Денежная реформа 1947 г. и её последствия

В годы ВОВ Советское гос-во было вынуждено прибегать к дополнит. выпуску денег для покрытия расходов, связанных с обороной страны.

В рез-те к окончанию войны объем денеж. массы вырос примерно в 4 раза по сравнению с довоенным. Т.к. размеры товарооборота были намного ниже, то образовался излишек денежной массы, что приводило к повышению рыночных цен и снижению покупательной способности рубля.

Перед Советским государством встала задача изъятия из обращения излишка денег, что было необходимым условием для отмены карточной системы и перехода к торговле по единым государст. ценам. В ходе реформы предполагалось ликвидировать многообразие розничных цен, применявшихся при карточной системе, — государст., коммерч. и рыночных. Для ликвидации последствий войны в области денеж. обращения и проводилась реформа 1947 г.

В ходе реформы все деньги, находившиеся в обращении у населения, государст., кооперативных и обществен. предприятий и организаций, а также у колхозов, обменивались на деньги образца 1947 г. (10руб старых=1 руб нов.).

Производилась льготная переоценка вкладов населения в сберкассах: вклады до 3000 руб. переоценивались в пропорции 1:1, вклады от 3000 до 10 000 руб. — по соотношению 3:2, вклады свыше 10000 руб. — по соотношению 2:1. Переоценка вкладов по более льготному соотношению способствовала значительному притоку их в сберкассы. Денежные средства госпредприятий и организаций, хранившиеся на их счетах в банках, сохранялись без изменения. Средства кооператив. организаций и колхозов на счетах в банках переоценивались по соотношению 5:4. Одновременно правительство осуществляло конверсию всех госзаймов, выпущенных до 1947 г.

Особенность реформы заключалась в том, что трудовые доходы всех слоев населения, оставались без изменения. Они выплачивались в прежнем размере, но в новых деньгах.

Денежная реформа 1947 г. не изменила основ существующей в стране денежной системы, но она изменила название денежной единицы. Банковские билеты стали выпускаться не в червонцах, а в рублях.

Денежная реформа 1947 г. позволила значительно сократить денежную массу в обращении и укрепить покупательную способность рубля, что обеспечило условия для перехода к открытой розничной торговле по единым ценам.

43. Изменение принципов функционирования финансов предприятий в 1960-е гг.

Фин. система 1960-х гг. состояла из 3 сфер: финансы предприятий и отраслей, общегосударственные финансы и страхование. В 1960—1970-е гг. произошли изменения по формированию финансов субъектов хозяйствования.

Причины изменений крылись в сложной экон. ситуации, середины 1960-х гг. Социалистические предприятия работали по плановой экономике. считалось, что эк-е страны чужды понятия рыночной экономики, главное это производство товаров и услуг, необходимых обществу. Так, основная часть прибыли предприятия изымалась в Гос бюджет.

Хозяйственная деят. таких предприятий была жестко регламентирована. Работники не были заинтересованы в увеличении произв-ти труда, т.к. з/п не повышалась. Падение производ-ти труда и дефицит товаров и услуг привели к порогу серьезного эк кризиса.

В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято постановление «Об улучшении управления пром-тью, планирования и стимулирования», так началась новая экон реформа, в которой использовались рыночные регуляторы в административной системе хоз-ния. Было введено понятие хозрасчет, он предусматривал необходимость получения такого объема выручки, который бы компенсировал произведенные затраты и обеспечивал прибыль, достаточную для развития производства и стимулирования работников. Хозрасчет предполагал формирование хоз. самостоятельности предприятий (самоокупаемость самофинансирование, самоуправление).

Основными показателям эффективности работы предприятия стали прибыль и рентабельность. В бюджет перечислялись плата за производственные фонды, плата за земельные и водные ресурсы и взносы свободного остатка прибыли. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства.

Прибыль, оставленная в распоряжении предприятия, делилась на три части. Одна часть использовалась для капитального ремонта, нового оборудование, закупки доп сырья -фонд накопления. Другая часть для выплаты доп премий- фонд материального поощрения. Третья часть: фонд соц-культурных мероприятий и жилищного строительства для оплаты социальных услуг.

Итоги реформы: уменьшилось кол-во планируемых показателей, предприятие самостоятельно решало большинство произв-ых вопросов, вырос уровень жизни, развивалось произ-во. Была доказана важность не административных методов, а фин. стимулов.

