Скворцов О. Ю. Коммерческое право
Правовое регулирование транспортной деятельности
Трасн деят (ТД) – деят, связ с перемещением грузов, пассажиров и багажа. Нек авторы – не просто деят по перемещ, а по оказ услуг по перемещ – в коммерч уклон, это более правильно, в наш уклон, общ и коммер ТД.
Подвиды:
1Деят по перевозком - Транс перевозоч деят опосредуется дог перевозки
Транс вспомогат деятельность – днят, что связ с перемщ гр, пас и багажа, но не связ непоср с перем – фрхтован, подача уборка вагонов, буксировка, с ж\д путем.
2В зак-ве часто путает перевозки с точки зрен ГК – это всегдя возмездное оказание соотв услуг, а зак-ль часто подзраз перемещ в простр – перевозки органи для собств нужд – с точкт зрен ГК невозм
3Нетрансп вспомог деят – деят неотн ни к перевозки, обесп переовзку она – об орг перев, транс экспед, обосущ погруз- разг. 2 и 3 – на перемещ акцент, хоть при погрузке-разгрузке оно налицо.
Трансп деят м опосред 2 группами отн –
1транс отн- в них уч транс организ либо трансп организ и их заказчики – рег нормами ГП, это отношения в той или иной степ можно назвать отн равенства, но с опред изъ - перев пас – публ дог
2. публ отн по организ транс деят – адм права.
Наша каф – трасн право, если выделять – те нормы, что рег в т контектсе – подотрась коммерч права, что явл подотр ГП. Это одна позиц - совок ГП норм, рег отн именно между участниками, транс орг и ин. Но дост много авт – как самост отр права, ей придает специф комп хар-р. ГП, АП совок норм. Аргум – существов соотв код – рег и Констит, и ГК, но по кажд виду деят есть кодекс – в нем и гражд, и адм нормы. Компл предмет и комплексный метод и адм, и диспоз. Жмулиной не оч нрав.
По кафедр поз – комп трансп зак-во, а не компл трансп право. Это инстит пред, подотр ГП, но ор зак-ве – большая доля публич регулирования, в кодексах соотв дост больш кол-во адм норм.
5 видов транс: мор, внутр водн, ж\д, воздуш, автомоб (назем элект).
Между уч процесса – есть не только прям мест перевозка (1 вид транс, 1 транс компан по 1 документу)
Прямое сообщение – 1 вид трасн, но разн транс организации.
Прям смеш сообщение – разн виды транс, но по 1 документу, еще это наз в МП – интермодальные перевозки. Достат популярны
Мультимодальные перевозки – непрямое смеш сообщ –разн виды транс и разн дог, не оч популярные груз – груззотпр отд док-т с кажд перевозиком, стыковку во врем и простр, кто б груз снимать, класть. С пассажирским проще.
Чтоб облегч жизнь груззотпр – и у нас в стране логистические центры – операторы смеш перев – дог об организ перев, хранение груза, м док-ты, выбирает виды транс, маршрут – тоже к транс деят, признак современного времени.
Договоры
Основные – ГК, дог перевозки груза, пассажиров и багажа – в ГП подробно изучали, в коммерч тоже соотв блоки инф.
Дог перев груза – перевозчик обязуется доставить вверенный груз - дог реальный, отношения до возникновения дог или из заявок или из дог об организации перевозок. Точки зрения – нек рассм заявку – как оферту принятие – акцепт, и хоть все транспортные кодексы отдельно о заявке, есть мнение, что она является началом договорного процесса.
Про смешанные перевозки
Закон о них планируется, но не принят – проект достаточно долго есть, в нем д б все урег, но, к сожалению, нет.
Сложность – первый перевозчик по отношению с последующими – выступает грузоотправителем в этих отношениях.
Дог отн по перев между грузоотпр и соперевозчиками и у них долевая отвественность, и нужно каждый раз доказ, т к у перевозчика презюм вина, и если у соперевозч что-то с грузом – последоват доказыв невиновность, чтоб понять, кто будет отвечать перед грузоотправителем.
