Денежная реформа Елены Глинской 1535—1537 гг.
Денежная реформа Елены Глинской 1535—1537 гг.
Татаро-монгольское нашествие задержало экономическое развитие русских княжеств. Только во второй половине XIV в. по мере восстановления хозяйства, развития торговли и ремесел возобновилась чеканка монет в русских княжествах. Эти монеты чеканились из серебра и назывались «деньги» или «денги».
Русские монеты XIV—XVII вв. чеканились из привозного серебра в виде западноевропейских монет (с XVI в. — талеров). Первоначально чеканка монет осуществлялась денежниками-откупщиками и представляла собой частный промысел. Эта практика была ликвидирована в 1530-х гг., когда чеканка монет стала монополией государства и производилась на государственных монетных дворах. Образование централизованного государства вызвало необходимость введения единой по весу, пробе и оформлению монеты. Унификация русской денежной системы была осуществлена с помощью денежной реформы 1535—1538 гг. — реформы Елены Глинской.
Денежная реформа Елены Глинской установила единый тип и вес монеты, и денежная система приобрела следующий вид: 1 руб. = 100 коп., 1 полтина = 50 коп., 1 полуполтина = 25 коп., 1 гривна = 10 коп., 1 алтын = 3 коп., 1 коп. = 2 денгам, 1 денга = 2 полушкам.
При этом в обращении находились только копейки, денги и полушки, более крупные денежные единицы были только счетными понятиями.
Русское денежное обращение XVI—XVII вв. обслуживалось только серебряной монетой, преимущественно копейкой.
Монетная система, установленная реформой Елены Глинской 1535—1537 гг., просуществовала без изменений почти 100 лет.
Податная реформа Петра I
Хронический дефицит бюджета заставили Петра I в 1722 г. ввести подушную подать, которой облагалось все мужское население податных сословий — все разряды крестьян, посадские люди и купцы. В период 1719—1720 гг. новая перепись (за утайку душ приказчикам и старостам грозила смертная казнь, у помещиков отбирали двойное количество против утаенного числа крестьян), в 1724 году проверка «сказок» была окончена, численность населения, платящего подати, достигла 5,5 млн. Таким образом, благодаря введению подушной подати, включению в число плательщиков холопов, церковников, однодворцев не плативших прежде налоги, податное сословие увеличилось более чем вдвое. Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи.
Из расчетов Петра I содержание одного драгуна ~41руб, пехотинца ~29руб в год. Таким образом, на каждого плательщика приходилось 80 коп. налога в год. На 1725 год подуш. налог был понижен до 74 коп., а после смерти Петра I —70 коп. В последний период существования этого налога его размер был втрое меньше, чем во времена Петра I.
На практике «подушина» имела немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных природно-климатическим районах, трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями. Не были отменены никакие другие повинности. На практике каждому взрослому работнику приходилось платить в 2 раза и больше. В результате возникло два понятия: «податная душа» и «реальная».
В крестьянской среде разверстка платежей продолжалась по-старому: делилось количество всей земли на число податных душ, обозначенных в ревизских «сказках». Если, население увеличивалось вдвое, а количество земли оставалось неизменным, то на каждого работника приходилось всего по полдуши. Теперь подушная подать = около 50% доходной части бюджета, доля ранее доминировавших косвенных налогов, кабацких и таможенных сборов уменьшилась до 25%. Переход к подушной подати в 1724 г. принес казне дополнит. 2 млн руб. доходы казны к 1724 г. увеличились по сравнению с началом 18 в ~ в 3 раза. Расходы росли еще быстрее.
К 1725 году был составлен табель государ. прихода-расхода, учитывающий все петровские преобразования финансов. По этой табели государство получило доход втрое больший, чем 12 лет назад. Этот прирост был достигнут за счет подушного обложения. Однако реальная ситуация была другой. Реальные поступления подушной подати были на 33% меньше сумм, заложенных в бюджете. Эти недоимки отрицательно отражались на отдельных государствен. ведомствах. В 1723 году военная коллегия, получила на 69% меньше того, что ей причиталось, задерживалось жалование войскам, ухудшалось снабжение армии. На содержание армии шло ~4,5 млн. руб. из подушных сборов; на флот и гвардию ~2 млн-из питейных, таможенных; на общественные постройки шел соляной сбор (чуть больше 0,5 млн); дворцовые расходы покрывались доходами дворцовых волостей (~300 тыс. руб.). Тем не менее во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами, без долга. Финансовыми вопросами в те годы ведали Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия и Коммерц-коллегия. При Екатерине II они преобразованы в экспедицию государствен. доходах, а в 1802 в минфин.
