Правовое регулирование банковской деятельности
Закономерности в структурировании источников регулировании банковских отн
Сис-ма кредитных организаций
Правовой статус ЦБ РФ.
Лит-ра – с середины 90 х учеб по Банк праву. Тусунян Банк право. Последняя редакция под ред Белых Банковское право России.
2000 монография Белова Банковское право России: теория, законодательство, практика. Что такое банк? Это субъект или объект права? Как имущественный комплекс превращается в субъекта. Предприятие – тоже во времени шел перевертыш.
Монография – Лаутс Е. Б. Рынок банковских услуг.
Рождественская Т. Э. Правовой механизм реализации базельских принципов банковского надзора в РФ.
Система источников
Их бесчисленное множество.
НПА принимаются на разных уровнях от ФЗ до основного ведомства – ЦБ.
Краткая характеристика банковских законов.
Их достаточно большое кол-во, есть профильные законы, посвященные банк деятельности, есть и вкрапления в иные законодательные акты в целях систематизации представления о системе рассматривать, структурировав.
Структура (без единого критерия)
6 групп законов
1. Базовое законодательство о банк деятельности – основные законы, в к-рых осуществляется регулирование
2. Законы, регулирующие правовой статус отдельных субъектов и отдельные сферы банк деятельности.
3. Примыкающие, оказывает весьма существенное влияние на деятельность банков – те законы, что стрем предотвратить криминальные последствия в банковской деятельности или что против использования банка как инструмента для преступной деятельности.
4. Антикризисные банковские законы
5. Иные законы, оказывающие влияние на отношения в банковской деятельности
6 Международные-правовые акты по банк праву, оказывающие влияние на рос банк систему.
1. Основные банковские законы
ФЗ от 02.12.2990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». За истекшие 20 с лишним лет значит изменения, почти к переписанию первоначальной редакции привели.
ФЗ от 10.07.2002 «О ЦБ РФ» - чрезвычайно важен
ФЗ 2001 «О национальной платежной системе» - посвящен деятельности банковских кредитных организаций и вопросов их контроля со стороны ЦБ, и формирование агентов банков в финансовых отношениях.
2. Об отдельных сферах или отдельным субъектам банковских и примыкающих отношений
С середины нулевых начали форм.
О Кредитных историях – позволяет реализовываться ипотечному закону – важнейшему инструменту для банковской практики, с этого пошло развитие, и закон о кредитных историях – упорядочить и централизовать ипотечную систему.
ФЗ «О банке развития» - подробнее о нем позже, он посвящен отдельному казалось бы субъекту банковских отношений, весьма крупному, с появлением это субъекта – дифференциация коммерческих банков на 2 разновидности – позже.
ФЗ «О деят по приему плат ФЛ, осущ платеж агентами» - кас не столько банков, но примыкает, влияет
«О микрофиинансовой» - особ сфера
«О центр депозит» - рынок Цен бумаг, деятельность ЦБ и в отношениях по поводу финансового рынка
3. Предотвращающие негативные последствия в сфере банковской деятельности
«О банкротстве кредитных организаций» 1990 у нас есть общее зак-во о несостоятельности, подавляющий круг субъектов по банкротству охватывает гос-во из него определенное исключение – несостоятельность кредитных организаций – процедура в общем законе либеральна, довольно большие возможности по реструктуризации задолженности несостоятельных субъектов – реанимировать, реабилитировать, а тут реанимировать более жестко, сразу под надзор ЦБ – юр-тех м б в общем законе отдельную главу (как застройщиков, с\х предприятий), но тут зак-ль решил юридико-техн обособить.
«О страхов вкладов ФЛ» - чрезвычайно позитивное влияние на устойчивость банковской системы, сис-ма страхов вкладов, при банкротстве банка вкладчикам ФЛ до 700 000 – вкладчики рассредоточивают вклады, снижаются тенденции монополизации, но сбербанк существует как монополист и будет долго.
2004 «О выплатам по вкладам ФЛ» - тоже на стабилизации
2008 кризис, полиативный хар-р, от кризиса защита, поддержка гос-вом банка. Первоначально они приняли на пер до 2012 г и помогли нашей банк сис-ме выдержать кризис 9, 10 года – довольно стабильно прошел кризис, а в этом году нов приз кризисов – до 2015.
175-ФЗ 2008
2009 № 102-ФЗ
2009 181-ФЗ
С популистских позиций критикуют, но не будет гос-во поддерживать – будет коллапс как в 1998 году. Гос-во должно такие ситуации предотвращать, что ФЛ начинают обоснованно волноваться.
