Изучение институциональной среды функционирования банка, правовых основ его деятельности, взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти
В рыночной экономике интересы банков и бизнес-партнеров этих банков, как правило, совпадают с интересами их собственников — акционеров и иных бенефициаров (фактических выгодоприобретателей) — и заключаются в получении прибыли, достижении положительного финансового результата.
Интересы менеджеров российских банков отрываются от интересов самих банков и их собственников и заключаются в максимально оперативном выводе наиболее ликвидных банковских активов за пределы банка, а затем и за пределы России; оппортунистическое поведение банковских менеджеров не только получает крайне широкое распространение, но и приобретает системный характер. Несовершенство соответствующей институциональной среды существенно затрудняет, а в ряде случаев и исключает возможность ведения банками эффективной инвестиционной деятельности.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, а также двумя законами, прямо относящимися к работе банков. Это Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятый Государственной Думой 27 июня 2002 года и «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. Помимо этого в систему банковского законодательства, обычно, так же входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др.
Переход к рынку обусловил реформирование всей банковской системы России. Ее создание относится к началу 1991 г. после принятия 2 декабря 1990 г. двух законов РФ: «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». К сожалению, существовавшие пробелы в банковском законодательстве, противоречия, коллизии норм привели к серьезным злоупотреблениям в кредитно-банковской сфере, к росту экономических преступлений, возникновению финансовых пирамид, нанесших огромный ущерб отдельным лицам и обществу в целом. Возникла необходимость в усовершенствовании банковского законодательства, которое в наибольшей мере отражало бы специфику формирования рынка в нашей стране и эффективнее регулировало банковскую сферу. Соответственно в 1995 и 1996 гг. были приняты новые редакции федеральных законов о Центральном банке Российской Федерации и о банках и банковской деятельности
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.) банковская система Российской Федерации включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Под заинтересованными сторонами Сбербанк подразумевает физических и юридических лиц или группы лиц, влияющих на Сбербанк и его деятельность и/или испытывающих на себе влияние со стороны Сбербанка (клиенты, сотрудники, акционеры, органы государственной власти, общественные организации и т.п.).
При определении целей развития своих отношений с заинтересованными сторонами, Банк руководствуется своей Миссией, положениями Стратегии своего развития, а также экспертными оценками степени возможного влияния того или иного лица (группы лиц) непосредственно на деятельность Сбербанка или его репутацию.
В целях реализации своей̆ Политики Банк выделяет следующие основные заинтересованные стороны и их классы:
-Клиенты. Клиенты являются потребителями услуг Банка. От их предпочтений существенно зависит устойчивость его бизнеса. Услугами Банка пользуется практически каждая семья в РФ. Банк аккумулирует около половины всех сбережений населения и является крупнейшим кредитором российской экономики. В Банке имеют счета предприятия и организации, которые играют значительную роль в формировании ВВП страны.
-Общество( местные сообщества ) . Банк работает в каждом субъекте РФ и в подавляющем большинстве районных центров РФ, а, следовательно, активно взаимодействует с обществом (местными сообществами). Его деятельность неразрывно связана с социальной̆ и экологической средой, в которой он работает.
-Государство. Федеральные, региональные, муниципальные органы власти. Банк является крупным налогоплательщиком, участвует в реализации важных государственных проектов и программ, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Государство, в лице его органов и компаний с его участием в капитале, является важным партнёром и клиентом Банка.