Рекомендации по подготовке к экз – изложение матер – 2 части в экзе – теор часть и решение задачи. Осн ошибки (на допсе) в задаче – не отвечают на поставленные в задаче вопросы. Если есть вопросы – то если отв на общий вопрос, не отв на маленькие – не мож гов о макс балле за задачу. Устар НПА – тоже минус. Реком Жмулиной – сиреневый учебник очень устарел, зак-во с начала 2009 очень помен – м его использовать по обзорным моментам, НПА из лекций или проверять в консультанте. Теор вопросы достаточно общие, не по темам (не то, что правов рег транс деят), но такой, что осветить общие положения. Эти вопросы д где-то быть. На самом деле – н-ное кол-во вопросов, даже если знать это – здорово. По пов теор вопросов – при првоерке люб ответов идти последовательно – понятие, источники, потом основные моменты. На теор вопрос базы будут отключены. Если вопрос источники коммерческого права в целом – обзор, м не знать название конкретн законов, если не вехи (О рынке ЦБ), но знаете о сущ доп рег и знать, как оно примен – соотн ГК с другими законами.
Скворцов О. Ю. Коммерческое право
16 октября 2102 года
Правовое регулирование с\х деят
1 система источников – тех актов, что рег отн в сей сфере;
2. доктрин хар-р – понятие с\х деят – пред регулирования, есть ли осн говорить о аграрном праве как ситсемной образовани
3 договоры – инструментарий, опосред отн
4 гос реги и конироль в сфере с\х деят и поддержке проз-ва – публ-пр начала.
Слайд с источниками регулирования
Сис-ма рег слож в 2 полов 90-х и первой половине нулевых. Именно в это время шел процесс формир сис регулир. Как регулир опред областей или правовоых реж, связ с произ-вом опред продукции. В спец зак дов много внимания участию гос-ва в с\х деят, прежде всего, по надзорным функциям.
Но сущ и инструм эк поддержки с\х деят, они также наход закрпел в зак актах – 2002 О фин оздоровл с\х пролизводителей.
Есть унив зак О банкротсттве – там глава по процед несостоят в с\х деят. Сис-ма слоилась, в ней есть зак фундам – 2006 «О разв с\х», нормы ГК – основные инструменты частноего рег – о контрактации – глава 30 ГК – спец параграф по контрактации.
Важнейш значение – те законы, что устан пр реж имущ, исп при осущ с\х деят. Центр место – ЗК 2001 года, оч слож судьба принятия, 6 лет по полит мотивам не могли принять. Он основа для осущ деят частс\х проивз. К нему примык зак 2002 об обор земель с\х назн – сущ пробл с использованием земель не по назначению, схемы с переводом назначения – в сем законе режим земель, ограничения – чтоб инотсранцы не могли приобр.
Осн вывод – на протяж 10 лет – с серед 90 и по 2005-6 происх становление системного образования – отр зак-ва, гд по с\х, Венец – Закон О развитиии с\х. В прош году 1 закон – сфера страхования, стр деят с\х произв. – вот что за посл 5 лет.
Не только принятие ФЗ, сущ огром массив подзак НПА, нек наиб знач – Пост правит на слайде – по поддержке сх прозв, а с др стор рег отноше по обеспечению гос запаса сх прод – 2 пост 2008 года.
Общ массив подзак НПА огромен, исчисляется сотнями.
Понятие сх деят
Надо понимать пр статус субъектов, пр реж их деятельности. В сфере сх права дов значит кол-во преференций. Спец режимы – отнесем к уч сх деят–префер\неблагопр.
В законе переч те направл деят, что к с\х
Произ-во с\х продукции;
Переработка
Реализация
Заготовители – посредники – доводят произведенную и перераб продукц до участн оборота
Деятельность содействующая – мат-тех обеспечение с\х.
Отношения между субъектами – частно-правов, ГП, в значит степ осн на догов рег – между частными субъ – товаропроизводителями, между лицами, уч в обороте (произв и заготовитель)
Отн по публич поддержке с\х деят, ее осущ орг гос вл – на отн власти-подчинения при доминирующем значении публичного субъекта.
Т. О., м констат, что сущ опред специфика в скал отнош – провоцир на дискус о пр природе того массива, на осн к-рого регулирование.
Дискуссии и приминит к аграрному праву.
