая незавершенность в определении правого статуса ЦБ, наделить бы св-вами ЮЛ. Но что есть.

Инвестиционные банки

Похоже, если о формальной стороне дела, они у нас как таковые по правовому статусу не выдел, но есть предпосылки говорить, что начали их обособлять. В зап пр дов шир распр дифференц на коммер и инв, в 30-е годы в США возн диффер, инв банки вып ф-цию управление фин активами – от этого название. Размещение, структурирование активов. Практ во весх зап евр, США прав статус отл от стат коммер банков.

Мы сейчас вряд ли с полн увер, что есть осн для четкого размежевания, но пред предпосылки есть, т. к. законоат нормы, что инв банк – банк с опр пр реж, нет, но в 2007 ФЗ «О банке развития». Он б создан в форме гос корпорации. осн НПА – ФЗ, Пост пр 2007 488 и т д.

Он явл инвестиц, т к целью создания его является канализация гос рес в целях инв применительно к раз-вию гос-ва.

Цели обеспечение конкурентоспос эк-ки рос, ее дивесрификации, стимулир инв деят – цели и соедржание регулир предопр.

Формы деят банка – инвестит, внешнеэк, страховая и консультационная.

Определены и направления деятельности – инв хар – развитие инфраструктуры, инноваций особых эк зон,

Он и как канал – ср-ва на инв через него и агент гос-ва – контролирует использование, этих ср-в.

Хар пр стат и пр реж его деят предопр и теми нормами, что огр его деят. Он вправе осущ ПД, но т возм ограничены – как деят учрежд – ПД м осущ до тех пор, пока это не вступает в конфликт с его целями (ФЗ). Прибыль м б им использована, но лишь для целей по закону.

Особ правого статуса предопр тем, что в отн него есть специальное рег. Оно исключает применение к деят его общих положений (кас гос рег кред организ, реорг их, ликв, он выведен из-под общ норм о деят кред орг; к его дечт ос треб, кас обеспечения его устойчивости).

Правовой статус и пр реж деят позв сделать выводы, что он действ на опред рода принципов, позв отгр его от деят обыч банков, но подчин его треб публ права. Это проявл в том, что в силу целей своей деят он фактич выводится из конкурентоного поля, т к канализация гос инв ср-в, фин инв проектов – и к тем проектам, что не м б реализ на коммерч основе – коммерч банки не конкурир с банком раз-вия. Он по эк сути – гос инв банк, канализир – принципы публич и транспарентоности – более откр, чем публ, деят вывед из конкур поля, но по зак, деят на принципе безубыточности – м не принести проект прибыли – направленность коммерческая имеет место; среди принципов деятельности декларир т принцип, что реализуемые инв проекты д б осн на ГЧП – инв ср-ва, что готово вклад гос-во, д сопров инв со стор част инвестроа, что гот уч в соотв инв п-те. Фед зак о ГЧП нет, рег¸ есть, доктрина на сформ, понимание 0 взаимод в реализ инв гос-ва и част собств, но законодат развертывания нет. Деят банка раз-вия с учетом экологич отвеств за те проекты, что реализуются через него.

Совок принципов определ его правовую маску.

С принятием зак о Банке разв нач формир юр значимые представления о возм инв банка, пока только с гос ср-вами, но коммерч банки достат активно использ инвестирование как напрвление деят, м б в зак-ве демаркационная линия между инв и коммерч банками.

20 ноября, К. К. Лебедев

Продолжение темы

1 правов статус банка

2 рас-кассов обслуж ФЛ и ЮЛ

3Привлечение денежных средств ФЛ и ЮЛ

4. Банковское кредитование

5 Иные банковские операции

6 Расчеты

Банки – осн звено банковской системы в люб гос-ве и у нас. Б – разнов кред орг, вкл в себя не только банки , но и внебанк кред орг, осущ отд виды опер – фин брокеры, инкассоторы и др внеб орг. ЦБ все время осущ контроль за деят субъ фин рынков, если у кред орг стат банка и лицензия, но не удовл треб (к разеру собств, уставного капитала) – ЦБ своим реш переводит сей банк из статуса банка в небанк кред орг – они осущ опер по кредитов ФЛ и ЮЛ в нац валюте, м б еще, но осн вид деят, отл банк от др кред орг – рас-кас обслуживание ФЛ и ЮЛ.