7. Коренные изменения в денежной системе России в 18 в.
Денежная реформа Петра I (1698—1724) проводилась в три этапа и преследовала прежде всего фискальные цели. Казна нуждалась в денежных средствах для финансирования армии и флота, строительства городов, каналов, гаваней, верфей, заводов и т.д.
В ходе реформы в денежное обращение были введены три монетных металла: золото, серебро и медь. Основу денежной системы составляли серебряный рубль и медная копейка.
Новая русская монета соответствовала общеевропейским стандартам.
В этот период были основаны новые монетные дворы, постепенно был осуществлен переход от ручной чеканки к машинной.
В результате денежной реформы Петра I в основу русской денежной системы был положен десятичный счет, что имело большое значение для развития денежных отношений. На Руси до XVIII в. гораздо чаще пользовались счетом на алтыны и денги. Выпуск в 1720—1730-е гг. медных денег привел к их обесценению и расстройству денежной системы. В 1755—1757 годах появилась полноценная медная копейка.
Значение денежной реформы Петра I было велико. В результате реформы была создана единая для всей страны монетная система, которая служила основой для дальнейшего развития экономики.
Во второй половине XVIII в. в России появляются бумажные деньги.
Первые бумажные деньги были выпущены в России в 1769 г. по указу Екатерины II, назывались они ассигнациями. Необходимость введения бумажных денег была вызвана потребностью хозяйства в более удобных средствах обращения по сравнению с громоздкими металлическими монетами. Непосредственной причиной выпуска бумажных денег послужила война с Турцией 1768— 1774 гг., для финансирования которой требовались дополнительные денежные средства.
Для выпуска ассигнаций было создано два ассигнационных банка — в Москве и Петербурге. Через три года в обращение стали выпускать необеспеченные бумажные деньги.
В 1786 году ассигнационные банки были преобразованы в единый Государственный ассигнационный банк, который приступил к выпуску ассигнаций нового типа, были выпущены ассигнации номиналом — 5,10, 25, 50, 75 и 100 руб.
Бесконтрольная эмиссия необеспеченных бумажных денег в целях финансирования военных расходов привела к их быстрому обесценению и государство было вынуждено прекратить размен ассигнаций на металлическую монету.
К началу XIX в. один ассигнационный рубль составлял всего лишь четверть рубля серебряного, однако эмиссия бумажных денег продолжала оставаться единственным способом покрытия дефицита государственного бюджета и в последующие десятилетия. Катастрофическое обесценение рубля привело к расстройству денежного обращения и развитию кризисных явлений в хозяйстве страны.
По указанию императора Александра I была создана специальная комиссия, которая под руководством М.М. Сперанского разработала новые направления финансовой политики и подготовила документ, известный как «План финансов» (1810). Этим Планом предусматривалось прекратить выпуск новых ассигнаций, а все ранее выпущенные ассигнации признать внутренним государственным долгом. Однако эти меры не удалось осуществить в полной мере.
Население отказывалось принимать ассигнации, предпочитая металлические монеты. Было очевидно, что остановить обесценение ассигнаций невозможно, поэтому упорядочение денежной системы можно было осуществить только на основе металлического обращения. Восстановление металлического денежного обращения на основе введения серебряного рубля удалось осуществить только в ходе реформы 1839—1843 гг.
Образование Министерства финансов
В1802–1811г.-реформа высших органов управления. 8 сен. 1802 г. были созданы 8 министерств (военных сухопутных сил, морских, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения). В ходе реализации данного манифеста вся ответственность за решаемые дела ложилась единолично на министров, что было более удобно для управления. Но усилилась бюрократия гос-го аппарата. В XVIII в. организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: отсутствие независимости у контрольных органов тормозило их развитие. 25 июля 1810 г. Высочайшим Манифестом император Александр I учреждает Главное управление ревизии гос-ых счетов во главе с Гос-ым контролером. Первым Гос контролером в истории России стал барон Балтазар Кампенгаузен. Управлению ревизией гос-ых счетов были предоставлены широчайшие полномочия. Одной из его обязанностей было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Введение должности Гос контролера привели к позитивным изменениям.Но уже к концу царствования Алек.I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В.т.ч. и важнейший принцип фин-го контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение дел.
