Просмотр и прохождение препятствий
"Ну вот, исчезла дрожь в руках. Теперь — наверх. Ну вот, сорвался в пропасть страх — Навек, навек..." |
В.Высоцкий |
Прохождение препятствий с ходу возможно только в том случае, если вы заранее знаете, что оно очень простое или если вы (и все ваши товарищи) абсолютно уверены, что всегда сможете остановиться в пределах видимости от данной точки. Если у вас нет такой уверенности и вы не видите ни выхода из порога, ни улова, в котором вы точно могли бы остановиться и просмотреть участок до следующего улова, необходимо разведать порог по берегу. В вашем распоряжении могут быть три источника информации:
- То, что вы слышите ушами — лоции, описания, рассказы других каякеров. Оценивайте эту информацию критически, сопоставляя ее с опытом и впечатлительностью рассказчика или автора лоции, уровнем воды, при котором он проходил этот порог, и другими обстоятельствами.
- То, что вы видите глазами — вы соотносите это с вашим предыдущим опытом сплава и вашим пониманием динамики этой воды. К каждой реке надо привыкнуть, чтобы понять, что вы можете и чего не можете себе позволить. Лучше всего, если вы в первый же день сплава, на первом же препятствии обкатаете все возможные валы, бочки, сливы, которые кажутся вам проходимыми.
- То, что вы чувствуете нутром — вы очень быстро почувствуете, хочется ли вам проходить этот порог или нет.
Оценив сложность прохождения, опасности, имеющиеся на вашем пути, и возможные последствия ошибки, вы должны принять решение: проходить порог или обнести его. Если вы чувствуете, что порог вам не по силам, то обнести его — признак не дурного тона, а здравого мышления. Зачастую именно это решение требует наибольшего мужества.
Если же вы решили проходить порог, то ваша следующая задача — разработать и запомнить маршрут и план прохождения.
- Определите наиболее сложные и наиболее опасные места в пороге.
- Оцените, насколько вы в состоянии пройти их и чем может кончиться ошибка в любом из них; еще раз подумайте, стоит ли вам связываться с этим порогом. Учитывайте тактическую обстановку — возможности данной группы, время суток, усталость, выполнение запланированного графика движения — и возможные последствия вашей неудачи для всей группы.
- Выберите линию движения, места остановок и участки для отдыха. Рассчитайте, где вы должны разгоняться, где пересекать струю и как заходить в сливы.
- Определите возможные места для выполнения эскимосского переворота, аварийного прекращения сплава или перехода на более простую линию движения. Если есть какие-то неоднозначные варианты движения, между которыми вам придется выбирать в зависимости от результатов прохождения предыдущей части порога, определите, в каком месте вы должны будете принять окончательное решение.
- Отметьте для себя основные маневры при прохождении и основные ориентиры. Эти ориентиры должны быть узнаваемы с первого взгляда, даже если перед этим вас пару раз перевернуло через корму, а эскимосский переворот вы сделали с третьей попытки. Посмотрите на порог сверху по течению с уровня воды, максимально близко к тому месту, откуда вы будете подходить к этим ориентирам. Отсюда они могут выглядеть совершенно иначе, чем сбоку или снизу, особенно на порогах с крутым падением.
- Организуйте страховку и сигнализацию.
Перед тем, как сесть в каяк, проверьте все свое снаряжение. Оно должно быть полностью готово к работе.
- Баллоны каяка полностью надуты.
- Спасжилет застегнут; если спасжилет надувной — поддут до нужной степени.
- Упоры подогнаны под вас.
- Манжеты гидрокостюма застегнуты.
- Каска застегнута.
- Юбка плотно надета на кокпит.
- Весло — ваше, вы его не перепутали и не забыли поменять разворот, если им пользовался кто-то другой.
Подайте сигнал вопроса, который в данной ситуации означает: "Можно ли стартовать?" Получив сигнал "СТРАХОВКА ГОТОВА":
- Ответьте сигналом "ВНИМАНИЕ".
- Найдите первый ориентир входа в порог и мысленно восстановите линию движения к этому ориентиру и после него.
- Стартуйте и проходите порог.
- При подходе к очередному ориентиру найдите следующий, вспомните линию движения до него и основные маневры на этом участке. Ваша голова должна быть занята именно этими глобальными вопросами. Непосредственное управление лодкой осуществляют другие части тела.
После прохождения порога еще раз просмотрите его и сравните свои действия с тем, что вы планировали:
- Если вы ошиблись, то где и почему?
- Если бы вам предстояло пройти этот порог еще раз, что бы вы сделали иначе?