В перв пол 70-х еще, иниц – журнал «Советское гос-во и право». Юристы-практики критически относятся к таким дисск – явл ли отр – плевать, глав, чтоб рег. ОЮ – есть же фундам математика без практ приложения, но определяет направл науки, а тут напрвленность юриста определяет.
Но эти дисск на интерп 2 осн критер – крит отн нормативн пластов – пре и метод,
хоть бы что там в теор с ней с дисск, 1 из один из итогов дисск стало то, что аграрное право стало самост учебной юр дисц. В перв полов 80-х совет вузы в массов пор к нему переходили от колхозного права.
Естественно, что в нач 90-х коренным обр перестр логич подх к систематике права, есть упрощ в учеб проц – отрасль на осн предм и мет, сейчас это не все разделяют, сейч нек гов 2 отр права – част и публ, остальное об отр зак-ва. И взав от вашей позиц в докт. Агр как отр права – комплексная, из взаимосв и неразделимых публ и част норм, но более правильно – это комплексное законодательство.
Критерии, позв относить лиц к субъ агр отнош.
Отн к ним влечет опред правов последств – либо предост льгот, префер, либо меры гос поддержки, либо что опред субъ м б осв от ответв в рамках частного права.
Если давать общ характ субъектам, то 2 катег субъ:
1 Все обыч лица, уч в гражд обороте, не зав от их ОПФ.
2 Спец субъекты – среди них можно 2 катег также, правов стат к-рых урег в зак: 1 КФХ пр стат урег особым образом – ГК и спец закон, опред особ-ти правов режима их имущества; 2. Заготовители с\х прод – кто осущ закупки с\х прод для ее переработки или продажи, непоср не уч в произ-ве, но либо как посредники при продвиж на рынке или перераб и продают. Пр реж их также спец обр урег в законе. А зачем их зак-ль наделяет особ стат, особ обр рег их пр режим? Т. К. глав основой жизнедеят общества, удовл насущ его потреб – с\х производство. Это ключев сообр для вывода о необх особ рег отн, склад в сфере с\х проивз. И второй важнейш ключевой фактор для спец регулир – с\х деят, само с\х весьма зависит от тех непредсказуемых факторов, что превращ в эк смысле товаропроизводителя в эк более слабую сторону – зак-лю необх это иметь ввиду и так выстр рег, с такими инстур и мех, чтоб минимизир разницу в эк силе субъ оборота.
В зак-ве еще 1 термин, при пом к-рого характериз субъ, уч в с\х деят – с\х товаропроизводители. Это понят основано на понятии с\х продукция. Легальн дефиниция т обр и построена. Сложно переч все виды деят, отн к произ-ву с\х продкуции, но Правит уст перечень с\х прод – пост от 11 июня 2008 № 448. Те лица, что осущ перераб из этого перечня, и что в доходе не менее 70% за год от этой деят – с\х производители.
Еще 1 терм по субъектам – с\х организация. На этом терм ФЗ о несостоят. В отн сих орагниз особ реж процед бакнр, упрощение, предост им доп гарантий – приобр значение понимание, что это за орагниз, по каким крит отн к субъ, что в отн них ос реж процедур банкротства. Опред в законе о Банкр.
Кроме того, отметить, что к с\х производителям отнесен и еще цел ряд категорий субъектов, что в св пр реж уравн с с\х проивзводит – КФХ;
2 катег рыбохозяйств организ – как прав, небольш города на берегу моря, население задействовано – критр в зак – те, что градоо- и поселкообраз – не менее полов работников и те, что доход от реализ рыбн продукц не менее 70% в год.
Выделить 1 весьма значимого субъекта, костяк с\х. КФХ.С одной стор, они – субъ предпринамат деят, но такие субъ, пр реж к-рых отлич от пр реж иных субъ предпринмат деятельсности. И глав крит отн лиц к КФХ – т крит, как хоз деят в сфере с\х, деятельность, основанная на личном участи, но зак-ль как субъекта рассм объединение граждан, осуществляющих соответствующую деятельность, и осн для т объединения отнош родства или свойства, и как следствие этого – то имущество, что используется при осуществлении деятельности наделяется особым правовым режимом.