Характер черты правосубъ пр стат Б

Разнов кред орг, хоз общ-во, подавл больш-во ОАО, но и др Внешэкономбанк – банк развития с гос участием, через него осущ помощь орг в кризис, инвестирование в кризис – с 1 стор, банк, с др стор – особ задачи – по спец закону ему придан статус гос корпорции, их всего 7, это для банка иск. ОАО – понятно, т к они вправе доп эмиссию среди неопр круга лиц, зао не могут, а для них постоянно надо привлекать ден ср-ва, ср-ва денежные – на них тоже спрос, банки на опред стадии не задерж, наращивают собственный и уставный капитал за счет доп эмиссии – отд выпуски, или ipo– initial public offer, неск банков за счет этого увеличили и собственный, и уст кап.

Сейч по зак о Бнках 2 треб – 90 млн руб уст кап – для получ лиц на орг круг опер, и 180 млн операций – если намерены осущ все банковские операции, при наличии такого уст кап м получить генеральную лицензию ЦБ.

2 особ-ть правосппос она спец, нек авт – искл, т к они могут заним банк опер и др не м заним, а зак о банк деят 90, в ред 96, изменений и дополнения, стал ФЗ, а не закон РФ. Но некий архаизм, что не вправе заним произв, страховой и торговой деят не могут, м подум, что др могут заниматься, но это не так, а по практ деят – и не надо банкам заниматься другими видами деят. На практ иногда близки, чтоб и др деят, а для этого дочерние компании – лизингодатели. Дочерние общества, и ряд других направлений – управление фин ресурсами др структур – негосударственных пенсионных фондов. Реформа, накопит, стрховая часть, эти части м управляться не только гос специализ ЮЛ, но и не гос, и хоть большинство не выбрали пенсионеры, но многие теперь и будущие выбрали негос и негос стали расти как на дрожжах, чтоб не просто лежали – упр компании банки создают. Это большая проблема недавно она обс на Совете по пр чел при През. Сейч пропорции работ и пенс зашкаливает скоро равное число будет, и к 40-му году пенс б больше чем непенсионеров – и непенсионерам придется их содержать. Проект ФЗ Минэк вернули. И свои фонды, паев инвест ОФБУ – разногв ПИФОв, не ЮЛ, или банк сам упр или управл компанию создает.

Особый порядок создания банка – как ЮЛ, вопр о рег реш ЦБ как рег, контролир управомоч гос орган, после того, как реш о рег кред орг принято, ЦБ напр длок-ты в рег орган, ведущий ЕГРЮЛ (ФНС) и ФНС вносит его в ЕГРЮЛ. Аналог 2-ой рег, как у некоммерч общест орг, с нач в Мин юст.

Банковская деятельность лицензируется, лиц орг – гос банк (ЦБ) выдает лиц, имеет право приостанавливать и отзывать лиценз. Во внесуд пор отзывается, ва отл от общ пор, что прекр может, а отозвать в суд пор.

Особ полномочия как у регистрирующей орг – при появляется красная строки – признаки неплатежесп, м банкротство – м отстранить администрацию, ввести врем адм – попытка санации банка, вывести из криз состояния – вывели – хор, нет, если потом отозвали лиц – то все, ликвидировать банк можно только после отзыва лицензии ЦБ. Бывают случ, что ЦБ задерживается с принят решения – не дай Бог, СБС (Столичный банк сбережений, Смоленские владели), этот банк вдруг оказался неплатежеспобным, а красная строка по отчетному балансу показывает, что минусовое сальдо, не сразу принимают решение об отзыве – продолжал операции, привлекал вклады, вернуть не мог – эксцессы страшные. И в СПБ тоже были эксцессы, но не так как с этим банком в Москве. Это тоже особенность банков.