5 Иные: О противодействии легализации 2001 115–ФЗ, 2003 173-ФЗ + таможенное – банки-агенты гос-ва в контролировании движения очень крупных потоков. Свыше 600 руб – в службу валютного контроля банк д сообщить. Вал регулирование и контроль – агенты гос-ва, наделяются полномочиями по сбору и передаче информации соответствующим государственным органам.
6. Международно-правовые
Применительно к банк праву международные акты – достаточно сложно. Сложность т к банковское право – та сфера, вторжение в к-рую иностранных субъектов приведет к покушению на суверенитет, гос-во с осторожностью подписывает соглашения. С другой стороны, крайняя нужда совместными усилиями разных гос-в контролировать финансовые потоки, чтоб предотвратить преступные явления. Эти процессы консолидации гос-в в регулировании банковской деятельности внятно начали формироваться в первой половине 70-х – угроза терроризма. – б создан Базельский комитет по банковскому надзору при банке международных расчетов – довольно известный, участвуют почти все евр гос-ва, цель – выраб ед стандратов банк надз, прямого вмешат нет, но стандарты реалтизовать во внутр зак-ве. Стиандарты не обязат для гос-в. “soft law’ – не обяз с точки рег, но гос-ва приедрж.
7 комиссий, занимающихся раз напр.
Идеологии выработки станд:
1. относительно понимания рисков и их нормирования
2. надзор за банками совм усил различ гос-в
3. формулирование принципов надзора за банк деят.
РФ тоже ориентируется на те положения, что форм Баз Ком.
Он дов регулярно изд сборники – последний в 2010 в 3 томах, там рекомендации по пониманию рисков и принципов надзора за банк деятельностью.
Рег отношений не огр только ФЗ, дов огром массив постановлений Правит-ва Примеры: 2002 №351 2006 № 260
Подзаконные НПА - ЦБ
Наиб значимы и по кол-ву и по целям рег.
ЦБ обладает компетенц по изд НПА, рег отношения в этой сфере, ему делегировано право устан правила подготовки НПА в этой сфере – он их устан – по подг и вступ в силу актов ЦБ – 1997, подготовка офиц разъяснекний Банка России – 2000.
Краткая характеристика актов ЦБ
НПА явл те акты, в к-рых есть норма, нацел на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение – огран НПА ЦБ от иных актов.
Не НПА – распорядительные акты, акты толкования, технические акты (кас технических аспектов).
Форма правовых актов ЦБ – указания, положения и инструкции.
Указания – те НПА, в к-рых содержатся отдельные правила по вопросам, относящимся к компетенции ЦБ.
Положения – более структурированные, емкие по содержанию - различные вопросы, но связанные между собой.
Инструкции в них ЦБ определяет порядок применения ФЗ. Наиб значимые акты
Положение о безналич расчетах, о правилах осуществления перевода ден ср-в, об эмиссии банк карт, о правилах ведения бух уч в кред оганиз, об обязат резвервах кред организ.
Соответствующих актов ЦБ бесчисленное кол-во.
Пруденциальное регулирование ЦБ
Главное направление рег ЦБ.
Цель его в том, чтобы контролировать риски в банковской деятельности, управлять ими, те самым обеспечивать стабильность банк системы.
Баз док-ты, на осн к-рых оно: Положение об орг внутр контр в кред орг и банк гр – Указ ЦБ от 16 дек 2003
И
23. июня 2003 – о типичных банковских рисках.
В осн пруд рег – устан станд поним, что есть банк риски, контроль а банками в рамках пруд рег и приятие соотв мер.
Опред банк риска (ЦБ) – присущ банк деятельности возможность несения банком потерь и или ухудшения ликвидности вследствие неблгопр собы, связ с внутр фактоарми, и внешними
Типич в 2003 определил риски кредитные, страховые (наверно, не страновые), рыночные, вкл фондовые, валют и проц, операц, правовые, репутационнеы, стартег и риски ликвидности, технологические за 10 лет выяв – перечнь не исчерп.
2 направления пруд руг
1. Установление нормативов, определяющих предельные величины рисков при совершении операций в отдельных сферах.
2. Установление нормативов по созданию резервов – они д обеспечить ликвидность банка – возможность исполнения обязательств банка перед 3 лицами.
Процедуры пруд надз
Вся процед связ с пруд надз, имеет юр значение – нарушение влечет сам разн ответсв винов лиц – от объявления предупреждения до отстран винов лиц долж (ЦБ сторого следит за ДЛ)
Адм хар
1. этап внутр расслед ЦБ
2. Рассм дело, решение отн винов лиц.
Юр прир отвесветсв – не адм по КоАП, адм в более широком смысле слова – м б отстранены от должности или иное взыскание получить ДЛ могут.