Каковы наиболее характерные черты, свойств КФХ как особому субъекту –
Оно не явл ЮЛ, своего рода квазисубъектное образование;
Ряд осбо-тей с процед создания, пр реж имущ и особ-ти взаимод с ин уч обор и не только обор.
Особ-ти создания – не только объед лиц, но и возможность создания 1 лицом,
Подлежит гос рег,
Глава хоз-ва –глава образования мом регистрации
Блакнетная норма – правила о коммерч организ, если иное не вытек из сути склад отнош.
Характ пр реж имущества – глав характ, что все имущ хоз-ва прин вход в объед лицам на праве ОСС, но договор может предусматривать иное.
Договоры, что опосредует склад в аграрн сфере отношения.
Общ хар, пыт классиф – из понят с\х деят, что и в данном случ ключев – дог, охват все стадии с\х цикла + дог, на осн к-рых мат-тех снабжение, если пыт классиф – 3 группы договоров:
1. Что явл. обычным инструментарием оборота, их исп все уч оборота, и с\х проивз тоже – банковский кредит и т д.
2. Собсвтенно болле близка к рассм сфере отн – те конструкц, специфика к-рых от хар отн, склад в с\х деят, та специфика, что предопределяет дог конструкции- 3 в ГК, и спец зак – контрактации- отчужд; дог ар с\х назн земель (Зак об обороте), по закупке с\х пролдукции, Закон выдел ее из иных видов закупки продукции для публичных нужд.
3. Те дог, что опосредуют внутр отн в с\х организациях – трудов дог в с\х отн и опосред внутрихоз связи.
Наиболее яркий, специфичный договор – контрактации. Как догов тип создан и укоренен в совет вр, дорев его не было, отн при приобр с\х прождукции опосред либо к-п, либо запродажи – тоже это был специф дог тип, в осн для продажи недв, с этих позиций критиковалась в доктрине.
А в совет вр и вощникла т специф дог констр, как контрактац. Она рассм как гос закупка у спец субъ – колхозов, совхозов. Она была элем слож юр конструкц, опосед отн хоз оборота с социалистич орг. Основой закл дог был план гос закупок. Не в соотв с планом – ничтожен.
Было и опреед теор обосн. Оно свод к хар пр реж земли. Логика такова: К. была принудительной, укл от нее невозм – эта принудит в дог обон цив, колх право – от пр реж земли. Раз земля – искл собств го-ва, это осн, чтоб оно предост землю как ср-во прои-зво, это чтою понуждать с\х прозв уст те усл в дог, что гос-во счит важн. Контрактац в сов вр в разн сферах, много ведомственных типов договоров, более 100 мин-в и ведомст (120-140), не все имели отн к с\х, но нек имели и устанавливали сии типов дог.
Характеристика
Разнов дог к-п, это к-п.
Понятно, раз к-п, есть п-ц как правило, он произодитель, он приним обяз-во продать продукцию пок-лю (заготовителю), а он обязуется принять и оплатить.
Есть опред иер примен норм в регулировании.
Первнач примен нормы о контрактации – пар 5 гл. 30, бланктеный опять прием – 3 пар гл. 30, при этом К. специфика сей дог констр – исключается возможность, что это разновидность поставки, слишком специф черты субъектов да и самого дог.
Возмездный, взаимн, консенс,
Объект – та сх продукция, что произведена непоср в хоз-ве производителя, продукты переработки – не м б.
Цель влияет – если цель – потребление продукции, то не м б классифицирован как дог К.
Как существенные усл К:
О предмете;
Кол-во
Ассортимент
Если ассорт не предусм – гов о заключенности вряд ли возможно.
Содержание договора:
Основным содержанием сих прав и обязанностей, что довольно специфичны – круг прав и обяз, что на слайде:
Раз произв более слабая сторона, то ему доп права. Если прием права 1 субъ по дог, то др субъ локазывается обременен доп обяз.
Общ норма сфор так – что на заготовителя обя-зть принимать с\х прод по месту ее нахожд (диспозитивно).