С 1993 года Правительство РФ стало активно выпускать долговые ценные бумаги для финансирования дефицита фед бюджета. С 1993 по 1998 активно обращались на условиях открытого рынка Гос краткосрочные облигации.
Принятие череды НПА в СССР, а затем в РФ в конце 1980—1990-х создало правовые условия для формирования рынка ценных бумаг. Появились законы, регламентирующие выпуск корпоративных акций и облигаций, векселей, гос ценных бумаг, функционирования самого рынка ценных бумаг.
В 1991 году были созданы первые фондовые биржи — Московская централь фондовая биржа, Сибирская и Санкт-Петербургская, стали организовывать торговлю ценными бумагами и товарные биржи. Основными фондовыми биржами в современных условиях остаются Московская биржа (РТС) и ММВБ. Но основной оборот ценными бумагами в России, как и в др странах, приходится на внебиржевую торговлю.
Рынок страховых услуг стал формироваться в России начиная с 1991 г. Законодат базу правового регулирования страховой деятельности заложил Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ». Гос монополия в области страхования была практически отменена принятием в мае 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР», который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страх организации и самост-но определять условия, порядок и виды страхования. В этот период появились страх компании, работающие на принципах коммерч организации.
Создаваемые страх общества активно занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка. Но сам рынок развивался небольшими темпами, так как потребность в страховании у населения и организаций была незначит. Так, в 1989 число действующих договоров доброволь страх среди населения составляло 121,5 млн при численности населения 148 млн чел. Организации, стремясь выжить в условиях переход периода эк-ки, страхованием своего имущества почти не занимались. В начале 1990х страх рынок не был создан, но были созданы условия для его возрождения.
56.Перестройка денежной системы в постсоветский период Развал Советского государства и образование на базе бывших союзных республик самостоятельных независимых государств со свои ми денежными системами разрушил централизованную денежную систему СССР. Это вызвало необходимость создания новой денежной системы России. Денежная реформа 1992—1993 гг. началась принятием закона «О денежной системе Российской Федерации» (Закон РФ от 25 сентября 1992 г. № 3537-I «О денежной системе Российской Федерации» утратил на сегодняшний день свою силу в связи с принятием в 1995 г. Закона о Центральном банке РФ (Банке России)), заложившего правовые основы новой денежной системы. Денежной единицей был объявлен рубль Российской Федерации. Монопольное право эмиссии денег было закреплено за Банком России. Был проведен обмен советских рублей на российские рубли образца 1993 г. по соотношению 1:1 без ограничений суммы и срока. Закон отменял золотое содержание рубля. Законными платежными средствами были объявлены банкноты Банка России, обеспеченные всеми его активами, казначейские билеты были отменены. В результате реформы была решена основная задача — введение новой национальной валюты и отсечение объема рублевой денежной массы, обращавшейся в бывших советских республиках. Однако проведение рыночных реформ сопровождалось резким ростом цен и соответственно увеличением денежной массы в обращении, что вызвало необходимость проведения деноминации рубля. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение банкноты и монеты образца 1997 г.: банкноты достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 руб. и монеты достоинством 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5 руб. С января 2001 г. в обращение была введена банкнота достоинством 1000 руб., а с 1 августа 2006 г. — достоинством 5000 руб. Перестройка денежной системы заключалась не только в изменении денежной единицы и введении новых видов денег. Переход к рыночным методам хозяйствования потребовал пересмотра принципов организации денежного обращения и методов управления денежным оборотом. На смену прямым, или директивным, методам регулирования денежного оборота пришли косвенные, или рыночные.
57. Характеристика преобразований в сфере финансов в 1992-1998 гг.
Основополагающая проблема, от которой зависит эффективность рыночных преобразований и в отношении которой в России не было найдено адекватного решения, — последовательность действий при осуществлении либерализации. Формирование эффективной рыночной экономики на месте плановой предполагает четкую последовательность в реализации мероприятий переходного периода, а именно:
1)приватизацию на основе трансформации большей части государственной собственности в частную. При этом преследуется цель — усиление хозяйственной мотивации, повышение материальной заинтересованности и ответственности, необходимых для эффективного функционирования рыночных механизмов; 2) макроэкономическую стабилизацию, создание конкурентной среды, сдерживающей рост инфляции, установление для всех экономических субъектов, включая государство, жестких финансовых ограничений; 3) либерализацию экономики (цен, хозяйственных связей, внешнеэкономических отношений).