Изд-во «Коммерсант» выпускает ЖУРНАЛ «Деньги», периодически в нем печатается рейтинг банков РФ. В 1 понедельник декабря выйдет с банковским рейтингом.

Хар особого правового статуса – и круг операц, осущ банком – осн разновидн- рас-кас обл ФЛ и ЮЛ, небанк кред орг его не осущ, поэтому критерий – банк, так ведет счета, закл дог банковского (расчетного счета). Это характерный для банка признак – внебанк – кредитования, посредничество, инкассаторство, и др опер, но дог банк счета не закл и лиц счета их влад не ведут, гос орг, неком орг – м откр счета в банках. В лит-ре «коммерч банки», а так-то ЦБ – не столько банк, а гос орг исп вл, все банки коммерч – автономны, неависимы, осущ ПД, сами отв по обяз-вам, ЮЛ – по опред банки явл коммер, добавлять это прилагательное не надо, банк уже изнач по своей сути коммерч. И по всему миру так.

Рас-кас обсл на осн и в рамках дог банк счета. Стор его м б и ФЛ, и ЮЛ, ни закон ни ГК тут не обсобл, но в практ не все так просто – нек ЮЛ, нек (Сбербанк) ФЛ, ЮЛ, ЮЛ – круп и сред бизнес – ВТБ, внешэекономбанк и др что вверху – ФЛ или небольшая фирма – могут получить отказ. Правомерен ли он или нет? К сож, ГК, давая опред дог банк счета неопр формулировка – банк обязан откр б счета ФЛ и ЮЛ, за искл тех случ, когда нет производственной возможности. 1 дело суда строить или еще что-то на заводе. А банк, тем более с исп операц техники, раб сотрудника с клиентами сводится до минимума, правило о том, что нет произв возмож выз сомнение, но понятно, но отказали маленькому ЮЛ – не судиться, а к др.

2 правило к дог – если банк объявил об условиях обслуживания, то он и со всеми на этих условиях. Вопрос – он со всеми на этих условиях заключается. Если банк объявил усл – обязан на них закл с люб и кажд (ГК).

Возмездность – если ин не пред дог, то на сред остатки по счетам начислять проценты годовые, не предусм если в дог 424 – из рыночной. Презумпция возмездности с точки зрен опл проц.

А дол ли клиент платить за расч-кас обсл – если непредусм, для клиента дог безвозм, а возмездный – если прописано в договоре.

Практически, это дог присоединения.

М б разные условия, м б минимальный остаток – мин сумма, например, 10000 руб, это банк счет, вклад – к прав, люб сумма. Валют счет – тоже, но мин сумма не 100 евро, а больше и для гр не всегда вып (и рубли и евро).

Возмездный – в 2 асп.

Консенсуальный, 2-сторонний – и у банка обяз-ти и у кл. Осн на банке – должен осущ операц, незамедл рсущ операц, они в нач на контакоррентный счет банка через БИК, осн обяз банка – перечислять незамедл ср-ва.

Предусм в дог выдача налич денег, хоть повсеместно карточки – для этого по дог банк открывает банковские счета, потом на спец счет, что на лиц стороне банк карты выбито.

Вроде, потребность в налич деньгах с кажд годом уменшь, 2011 – зак о нац плат сис-ме – переход к структ ден обращения в виде электронных денег – счета, что на банк картах. Но по-разному складывается.

Банки м выст как нал агент, плат агент – но эти ф-ции м осущ лр орнг. Зак о плат аг – приним деньги у ФЛ и переждают через банки тем организ, кому предназначены деньги – коммунальн, жтл-ком. Раньше приним орг и были плат агентами, а теперь их деят узаконена этим законом.