44. Денежная реформа 1961г. и последующие преобразования

В конце 1950-х гг. в СССР стала проявляться инфляция. За 1947-1958 гг. закупочные цены на пшеницу увеличились в 6 раз, на картофель — в 9 раз, на крупный рогатый скот — в 27 раз, на молоко — в 5 раз. Советская двухмасштабная система цен создавала определенный резерв, позволявший увеличивать закупоч­ные цены при снижении розничных цен. В целях улучшения планирования и расчетов в народном хозяй­стве 4 мая 1960г. Совет Министров СССР принял постановление «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег но­выми деньгами». Руководство проведением денеж­ной реформы осуществлял мини­стр финансов СССР В. Ф. Гарбузов. С 1 января 1961г. в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег проводился в пропорции 10:1, в том же соотношении ме­нялись цены и заработная плата. Обмен денежных знаков старого об­разца на новые деньги производится в течение I квартала 1961г. через обменные пункты, открываемые учреждениями Госбанка СССР. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота.

В постановлении предусмат­ривалось изменение золотого содержания рубля. На балансе Госбанка СССР числилось 497,1 т золота. 15 ноября 1960г. решением Правительства СССР преду­сматривалось укрепление советской денежной единицы путем увели­чения ее золотого содержания. Курс рубля с 1961г. определялся 90 коп. = 1 дол. США. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб. за 1 грамм. Таким образом, на практике деноминация превратилась в скрытую девальвацию.

Изменение масштаба цен и замена денег старого образца новыми затруднялись нехваткой товарных фондов. Их дефицит составлял в 1961г. примерно 1,2 млрд. руб. Наблюдался рост цен на колхозных рынках. С целью разрешения этой проблемы с 1 июня 1962г. было проведено «временное» повы­шение цен на некоторые виды продуктов питания животноводческо­го происхождения в среднем на 30% и пересмотрены тарифные ставки рабочих.

С начала 1960-х гг. особое внимание стало уделяться совершенство­ванию экономических методов управления народным хозяйством.

На каждом предприятии за счет прибыли образовывались три фон­да: фонд материального поощрения, фонд соц-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития произ­водства. Прибыль должна была стать основным источником финан­сирования капитальных вложений и прироста оборотных средств. Вводились новые виды платежей: плата за производственные фонды, фиксированные платежи, а также взно­сы свободного остатка прибыли в бюджет.

Реформа, проведение которой предусматривало два этапа, затро­нула промышленность, строительство, сельское хозяйство. Ее основ­ными направлениями стали: новая административная централизация — упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств; введение хозрасчета на пред­приятиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством; развитие экономического стимулирования предприятий.

Период 1966-1970 гг. был одним из лучших в условиях плановой экономики. Объем промышленного производ­ства вырос в 1,5 раза.

Предпринятые гос-вом попытки совершенствования финан­совых отношений в целом не были доведены до конца и не дали ожи­даемых результатов, т.к. реформирование хо­з-ных отношений не поднялось выше первичного звена, не затронуло взаимосвязей предприятий и государства в процессе воспроизводства. Не были созданы стабильные экономические отношения в хозяйстве и в рамках очередного пятилетнего плана.

Сфера исполь­зования товарных отношений была сведена к минимуму. Длительное сосуществование старых и новых форм и методов хозяйствования отрицательно сказалось на первоначальном плане проведения реформы. Ко второму этапу ее проведения так и не перешли.

45. Условия фин. деят. предприятий в 1970-е гг.

К 1970-м годам стало очевидно, что положительный эффект реформы 1965 г. лишь временный успех, темпы экон. роста стали снижаться, советская экономика вновь оказалась на пороге кризиса (появилась скрытая инфляция, всеобщий дефицит товаров и услуг, рост прибыли происходил не за счет роста эффективности, а путем искусственного завышения цен.)

Реформаторы 1960-х гг. не рискнули изменить всю систему, сохранив гос. ценообразование, жесткое административное планирование. Поэтому В 1970-е годы появился выбор: или использование рыночных механизмов или найти иной способ решения экон. проблем, сохранив административную эк-у. Выбрали второе, так как в результате открытия нефтяного месторождения Самотлор в Западной Сибири страна стала обладательницей колоссальных нефтяных богатств. Благоприятная мировая конъюнктура цен на нефть обеспечивала приток в страну огромных фин. ресурсов (за 1973—1983 гг. наша страна получила около 90 млрд дол. О необходимости реформирования финансов предприятий уже не было и речи. Для преодоления дефицита товаров стали массово покупать импортные товары повседневного спроса.

Постепенно начался и отход от основных принципов реформы 1965 г. Несмотря на незначительную свободу для хоз и фин деят предприятий, устанавливались основные опред нормативы министерствами (один из важнейших показателей—норма прибыли). Выполнить этот показатель можно было двумя путями: снизить производ-ые затраты или искусственно повысить цены. Деят социалистических предприятий была ориентирована на производство товаров и услуг, доступных для всех потребителей, поэтому такое производство оправдывало любые высокие затраты. Постепенно начался скрытый рост оптовых цен.

