Денежная реформа Алексея Михайловича 1654—1663 гг.

Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и формирование общероссийского рынка вызвали необходимость совершенствования денежной системы. В частности, возникла потребность во введении в обращение монет крупного номинала, а также в расширении сырьевой базы монетного дела за счет использования других металлов. Развитие внешней торговли требовало преодоления замкнутости русской монеты, которая обслуживала только внутренний рынок.

Необходимо было приравнять русскую монету к международным денежным стандартам, требовалась денежная система, соответствующая общеевропейскому уровню.

В середине XVII в. была предпринята попытка усовершенствования русского денежного хозяйства в соответствии с новыми экономическими и политическими условиями. Возникла потребность в проведении денежной реформы.

Денежная реформа Алексея Михайловича проводилась в период 1654—1663 гг. и должна была решить следующие задачи: 1) ввести в обращение серебряные монеты крупных номиналов; 2) ввести в качестве монетного сырья медь и приступить к чеканке мелких разменных монет из меди; 3) ориентировать основную русскую денежную единицу-рубль на западноевропейский талер. Для выполнения этих задач в 1654 г. в обращение были введены серебряные монеты крупных номиналов.

В 1655 году на пяти монетных дворах началась чеканка медных копеек с принудительным курсом. Медные копейки чеканились по образцу серебряных и предназначались для их замены в обращении, что должно было способствовать экономии дорогостоящего серебра. Однако неограниченные выпуски в обращение медных копеек, номинально приравненных к серебряным, в конечном итоге привели к их обесценению, что вызвало недовольство населения. В 1662 году в Москве произошел «медный бунт», а в 1663 г. медные монеты были изъяты из обращения. Коренную перестройку денежного хозяйства удалось осуществить только в период правления Петра I.

4. Финансовые реформы середины 16 столетия
При Иване Грозном(1530—1584) многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стала производиться «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев,у которых каждый работоспособный мужчина был обложен ясаком —меховой или пушной данью. При Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Был создан Приказ Большого Прихода, куда собирались и ямские, и полоняничные деньги, и тамга. Также правительство создало центральное финансовое ведомство — Казну (или Казенный Приказ) и Четверти («Чети»), ведавшие финансами местными, а также Разряд, ведавший денежными сборами, введенными взамен кормлений.
В конце XVI в. все денежные потоки находились под контролем Московского правительства.
Крупнейшей административно-финансовой реформой правления Ивана Грозного стало введение земского самоуправления.
В период царствования Алексея Михайловича (1596—1645г) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. («тягло» - все виды прямых налогов.). От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII века эти привилегии стали меняться.

1623— первый российский бюджет.

Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, таможенные пошлины; судебные пошлины. Также в царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки - монополия государства. В середине ХVII в. для торговых людей была установлена единая пошлина — 10 денег (5 коп. с рубля оборота).

1653г. - Таможенный устав, введена четкая таможенная система.

В 1640-е годы - рост прямых налогов. Сумма косвенных налогов, поступивших в казну в 1642 г., увеличилась по сравнению с 1613 г. в 10 раз. Денежные оброки выросли в 5 раз. Прямые налоги поднялись до 20%. В 1646 году был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд, итогом которого стали «Соляные бунты». 1649г. - Соборное Уложение (основной закон России вплоть до начала XIX в.), где были отражены вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, и было окончательно закреплено крепостное право с отменой урочных лет. Согласно Соборному Уложению использовались различные единицы обложения: 1) выти, обжи, луки; 2) местные сошки различных размеров; 3) большая (московская) соха.

Алексей Михайлович предпринял попытки по упрощению и объединению финансовой администрации: Стрелецкий и Ямской Приказы и Четверти были объединены с Приказом Большой Казны. В 1654 году организован Счетный Приказ — первый в России контролирующий финансовый орган, который занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг.

Основными принципами финансовой политики на стыке ХV—ХVI вв. были образование гос. аппарата управления финансами, дальнейшее развитие финансовой системы. Земская реформа, перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части гос. повинностей на деньги завершили к середине ХVI столетия создание гос. финансов страны.
5. Состояние гос. фин-ов во 2/2 17 в. – 2-е десятилетие 18 века.