Банки совершают различные виды операций, наз банк опер, 3 гр – пассив – привлеч ден ср-в, активные – размещение ден ср-в, находящ в распор банка. Среди пассивных осн роль прин привл ден ср-в ФЛ и ЮЛ во вклады, несмотря на выс треб к собств, к выс разм уст кап, банки нужд в доп рес, типич банковский прием – присл ср-в и фл и юл во вклады – деят Сбербанка – исторически осущ и продолж – вкладыне счета, сберкнижки, к прав, именные, а м б не предъ. –ЦБ, а именные – не ЦБ. А ЮЛ, что жел внести – депозитные счета и выд депозит сертиф – призн ЦБ. Дог банк вклада явл возмезд. Возмездность зав от того, сроч или до востреб. Сроч – проц выше, на ур инф прогнозируемой, до востреб проц ниже. Если проц по вкл ниже ур инф нет смыла хранить деньги в банке, лучше вложить в цен бумаги, недвижимость.

К расч-кас по нов ред ГК – по 2 главе, по банкам достат много новелл по банк счетам контокорентный счет – счет самого банка для зачисл и переч. Опред не было в ГК, зак, а теперь есть, нов разновидности банк счетов в п-те. Организация в форме АО – в 3 мес после гос рег 50 % д б проплач, ост в теч года после регистрации. Тут проблем нет. Об ООО архаич – половина д б пропл до рег. Нет банк счета – как пропалачивать – на практике кто как вывернется, численность их самая большая среди ОПФ. Нов вид – договор накопит счета – кто-то из учредителей дог с банком, чтоб на уст кап общ-ва еще до внесения его в ЕГРЮЛ.

И нек др – счет-эскрол – нет абсол новизны, это счет плательщика по обяз-ву в пользу к-либо лица но не непоср, а на какой-то счет – счета нотариусов, судов, судебных приставов-исполниетелей. Практика – уже в ней есть, но без четкой пр основы, названия.

Среди активных операций – кредитование ФЛ и ЮЛ, их м осущ и небанк кред организации, но для банков это тоже сам харак активная операция, приносящая прибыль. Откуда у них прибыль если они должны за все платить – за использование остатков – платить, и т д. Можно опер на вал рынке, с цен бум – но это все риски, и в кред тоже риски – невозварт кред – заемщики и ФЛ и ЮЛ нар сроки погашений с просрочкой или вообще не погашают, Но банки осущ эту деят, опред доходы, прибыль получают в конечном итоге прибыль, несмотря на отриц мом – невозварт.

Пар 2 соотв главы ГК о займе – разновид займа, потом тов и коммер кред – не имеют отн к банк кред. А банк кред – хоть разнов займа, спец правила, В ГК, к сож слабо урег в зак о банках. Из лег – дог банк кред явл консенсуальным договором, на осн дог банк перечисляет сумму предусм; возмездный, т к заемщик платит проценты на сумму кред, взаимный 2-стор, т к у кажд стороны и права, и обяз по отношению друг к другу.

Срочность характерна для банк кред – срок – сущ усл наряду с предметом, ценой, пор упл, но существ усл м б и цель – целевое назнач м фикс как существенное условие по треб 1 из сторон. (в кред нужд строительные, промыш, с\х орг – банки предпочит цель указ как сущ усл – если банк в проц пров уст что не по целев нгазн – м потреб досрочного погашения кредита).

Механизм банк кред – к прав, выд кред св клиентам – ФЛ и ЮЛ у кого счета в этом банке, но сущ практ, что и др лицам, не клиентам – ограничений никаких нет. В кажд банке либо кред департамент, кред комитет – обоснованность, риски провер, служба безоп провер, к бюро кред историй – по зак о кред истор – банки м перед инф о заемщиках как добросовестный ил и недобросов в бюро кред истор, с ними у банка дог на оказ усл, банки платят, помимо проверок самим банком. Кред комитет рассматривается, если кред комиссия – ее возгл зам ген дир – положит реш – правовой департамент готовит проект, согласовывается с соотв подразд, потом подпис стороны. Счит зак в мом подписания, эксз с подписью банку и печатью, а др экз заемщику.