Главное – ответственность производителя. Раз они зависят от погодных условий, то зак-ль не мож этого не учитывать, отр в правиле, что производитель ответственен только при наличии вины пред закготовителем. В кач ФМ осбт, что вл на освоб от отв – опреж ЧС. В суд пр иногда диссон, всегда ли небл погод усл – то обст, что освоб от отвествтсв. Правы те суды, что неблогопр погод усл д носить чрезвычайный характер.
Закупки для гос нужд
Действдостат древнее зак-во – о закуп и пост с\х прод 94 года, но его надо рассм с позиц и совр зак-ва о закупках для гос нужд, нын суд пр – что он действ в части, непротивроеч соврем зак-ва о изакупках.
Пост пр к закону 98 – полож об оперативном резерве.
На осн этих актов закупки.
Это самост пр катег, что устан специф пр реж отчуждения с\х продукции для нужд государства.
Закупки сх – приобр гос-вом у товаропроизводиетелей для послед переработки или реализации потребителям.
Поставки сх продукции – те отнош, что скалд между тов-пр (рпоставщик) и пок-лями готовой продукц и продовольств.
2 правовых режима.
Почему особ-ти и специфика пр реж,
И по той прич о них гов, что специфика олт процедуры осущ закупки прод для гос нужд.
Осн элем проц – орг исп вл определяют гос заказчиков,(орг исп вл, субъекты иные) – круг заказч дорв шир;
Гос заказч 1 осущ выбор товаропроизводителей; 2 опредедляет потребит, на кого рассчит закупки; 3. Опред сроки закупок и поставок; 4. Согласлование ассортим, сроков и объемов пост с потребителями; 5. Гарантии, что даются товаропроизводителям.
Но не только процед опред специфику дог.
Опр ее и круг существ усл
Предмет
Объем
Ассорт
Качество
Цены - это связ с непредсказуемости споров, вряд ли справедл 424.
Сроки закупок
Порядок расчетов – зачем – не очень ясно, может, что ранее зак-во, но если в дог не предусм пор расч, став в невыг полож с\х произв, для кого б счит незакл – вряд ли целесообразно.
Кроме того, для закупок хар т черты, к-рые связ с особ отвественности:
Сущ законодат нормы, опре ответв – винов стор – неусьт до 10% стоим непоставл продукц
+
Несвоевр оплата предп возм взыскания пеней за кажд день проср, до 30 – 2% а после 30 дней проср – кабальн пени – 3%. (в др дог суды такие пени сниж, по 393) А тут с учетом специф отн.
Гос рег и контроль
Реализация соотв ф-ций на спец орган исп вл – Мин Сельхоз, полож о нем в 2008 – именно оно как орг исп вл – выраб гос полит и нормат рег. Федоров (бывш министр Юстиции) возгл.
В вед Минсельхоза наход – ФС по Вет и фитос надз, и ФА Лес хоз.
Методы при рег отн с с\х деят.
Их основных 3
1Лицензирование в предусм зак случ. – сейчас не прим, раньше был, раньше по хранен зерна и продук, произ племенных семян и произ-во племенных животных
2Эк метод – провед закупочных и товарных интервенций – сейчас на рынке зерна.
Сейчас сей инструм очень активно. Спец регулир – Пост Правит-ва, принимаемы по сим вопросам Пост 2001 № 580 правила осущ интрервенц; 2008 № 959; 2008 № 24. (виды продукц)
Что такое интерв какметод гос рег. В чем содерж – торги на тов бирже или конкурс. Как агент гос-ва ГУП «ФЕд агенство по рег продовольственного рынка».
Товарн и закупочн инт.
Товарные – как инстр рег, если на рынке дефицит сх продукц, если склад деф, то цены растет, гос-во интерв осущ – вбрас тов на рын – сниж стоим.
Закуп – напротив, в тех случаях, когда перепроиз-во сх продукции, имеет место снижение цен ниже мин уровня, что влияет на благополучие в этой сфере.
3 Гос поддержка с\х производителей.
Формы гос поддержки – 3 осн направлен
1 Дотации и компенс товарппр – бюдж зак-во
2 Льгот кредитов – существ снижается проц ставка по отн к учетной ставке ЦБ, покры за счет ср-в фед бюдж
3 Установл спец налогового режима
23 октября 2012