Реализация данного комплекса мероприятий получала название «шоковая терапия», однако их практическое воплощение в России было осуществлено в обратном порядке, что не только не способствовало решению проблем, но и породило массу негативных явлений, среди которых особенно ощутимы были следующие:
1) гиперинфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни и широкие слои населения; 2) обесценение вкладов, снижение накоплений и инвестиционной активности, которые теряют смысл при высокой инфляции. 3) ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственных процессов, криминализация значительной части экономики; 4) дифференциация доходов и материальной обеспеченности, социальное расслоение.
Началось создание неинфляционных механизмов покрытия бюджетного дефицита, стал осуществляться переход к принципам бюджетного федерализма. Одновременно наметились существенные изменения в структуре производства валового внутреннего продукта. В ней значительно вырос удельный вес банковского сектора, финансовых институтов. Заработали, хотя и недостаточно устойчиво, валютный и фондовый рынки.
В результате спустя три года с момента начала реформ российская экономика продолжала оставаться в весьма трудном и противоречивом положении. Продолжался спад производства, к 1994г. ВВП по сравнению с 1991г. снизился на 40%. Усилилась сырьевая направленность экономики. Поставки на рынок продуктов питания все в большей мере обеспечивались за счет импорта.
Усугубляющаяся финансовая нестабильность приводила к постоянной смене руководителей финансового ведомства, которых за 1992— 1998 гг. сменилось семь человек, что само по себе мало способствовало стабилизации. Одним из наиболее эффективных министров той поры следует признать Бориса Григорьевича Федорова, который повторно занимал этот пост с 25 марта 1993г. по 26 января 1994г. Будучи министром финансов повторно, он инициировал прекращение выдачи безвозвратных гигантских кредитов странам бывшего СССР. Только за счет отказа от дотаций, в том числе по импорту, экономия составила более 5 млрд. дол. США. В период его работы были либерализованы цены на хлеб и зерно, отменено субсидирование кредитов, произошло последовательное снижение инфляции и эмиссии денег.
1995г. был принят Федеральный закон № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата создавалась как принципиально новый орган государственного финансового контроля, независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Федеральный бюджет
Центр.место в бюджет.системе занимает федерал.бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств РФ. Федерал.бюджет утвержается в форме закона федерал.органами власти. Доходы федерал.бюджета включают: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К налоговым доходам ФБ относятся: доходы от федерал.налогов и сборов (налог на прибыль организаций, НДС, акцизы товаров(некоторые) НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, госпошлины)
К неналоговым доходам относят: доходы от использования гос.имущества, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собсвенности, часть прибыли унитарных предприятий, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов
Поступившие в бюджет средства направляются на осуществление расходов ФБ по реализации полномочий федерал.органов гос.власти по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Из ФБ финансируются:
1. Деятельность Президента РФ
2. Федерал.органов законодательной и исполнительной власти
3. Функционирование федерал.судебной системы
4. Международная деятельность
5. Национал.оборона (Вооруженные силы РФ)
6. Утилизация и ликвидация вооружений
7. Прпавоохранительная деятельность (МВД)
8. Обеспечение безопасности государства(Таможенные органы)
9. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
10. Исследования и использование космического пространства
11. Господдержка атомной энергетики
12. Оказание гос.услуг федерал.гос.учреждениями сой.сферы (образоваие, здравоохранение, культура)
13. Соц.защита определенных категорий граждан
14. Деятельность СМИ
15. Предупреждение и ликвидация ЧС и стихийных бедствий федерал.масштаба
16. Обслуживание гос.долга Рф
17. Проведение выборов и референдумов РФ
18. Предоставление меджбюджетных трансфертов.
Бюджеты субъектов РФ
Бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения расходных обязательств соответ. субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ утверждаются законодательными органами гос. власти субъектов РФ в форме законов субъектов РФ. Доходы бюджета субъектов РФ формируются за счет:
• налоговых доходов
Налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ являются доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами; от региональных налогов; от денежных взысканий в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональные бюджеты.
• неналоговых доходов
В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включаются: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, от размещения временно свободных средств бюджетов субъектов РФ, перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий субъектов РФ после уплаты налогов и иных обязательных платежей; доходы от платежей при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи имущества; доходы от административных платежей и сборов; доходы от штрафных санкций и средств, полученных в возмещение ущерба, причиненного субъектам.