Индивидуальные условия кред с кажд заемщиком и банку нужны гарантии обеспечения – наиб широко залог, к прав, ипотека, пени за просрочку платежа, банк гар, поручит-во – 4 основных способа обеспечения. Иногда, пот 1 кред договору все 4 способа применяются. Ипотека регистрируется в ЕГРП, залогодателем м б не обязательно заемщик, м б другое лицо. По банк гарантии – страх и ком учреждения – архаизм. В проекте ГК – просто гарантия и исключено указание, что страховые и кредитные – и другие организации, и ПТО – СПб – пионер, что дал разрешение на строит-во. Дальше котлована не пошло, а долг остался – надо ли это СПб, «финансовая столица России» (Собчак), а теперь стала судебной столицей.

За банк гар должник (принципал) банку платит, даже если с банка взыщут – это страхов рис, деньги получал, не б в проигрыше, а поручительство – безвозмездный договор, взыск с поручителя – безвоз операц, никакой приб, только уб, регр неосуществимо т к у должника нет денег. ВАС это не учитывается – дог даорения недоп между ком орг, безвозмездно поручительство – это дарим, непонятное дарение. ВАС это игнорирует, дог поручительства, не оспорен, а даже какой-то интерес предл Ген дир, он подлписал в соотв с ТД и усьтавом – ну и норм.

ГК предус, что дог консенс. Если после закл дог нов осбт-ва, и банк убежден, что своеврем не возвратит – м отказать вы предост кред. Это отд проблема. Судьи ВАС на простых позиц. Закл кред дог, в дог и ГК это право банка предусм – ясно, что вы не вернете, банк отказался и ничего не поделаешь.

С некоторых пор, когда объемы невозвр кред увел – ЦБ – те суммы, что д верн по кред дог – те же суммы д б в резервах. Из капитала тут же сумму фикс, и пока щзаемщик не вернет – не трогаем. Потом 2 потока в распор банка – это большой стимул энергичной работы банка по возвр кредита. Банки закл дог с коллекторскими агентствами, ДО 2004 ВАС – уступать по цесси право банка на взыске аздолж только др банкам, т к это банк опер, потом ученые – это не банк операция, поэтому вправе банки уступать по цессии право треб коллект или ин ком орг, чтоб взыск. Дог есси м юб возм м б безвозм. Безвозм – дарит – не вправе, возмезд, цессионарий должен заплатить с дисконтом (за 75% передает), если целиком¸то 25% =- прибыль, интерес коллект аг, а и пеню можно, по 809 начисл проц как плата, по 811 проц если не пред дог по 395 как санкц. Совмещ и те, и те проц, у них разная природа – можно взыск и те, и те. До 2009 банки уступали пр треб по дог цессии, закона о кол деят нет, проект леж несколько лет и не знают, прин мать или не принимать – на осн общ норм. А в нач 2012 – это свзя с кредитованием, часть активной операции – поэтому уст банкам или ин кред оргЮ с лиц на лосущ банк опер. Нужен закон, чтоб уяснить.

И др операц – ст. 5 Зак о банк. Ч 1 – сугуюо юанк опер, что только бюанки и кред орг м осущ. Ч 2 – м совершать банки, хотя они не явл сугубо банк. Ч. 1 –банк гар, ч 2 поручительство по ден обяз (банки вправе его давать только по денежным обяз-вам).

Пример: переводы гр и ЮЛ как правило, осущ через счета – указание банку, чтоб он на счет контраг перечислил На Западе это давно, у нас недавно. А быв случ, что лицо в др насел пункте – не знаем, есть ли банк счет – спец фирмы стали этимм заниматься – сумма на счет фирмы, а она разыскивает ЮЛ или ФЛ, выплач, вознагр.Банки до какого-то года не тим права этим заниматься, теперь по ст. 5 могут. Аналог усл м гражданам оказ отделения связт, но это не бьанк опер.

Расч – ГК – чеки редко, аккред более часто, инк поруч – чтоб спис в бессп пор. Плат поруч – сам протс и распр.

М б новеллы – зак о нац плат сис-мы б постепенно реализ, м измен. Между коммерч орг расчеты наличными деньгами на сумму не свыше 100 000 руб.