Помните, что даже если прохождение закончилось не в вашу пользу — оно состоялось, и оно дало вам определенный опыт. Когда-нибудь в будущем он вам непременно понадобится. В конце концов, все успехи в человеческой жизни держатся на одном фундаменте: на прошлых ошибках...
Глава 5
СЛОЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ РОДЕО НА БУРНОЙ ВОДЕ
"...А для звезды, что сорвалась и падает, Есть только миг — ослепительный миг!" |
Из к/ф "Земля Санникова" |
С тех пор, как человечество придумало поезд, самолет и наемного носильщика, оно окончательно решило проблему передвижения из пункта А в пункт Б. Последнее "белое пятно" давно найдено, нанесено на карту и на всякий случай обнесено забором. Поэтому путешествия по рекам утратили свой чисто утилитарный смысл. Однако искусство сплава по бурной воде не кончилось вместе с эпохой великих географических открытий. Освободившись от роли транспортного средства, каяк стал прекрасной основой для спорта и развлечений.
Совершенствуя свою технику, каякеры постепенно освоили наиболее сложные реки мира и наиболее неприступный вид препятствий — водопадные сливы. В течение долгого времени любой слив, высота которого сравнима с размерами лодки, считался практически непроходимым. Однако современная техника и современное снаряжение позволяют совершать прыжки с водопадов выстой в десятки метров, причем не только с простых, но и с ломаных многоступенчатых сливов. Конечно, очень немногие каякеры желают достичь и достигают такого уровня мастерства, однако если говорить об искусстве сплава в целом, то для каяков более не существует принципиально непроходимых препятствий, за исключением негабаритных.
Таким образом, экстенсивное развитие техники сплава за счет прохождения все более и более сложных препятствий и освоения новых географических регионов подошло к своему пределу. Пока еще в этом направлении остаются некоторые резервы для дальнейшего развития, однако принципиальные ограничения видны уже вполне определенно.
Буквально на несколько лет раньше похожая ситуация складывалась в горных лыжах. С появлением прыжковой техники (cliff jumping) и других видов экстремального спуска практически любой склон сделался принципиально доступным, каким бы крутым он ни был. Но, достигнув предела в одном направлении, горнолыжная техника стала усиленно развиваться в другом — появился фристайл. Точно так же и техника сплава в последние годы пошла по интенсивному пути развития. Водный аналог фристайла — родео на бурной воде — является сейчас одним из наиболее динамично развивающихся видов спорта.
Как экстремальный сплав, так и родео построены на общей технической базе — на основных приемах управления каяком, о которых шла речь в предыдущих главах. Отличие состоит в том, для каких целей используется эта техника. Задача экстремального сплава в том, чтобы пройти максимально сложный участок реки вполне определенным образом (не перевернувшись, не сломав лодку и т.п.). Суть родео — в том, чтобы на заданном участке реки совершить максимально сложные маневры. Может быть, в этом направлении тоже рано или поздно обнаружатся какие-то пределы, но пока возможности для дальнейшего развития выглядят практически безграничными. Взять максимум возможного от ограниченного числа рек на этой маленькой планете — что может быть рациональнее?
При всех различиях между двумя этими направлениями они похожи в одном: оба они предполагают полный контроль гребца над своим телом и, в частности, над каяком. Авантюристы, действующие по принципу: "А прыгну-ка я в этот водопад: вынесет — не вынесет?", долго не живут. Для того, чтобы получать удовольствие от риска, человечество давно придумало гораздо более эффективное средство — карточные игры. На бурной же воде ни один из этих сложных приемов не выполняется наудачу; каякер выполняет их только тогда, когда он полностью уверен в своих силах по опыту выполнения более простых элементов. В конце концов, большинство людей плавает на каяках исключительно ради удовольствия от сплава — будь то удовольствие от власти над лодкой и пространством, от окружающих пейзажей или от группового пилотажа. Но там, где начинается борьба за жизнь, удовольствие кончается и, с точки зрения здравомыслящего человека, такой сплав едва ли имеет смысл.
Игры на белой воде. Водопадные сливы. Тюлений старт. Снаряжение для прыжков. К–2: тупик эволюции или высшая ступень?
ИГРЫ НА БЕЛОЙ ВОДЕ
Катание по валам. Катание по бочкам. Вращение на 360°. "Свечка". Пируэт. Прыжок с пируэтом.
Катание по валам
Это одно из базовых упражнений, весьма близкое к обычному траверсу по валу. Основной принцип его в том, чтобы максимально точно уравнять скорость лодки, соскальзывающей с вала, и скорость потока. Выберите для этого упражнения большой пологий стоячий вал.