Становится более централизованной, система гос управления фина-ми. В 1672—1683г. на Стрелецкий приказ был возложен сбор стрелецких денег – основного прямого налога. В1679 г. введена подворная подать.С ее установлением отменено посошное обложение, за единицу прямого налогообложения принимался «двор». В1679—1681 г. во главе фин-ых учреждений находится приказ Большой казны. В 1680 году был впервые составлен «нормальный» бюджет страны. Косвенное обложение во 2/2 XVII в., составляло более половины всех гос. доходов. Наибольшая доля расходов приходилась на содержание армии. В конце царствования Пет­раI дефицит достиг 8,5млн. К расходам на армию присоединяются с 1696 г. расходы на флот. 30 января 1699 г. Бурмистерская палата стала центральным фин-ым органом России. Северная война снова принесла увеличение всех гос. расходов. правительство по усиленно эксплуатирует новый источник доходов — регальные права. Но доходность серебряная русской монеты стала уменьшаться. Рядом указов устанавливаются новые регальные права на угодья,отрасли промыш-ти, значительно ограничивающие право частной собственности. В оброчные статьи превращаются домашние бани, постоялые дворы, рыбные ловли.В 1704 году учреждена Ближняя Канцелярия, в которую все Приказы и Ратуша обязаны были представлять отчеты о доходах и расходах.
Начинается монополизация выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем рынках, с1705г.- продажа соли, табака, мела, рыбьего жира, сала. Основной чертой новой фин-ой политики было распределение содержания армейских полков по губерниям. В конце правления Петра,когда Россия разделена на 8 губерний,доходы - 3млн руб в год,дефицит 500 тыс. руб.
Новая перепись в 1710 г. показала убыль населения. Правительство отдало распоряжение собирать окладные налоги по пе­реписи 1678 г. => население платило за опустелые дворы.
С 1715 г. губернии делились на доли по 5500 дворов. В соот-и с кол-ом долей производилась разверстка по губерниям гос. повинностей. Указом 1715 г. было образовано 10 коллегий. Денежными делами - Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех гос. доходов и расходов - Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт. Но действия коллегий не были согласованы => вызывало массу неувязок. В 1719 году были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли.

Податная реформа Петра I

Хронический дефицит бюджета заставили Петра I в 1722 г. ввести подушную подать, которой облагалось все мужское население податных сословий — все разряды крестьян, посадские люди и купцы. В период 1719—1720 гг. новая перепись (за утайку душ приказчикам и старостам грозила смертная казнь, у помещиков отбирали двойное количество против утаенного числа крестьян), в 1724 году проверка «сказок» была окончена, численность населения, платящего подати, достигла 5,5 млн. Таким образом, благодаря введению подушной подати, включению в число плательщиков холопов, церковников, однодворцев не плативших прежде налоги, податное сословие увеличилось более чем вдвое. Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи.

Из расчетов Петра I содержание одного драгуна ~41руб, пехотинца ~29руб в год. Таким образом, на каждого плательщика приходилось 80 коп. налога в год. На 1725 год подуш. налог был понижен до 74 коп., а после смерти Петра I —70 коп. В последний период существования этого налога его размер был втрое меньше, чем во времена Петра I.

На практике «подушина» имела немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных природно-климатическим районах, трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями. Не были отменены никакие другие повинности. На практике каждому взрослому работнику приходилось платить в 2 раза и больше. В результате возникло два понятия: «податная душа» и «реальная».

В крестьянской среде разверстка платежей продолжалась по-старому: делилось количество всей земли на число податных душ, обозначенных в ревизских «сказках». Если, население увеличивалось вдвое, а количество земли оставалось неизменным, то на каждого работника приходилось всего по полдуши. Теперь подушная подать = около 50% доходной части бюджета, доля ранее доминировавших косвенных налогов, кабацких и таможенных сборов уменьшилась до 25%. Переход к подушной подати в 1724 г. принес казне дополнит. 2 млн руб. доходы казны к 1724 г. увеличились по сравнению с началом 18 в ~ в 3 раза. Расходы росли еще быстрее.