4 декабря КК Лебедев

1 понятие и структура рынка ЦБ

2. Зак-во о ЦБ

3. Гос регулирование рынка ЦБ

4.Соот

7 дят депозитария (номин держателя)

8 нек опер с ЦБ

ЦБ – 1 из объ ГП, Гр правооотн, объекты, неогр в обороте, обрачиваемость такая же, как вещей, сущ рынок ЦБ на нем оферты по покупке и продаже, они акцептуются и соверш разлчиные сделки, и этот рынок как др сегм тов и фин рынка подверж опред колебаний, зав от информац сообщений, глобальн экономич показат, но учит и обст, как конкрет участников.

Но рынок неоднороден – разные виды ЦБ, операц по поводу разных видов ЦБ, видов достаточно много, операции в отн разных видов с разн интенсивностью, от историч обст-в. Вексель – он уже сколько веков в центре внимания, но когда в эк-ке стабильтная ситуация, то вексель играет ничем не примечат роль, очень редко использ в норм правоотн. Др сит, если кризисная сит, неблагоп в фин, денеж обращении – то вексель как инструмент платежа, расчетов, инструмента кредитования повышается – в начале 90-х, до кризиса 98 вдруг оказалось, что денег как таковых не хватает, нечем даже з\пл платить – значение векселя повысилось, с согласия контрагента передавали вексель. Векселя – орадерные – в 90-е получили применение, сыграли на том этапе позитивную роль, помогали преодолев сит с отстут налич денег. Каз бы, и чеки д в сей сит. Чеки явл переводными ЦБ, плательщик – не чекодатель-организация, а его банк, чем м б именным, м б ордерным. Если переводной, то запись о переводе на банк, на плательщика – погашение чека – ошибка, чек сам по себе переводным, им ввиду не именной, а ордерный. Почему не нашли на практ – трудно сказать, зак-ль принимая ГК, решил, что положение о чеках, что б до 96, не действ, о векселях закон 97. И еще 1 причина, почему у нас сейчас чеки не применяются, а за рубежом есть – 1 из причин, что чеки позв их использ для получения денеж сумм без основания, незаконно – несуществующая организация, банков др субъ РФ – б сомнения оплач или нет, нек банки оплач. Кроссированние чеки – типогр путем, б указание, что подлежат оплате без проверки – приличные суммы по ним уходили не пойми куда, потом м б в рез-те опасения, что чек поддельный, чеки не применяются.

А по др ЦБ рынок есть, и нужд в рег.

У нас есть ФЗ «О рынке ЦБ», но название не соотв содерж – только с эмис ЦБ. Эти ЦБ выпускаются выпусками (траншами, пакетами), размещ при эмиссии, и фз рег осн вопросы с выпуском, эмиссией т ЦБ, что вып в больш кол-ве, опред пр статус участников, осн вопросы урег, но не вообще по рынку цб, а только по рынку эмис ЦБ – ограниченное регулир, огр сфера. Но м б и не треб ед закон – т к захотели бы урег все отн на рынке цб в отл от товарн рынков – общ часть, а потом вексель, акции, облигации и т. д. Нет этого в повестке дня, а есть проекты по отдельным видам ЦБ, нек зак прин – о векс 97, об ипотечн ЦБ, но о складских свид пока нет, а проект давно поступил в ГД, но не движется – опрец по их поводу немного, деят товарных складов (в ГК это организации, раличать склад как объект и ЮЛ), ограничиваются складскими расписками, что не явл ЦБ, как и простая долговая расписка.

Кроме спец ФЗ, нормы в ГК – по тем же складским свид, по безналич чекам, коносамент – призн ЦБ – в КТМ, вкладные операции – в ГК. Сбер кн на предъ – ЦБ, именная – нет, зак-ль проводит разганичение, изменения по пов банковской гар – теперб не только банки и стр комп м выдав – назвизменилось,не банк гар, а просто гар. Дум, зак-ль м признать ордерной ЦБ, но правила ч. 1 94 ГК –не передаваемая, м передать в порядке обычной цессии, сложнее оборот, что мешает приз банк или просто гар ЦБ, а было бы хор, банки и стр компании аккум ресурсы, нов инструмент для замещения активово и получения доп доходво имеет смысл, но у зак-ля и теоретиков-экспертов опасения, неизсестно что их настораживает.