Министерствами также вводились лимиты на создание фондов экон. стимулирования, так высокорентабельные предприятия не могли использовать всю оставшуюся прибыль и вынуждены были отдавать значительную часть прибыли в бюджет. Финансирование капитальных вложений также планировалось таким образом, чтобы у предприятия оставалась «свободная», неистраченная прибыль, которая также зачислялась в бюджет. Размеры прибыли, изымаемой в бюджет, достигали 72% общей суммы полученной предприятием прибыли. Такая система распределения прибыли полностью уничтожила успехи реформы 1965 г. Жесткое нормирование затрат и распределение значительной части прибыли в бюджет лишало предприятия стимулов к развитию хоз деят, и в итоге к началу 1980-х гг. функционировали не только отдельные убыточные предприятия, но и убыточные отрасли.

46. Государственные финансы в 1960—1970 гг.

К нач. 60-х г. были сформированы основы гос. ф-сов, кот. затем просуществовали до конца 80-х гг. Все фин. ресурсы гос. власти были аккумулированы в Госбюджете СССР. Он представлял собой единый б-т, объединяя союзный бюджет, бюджеты 15 союзных республик и бюджет соц. страх-я. Бюджет каждой союзной респ-ки состоял из республ-го бюждета и бюджетов террит-ных образ-ий (к местным б-там относились бюджеты краев, областей, районов, городов, поселков и сельских Советов. В рез-те Госбюджет объединял около 50тыс. различных бюджетов. Осн. характеристика гос. финансов всего социалистич. периода — централизованный характер образ-я фонда денеж. средств, в нем концентрировалось огромное кол-во фин. ресурсов. Функции союзного бюджета: Во-первых, он обеспечивал необходимыми ден. ср-вами оборону и национ. безопасность страны, из него осущ. финансирование мероприятий в области хоз. строительства и культурного развития. Во-вторых, через него осущ. перераспределение части фин. ресурсов между союз. республиками в целях обеспеч. роста материального благосостояния и культуры республик и снижения различий в их социально-экономическом развитии. Бюджеты совет. республик обеспечивали необх-ми фин. ресурсами экономику республики, часть фин. ресурсов направлялась на поддержку образования, культуры и здравоохранения в республике. В СССР в 60-70-х г. налоги не были основным источником формирования доходов Госбюджета. Т.к. налоги в СССР как дополнительное средство эксплуатации трудящихся. Основ. часть доходов Госбюджет СССР получал в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборот. средства и свободного остатка прибыли предприятий и хоз. организаций. В налог. доходы союзного бюджета вкл.: налог с оборота, платежи из прибыли гос. предприятий и хоз. организаций союзного подчинения, таможенные и др. В доходы бюджетов союз. респ-ик входили: платежи из прибыли и др. поступления от предприятий и хоз. организаций, лесной доход, подоход. налог с колхозов и кооперативных организаций, сельхоз. налог, отчисления от подоход. налога с населения, госпошлина, мест. налоги и др. Доходы бюджетов стали делиться на закрепленные и регулирующие. Закрепленные доходы в 100%-ном объеме поступали в «свой» бюджет, а регулирующими бюджет «делился» с др. бюджетом. Так перераспределялись доходы м/у гос.бюджетом и бюджетами республик. Например, часть получ. подоход. налога союз. бюджет отдавал в госбюджеты социалистических республик. Распределение доходов между республиканским и местным бюджетами осущ. самой республикой. В госбюджет союз. республик также поступали средства гос. соц. страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и других общесоюз. госдоходов. За период 1971-75г. Доходы Госбюджета достигли почти 950 млрд руб., (92% поступило от социалистического хоз-ва и только 8% д-ов сост. налоги. Осн. часть д-дов б-т получал в виде платы за осн. произв-ные фонды и нормируемые оборот.ср-ва и свободного остатка прибыли предприятий и хоз. орг-ций. К сер. 70-х г. расходы Госбюджета сост. 933,2 млрд: (ассигнования на народное хоз-во — 467,1 млрд на науку и соц.-культурные мероприятия — 338,6 млрд.; оборону — 88,7 млрд , гос. управление — 9,4 млрд. Т.о., к 60—70-м гг. в СССР сложилась своеобразная сис-ма соц.Страх-я. Гос-во взяло на себя обязанность компенсировать потерю дохода населения в случае наступления старости, заболевания и утраты трудоспособности. С 1938 года б-т соц. страх-я стал частью Госбюджета СССР. За счет него выплачивались все виды пенсий: пенсии работающим и неработающим пенсионерам по старости, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца; пособия по времен. нетрудоспособ. Проблемы дефицита бюджета у Госбюджета официально не было. Но советское гос-во активно занимало деньги у населения. Оно выпускало облигации гос. займа с достаточно длит. сроком погашения (до 30 лет) и  продавало их населению. Другим источником дополн. ресурсов для совет. гос-ва были ср-ва сберкасс, кот. на условиях кредита предоставлялись Госбанком СССР.


Наши рекомендации