• безвозмездных поступлений
Безвозмездные поступления в бюджеты субъектов РФ представлены межбюджетными трансфертами из других бюджетов бюджетной системы РФ (дотациями, субсидиями, субвенциями и иными межбюджетными трансфертами из федерального бюджета; субсидиями из местных бюджетов и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации), поступлениями от физических и юридических лиц, а также международных организаций и правительств иностранных государств. Средства, зачисленные в бюджеты субъектов РФ, направляются на осуществление расходов бюджетов субъектов РФ по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Из бюджетов субъектов РФ финансируются: деятельность высшего должностного лица субъекта РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; содержание судов субъектов РФ, материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей; государственная поддержка отраслей региональной экономики, оказание государственных социальных услуг государственными учреждениями субъектов РФ; социальная поддержка и социальное обслуживание определенных категорий граждан, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального масштаба; обслуживание государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; предоставление межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ и иные виды расходов. Сбалансированность бюджетов субъектов РФ в условиях дефицита бюджетов обеспечивается за счет привлечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ. Внутренний источник: поступления от размещения государственных ценных бумаг субъектов РФ в валюте РФ; бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ; кредиты кредитных организаций и международных финансовых организаций в валюте РФ; поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъектов РФ; остатки средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов РФ.
Внешний источник: поступления от размещения государственных ценных бумаг субъектов РФ в иностранной валюте, кредиты иностранных банков в иностранной валюте. Поступления из источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ направляются: на исполнение расходных обязательств субъектов РФ, не обеспеченных доходами; погашение долговых обязательств субъектов РФ по государственным ценным бумагам субъектов РФ, полученным бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы РФ, привлеченным кредитам кредитных организаций, международных финансовых организаций и иностранных банков; предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы РФ и юридическим лицам. Из бюджетов субъектов РФ финансируются:
1. Деят-ть высшего должностного лица субъекта
2. Органы законод. И исполнит. Власти субъекта РФ
3. Содержание судов
4. Материально-техническое обеспечение мир.судей
5. Гос. Поддержка отраслей регионал.эк-ки(с/х)
6. Оказание соц.гос.услуг гос.учреждениями субъектов РФ
7. Соц.поддержка и обслуживание определн.категорий граждан
8. Предупреждение и ликвидациия ЧС и стихийных бедствий регионал.масштаба
9. Обслуживание гос.долга
10. Проведение выборов и референдумов субъектов
11. Предоставление межбюджетных трансфертов.
Местные бюджеты
Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Местные бюджеты утверждаются в форме муницип правовых актов представительных органов муницип образований. Доходы мест бюд вкл:
• налоговые доходы: относятся доходы от фед, региональ, мест налогов; от денежных взысканий в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов, подлежащих зачислению в мест бюджеты. Зачисление этих доходов в мест бюджеты осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и мун правовыми актами представительных органов мест самоупр мун районов.
• неналоговые доходы: доходы от использования имущества, находящегося в мун собственности (от дивидендов по акциям); доходы от платежей при пользовании прир ресурсами; доходы от оказания платных услуг или компенсации затрат мун образования (от дох-в, поступающих в порядке возмещения расх-в в связи с эксплуатацией имущества мун образований); доходы от продажи материал и немат активов (от релиза конфискованного имущества); доходы от административных платежей и сборов; доходы от штрафных санкций и возмещения ущерба муниципальным образованиям (от штрафов за нарушение лесного законодат, установленное на лесных участках мун собственности).
• безвозмездные поступления: из др бюджетов бюд системы РФ, а также от физ и юр лиц. Безвоз поступ из др бюджетов предоставляются в формах дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. Средства, поступившие в местные бюджеты, направляются на релиз полномочий органов мест самоупр по вопросам мест значения.
За счет средств местных бюджетов финансируются: деят-ть органов мест самоупр; содержание мун жилого фонда, благоустройство и озеленение территории мун образования и иные мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства; мун дорожное строительство и содержание дорог мест значения; организация транспортного обслуживания населения в пределах мун образований; оказание мун учреждениями соц сферы мун услуг; предупреждение и ликвидация последствий чс и стихийных бедствий местн масштаба; обслуживание мун долга; проведение мун выборов и мест референдумов и др.