К 1725 году был составлен табель государ. прихода-расхода, учитывающий все петровские преобразования финансов. По этой табели государство получило доход втрое больший, чем 12 лет назад. Этот прирост был достигнут за счет подушного обложения. Однако реальная ситуация была другой. Реальные поступления подушной подати были на 33% меньше сумм, заложенных в бюджете. Эти недоимки отрицательно отражались на отдельных государствен. ведомствах. В 1723 году военная коллегия, получила на 69% меньше того, что ей причиталось, задерживалось жалование войскам, ухудшалось снабжение армии. На содержание армии шло ~4,5 млн. руб. из подушных сборов; на   флот и гвардию ~2 млн-из питейных, таможенных; на общественные постройки шел соляной сбор (чуть больше 0,5 млн); дворцовые расходы покрывались доходами дворцовых волостей (~300 тыс. руб.). Тем не менее во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами, без долга. Финансовыми вопросами в те годы ведали Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия и Коммерц-коллегия. При Екатерине II они преобразованы в экспедицию государствен. доходах, а в 1802 в минфин.

7. Коренные изменения в денежной системе России в 18 в.

Денежная реформа Петра I (1698—1724) проводилась в три этапа и преследовала прежде всего фискальные цели. Казна нуждалась в денежных средствах для финансирования армии и флота, строительства городов, каналов, гаваней, верфей, заводов и т.д.

В ходе реформы в денежное обращение были введены три монетных металла: золото, серебро и медь. Основу денежной системы составляли серебряный рубль и медная копейка.

Новая русская монета соответствовала общеевропейским стандартам.

В этот период были основаны новые монетные дворы, постепенно был осуществлен переход от ручной чеканки к машинной.

В результате денежной реформы Петра I в основу русской денежной системы был положен десятичный счет, что имело большое значение для развития денежных отношений. На Руси до XVIII в. гораздо чаще пользовались счетом на алтыны и денги. Выпуск в 1720—1730-е гг. медных денег привел к их обесценению и расстройству денежной системы. В 1755—1757 годах появилась полноценная медная копейка.

Значение денежной реформы Петра I было велико. В результате реформы была создана единая для всей страны монетная система, которая служила основой для дальнейшего развития экономики.

Во второй половине XVIII в. в России появляются бумажные деньги.

Первые бумажные деньги были выпущены в России в 1769 г. по указу Екатерины II, назывались они ассигнациями. Необходимость введения бумажных денег была вызвана потребностью хозяйства в более удобных средствах обращения по сравнению с громоздкими металлическими монетами. Непосредственной причиной выпуска бумажных денег послужила война с Турцией 1768— 1774 гг., для финансирования которой требовались дополнительные денежные средства.

Для выпуска ассигнаций было создано два ассигнационных банка — в Москве и Петербурге. Через три года в обращение стали выпускать необеспеченные бумажные деньги.

В 1786 году ассигнационные банки были преобразованы в единый Государственный ассигнационный банк, который приступил к выпуску ассигнаций нового типа, были выпущены ассигнации номиналом — 5,10, 25, 50, 75 и 100 руб.

Бесконтрольная эмиссия необеспеченных бумажных денег в целях финансирования военных расходов привела к их быстрому обесценению и государство было вынуждено прекратить размен ассигнаций на металлическую монету.

К началу XIX в. один ассигнационный рубль составлял всего лишь четверть рубля серебряного, однако эмиссия бумажных денег продолжала оставаться единственным способом покрытия дефицита государственного бюджета и в последующие десятилетия. Катастрофическое обесценение рубля привело к расстройству денежного обращения и развитию кризисных явлений в хозяйстве страны.

По указанию императора Александра I была создана специальная комиссия, которая под руководством М.М. Сперанского разработала новые направления финансовой политики и подготовила документ, известный как «План финансов» (1810). Этим Планом предусматривалось прекратить выпуск новых ассигнаций, а все ранее выпущенные ассигнации признать внутренним государственным долгом. Однако эти меры не удалось осуществить в полной мере.

Население отказывалось принимать ассигнации, предпочитая металлические монеты. Было очевидно, что остановить обесценение ассигнаций невозможно, поэтому упорядочение денежной системы можно было осуществить только на основе металлического обращения. Восстановление металлического денежного обращения на основе введения серебряного рубля удалось осуществить только в ходе реформы 1839—1843 гг.

Наши рекомендации