Т К рынок ЦБ связан с сост эк-ки, фин рынке – юбольш знач рег и контр рынка ЦБ – спец фед орг исп вл. До позапр года – фед комиссия по рынку ЦБ, но 2 года назад – сектор страховой деят реш подк к нему, до этого б Росстрахнадзор – его ликвидировали и в фед комис вкл –она стала называться ФСФР – фед структура с террит подразделениями в субъ РФ. Отчетность акционерки ежеквартально о своем эк положении подает в ФСФР. Стандартизация – ООО – не надо б отчетности, реорг в АО – сразу же с первого квартала деят отчет в ФСФР. 1 раз мучаются и сотрудники, и ФСФР, потом в фирме корретир, а эти смотрят – есть отчет – хор, нет – санкции.

ФСФР контролир эмис, регистрир эмисстю (выпуск), потом когла ЦБ размещ, рег отчет об итогах выпуска и во время осущ сей рег ф-ции – осущетств контроль – все ли норм, за счет чего выпуск, как повл на размер уставного капитала. Предст кварт отчетов – не особая пробл, но действ ред закона – м рук-ля АО обр к рук-лю тер ФСФР, чтоб освободили от отчетности – а чего, какие сложности – м б чтоб информация не уходила на строну. И м освободить, если норм раб, но плановые и внепл проверк при налич оснований м б.

И в др странах то же самое, гос орг в структ правительств разн стран, контроль за фин деят – SEC США (5 членов у них).

Основные уч рынка цб

1 лица, вып ЦБ

2 лица, что приобретают ЦБ

Как эмитентами м б ЮЛ и ФЛ с опред ограничениями (общи спец), Так и проиб ЮЛ. ФЛ. Эмитентами м б и публ образования – РФ, субъ, МО. Не м б эмитентами только фед орг, орг субъ и орг муниц образований, а сами могут, хотя в ГК положение что публ образования уч так же как ЮЛ, на самом деле полность совпад нет и в вопр эмис сказ. По гос ЦБ эмит де факто РФ или субъ, выпускающее лицо – МФ или соотв мин-во или департамент субъ – реш о вып приним органом от им РФ, а номинально эмитентом явл орган - МФ, ЦБ – бобры – облигации банка России, органы не м б эмит. ФЗ Об Облиг и гос хзаймах, о векселе – там написано, что м б эмит публ обр, а орг не вправе.

Правоотн по продаже размещаемых ЦБ – первич рынок ЦБ, при эмисии, уч отн – эмитент и ФЛ или Юл, что приобретают, и они потом м продавать, приобретать уже у владельцев ЦБ и тут уже самые различ схемы, структуры – это вторичных рынок ЦБ, но осн участники – держат ЦБ, кто продает и кто приобретает – это осн субъ на первич и вторич рынке.

Но и на первич, вторич – есть субъекты, чья деят направлена на оказание услуг – по эмиссии, продаже, размещении – этих специализир субъектов, оказ консультац и д русл по совершению сделок именуют профессиональными участниками рынка ЦБ. А те ЮЛ, что постоянно продают и покупают, не называются проф участниками рынка ЦБ, их статус не определен.

Статус легальных участ профессиональных опред законом о рынке ЦБ – первые положения, начиная со ст 5 – брокеры, дилеры, депозитарии, регистраторы, фин консультанты, клиринговые организации и соотв деят к каждому, деят по упр ЦБ и деяыт по организации торгов, торговде ЦБ.

Особ-ть их в том, что все эти виды проф деят на рынке ЦБ относятся к лицензионным, лицензируются, лиц орган – ФСФР, выдает лицензии, в случ нарушения приостанавл лиц, вправе обр в суд, чтоб в судеб пор прекратить лиц (А ЦБ у кред орг м в сам отозв лиц).

Наши рекомендации