В отличие от фед бюджета и бюд субъектов РФ дефицит мест бюджетов может финансироваться только за счет внутр источников: пост-я от размещения мун ценных бумаг в валюте РФ; бюджетные кредиты из др бюджетов бюд системы РФ; кредиты кредитных организаций в валюте РФ; пост-я от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности мун образований; остатки средств на счетах по учету средств мест бюджетов. За счет поступлений из источников финансирования дефицита мест бюджетов осущ-ся исполнение расходных обязательств мун образований, не обеспеченных доходами; погашение долговых обязательств мун образований по мун ценным бумагам, полученным бюджетным кредитам из др бюджетов бюд системы РФ, привлеченным кредитам кредитных организаций; предоставление бюджетных кредитов др бюджетам бюд системы РФ и юр лицам.
Пенсионный фонд РФ.
ПФР - фонд денежных средств, образованный вне фед бюджета, предназнач для фин обеспечения защиты граждан от особого вида соц.риска, т.е. утрата заработка вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности, для нетрудоспоспособ членов семьи - смерть кормильца, для отдель категорий трудящихся – длительное выполнение опред проф деят-ти.
ПФР образован верхов советом СССР от 22.12.1990 №442-1 в целях гос управления фин-ми пенс обеспеч РФ.
Гос пенс обеспечение – составная часть пенс системы, кот обеспечивает за счет межбюд трансфертов из фед бюджета в бюд ПФР предоставление гражданам пенсий по гос пенс обеспечению.
Пенсионная система - это совокуп создаваемых гос-вом правовых, эк, организационных институтов и норм, предусматр-х предоставление гражданам мат обеспечения в виде пенсии.
Пенс сист в совр виде введена с 1.01.2015 и вкл в себя отношения по формированию, назначению и выплате след видов пенсии: страх пенсии, пенсии по гос соц обеспеч, накопит пенсии.
ПФР – самост фин-кредит учреждение. ФЗ от 15.12.2001№117-ФЗ «Об обяз пенс страх РФ».
Пенс фонд РФ и его территор-е органы сост единую централизованную систему органов упр-я средствами обязат пенс страх.
ПФР осущ ряд ф-й:
1. установление и выплата страх пенсий
2. накопит пенсий
3. пенсий по гос пенс обесп
4. пенсии военнослужащим и их семьям
5. соц пенсии
6. пенсии госслужащим
7. выдача гос сертификатов на материнский или семейный капитал
8. назначение и релиз соц выплат отдель категорий граждан
9. реализ программ гос сертифицирования
Согласно ст.146БК РФ доходы:
1. ненал, распределяемые органами казначейства м/у бюджетами и бюд системами от мин налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогооблож
2. налоговые: страх взносы по ОПС тариф 12%
3. безвозмезд поступления: трансферты.
Средства фонда направ на (расходы):
1. выплата труд пенсий и соц пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти
2. доставка пенсий
3. фин. и материал-технич обеспечение материал деят-ти страховщика
4. уплата гарантийных взносов в фонд гарантир пенс накоплений.
Денежная реформа Елены Глинской 1535—1537 гг.
Татаро-монгольское нашествие задержало экономическое развитие русских княжеств. Только во второй половине XIV в. по мере восстановления хозяйства, развития торговли и ремесел возобновилась чеканка монет в русских княжествах. Эти монеты чеканились из серебра и назывались «деньги» или «денги».
Русские монеты XIV—XVII вв. чеканились из привозного серебра в виде западноевропейских монет (с XVI в. — талеров). Первоначально чеканка монет осуществлялась денежниками-откупщиками и представляла собой частный промысел. Эта практика была ликвидирована в 1530-х гг., когда чеканка монет стала монополией государства и производилась на государственных монетных дворах. Образование централизованного государства вызвало необходимость введения единой по весу, пробе и оформлению монеты. Унификация русской денежной системы была осуществлена с помощью денежной реформы 1535—1538 гг. — реформы Елены Глинской.
Денежная реформа Елены Глинской установила единый тип и вес монеты, и денежная система приобрела следующий вид: 1 руб. = 100 коп., 1 полтина = 50 коп., 1 полуполтина = 25 коп., 1 гривна = 10 коп., 1 алтын = 3 коп., 1 коп. = 2 денгам, 1 денга = 2 полушкам.
При этом в обращении находились только копейки, денги и полушки, более крупные денежные единицы были только счетными понятиями.
Русское денежное обращение XVI—XVII вв. обслуживалось только серебряной монетой, преимущественно копейкой.
Монетная система, установленная реформой Елены Глинской 1535—1537 гг., просуществовала без изменений почти 100 лет.