- Выйдите траверсом на переднюю сторону вала.
- Используйте весло в качестве руля и поставьте лодку носом строго против течения.
- Наклоняя корпус вперед или назад, найдите наиболее устойчивое положение, при котором вам в минимальной степени необходимо грести вперед для того, чтобы удержать лодку на месте.
- Выньте весло из воды и используйте вместо него ладонь.
- Подбросьте весло и поймайте его.
- Выбросите весло совсем и удерживайте лодку одними руками.
Катание по бочкам
- Зайдите лагом в поверхностную бочку.
- Обопритесь на бочку и стабилизируйте лодку в ней.
- Сохраняя равновесие, полностью снимите нагрузку с весла.
- Выньте весло из воды и поддерживайте равновесие, опираясь на бочку ладонью. Ладонь движется вперед-назад и выполняет параллельную опору.
- Опустите весло в воду с верхней по течению стороны и поймайте его, когда оно пройдет под лодкой.
- Отдайте кому-нибудь свое весло и балансируйте на бочке одними руками.
- В таком положении можете играть на гитаре, собирать кубик Руби или читать дальше эту книжку.
Вращение на 360° Следующее упражнение в бочке — это вращение в горизонтальной плоскости. Для этого корма каяка выталкивается на бочку, а нос остается во впадине перед ней и частично притапливается под сливом. Из этого неустойчивого положения лодка скатывается на противоположную сторону и встает к бочке другим бортом. Затем движение повторяется, но теперь на бочку выталкивается нос каяка. Секрет этого упражнения в том, чтобы удерживать центр тяжести лодки на вершине бочки, а не во впадине перед ней. В тот момент, когда лодка встанет перпендикулярно бочке, необходимо быстро переменить крен. Это упражнение выглядит наиболее эффектно на коротких каяках. Они позволяют совершать быстрое непрерывное вращение безо всяких видимых усилий. | |
"Свечка" Выберите крутой вал или поверхностную бочку на достаточно глубоком месте.
Едва ли требуется объяснять, что для таких трюков нужен жесткий каяк и хорошие пяточные упоры. Каркасно-поддувная лодка если и выдерживает подобные нагрузки, то изнашивается чрезвычайно быстро. Дальнейшее движение лодки зависит от мощности потока и действий гребца. На небольшом валу лодка не встает строго вертикально и падает обратно дном вниз, ниже по течению. (В предыдущей главе такая "свечка" рассматривалась как один из способов выхода из бочки.) Гребец может способствовать этому движению, откинувшись назад и прижимаясь к корме лодки. В более мощной струе лодка совершает полный оборот в вертикальной плоскости и падает в воду вверх килем. Чтобы более надежно выполнить такой кувырок, гребец наклоняется вперед и прижимается к носу лодки. Впоследствии из этого же положения естественно выполняется переворот "винтом". Аналогичным образом выполняются и кормовые "свечки", однако в этом случае гребцу труднее удерживать лодку строго против течения. Повлиять на движение лодки во время переворота в таком положении значительно труднее, поэтому гребцу приходится в основном созерцать движение носа лодки на фоне облаков. | |
Пируэт Вместо носовой "свечки" на полный оборот можно исполнить еще более эффектный вариант — пируэт в вертикальном положении.
| |
Прыжок с пируэтом При достаточной мощности потока искусный гребец способен выпрыгнуть из воды на всю длину корпуса лодки. Особенно хорошо подходят для такого трюка короткие лодки с полными обводами носа и крутые, чистые валы. Если удачно скатиться с передней стороны вала навстречу течению и глубоко нырнуть во впадину перед валом, давление потока и собственная плавучесть лодки полностью выбросят ее в воздух в вертикальном положении в вершине "свечки". Сохраняйте контроль над лодкой и закрутите ее вокруг вертикальной оси в тот момент, когда она будет отрываться от воды; тогда она приводнится на днище. Не забудьте о расслабленном, флегматичном выражении лица. Все девки на берегу будут ваши. |
ВОДОПАДНЫЕ СЛИВЫ
Прыжок через бочку. Прыжок в улово. Прыжок без начальной скорости. Наклонный слив с "трамплином". Поворот на отбойном валу. Отбойные валы на лестничном сливе. V-образный или подковообразный слив по течению. V-образный или подковообразный слив против течения. Г-образный слив. Наклонный слив со сбойкой.
Помимо общих характеристик слива, рассмотренных во второй главе, при просмотре слива перед прыжком необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства: