Помощь людям в выполнении групповых соглашений
Helping People Stay Accountable to Group Agreements
Один из самых распространенных источников конфликта в сообществе происходит, когда участники не делают того, что обещали сделать. Это часто создает череду последствий, так как какие-то люди рассчитывают на других для завершения определенных этапов проекта, прежде, чем можно будет приступать к следующим шагам. Применяя некоторые простые процессы, люди могут помогать друг другу оставаться подотчетными друг другу относительно безболезненным образом, свободным от чувства вины.
• Создавайте соглашения о задачах на встречах и отслеживайте эти задачи от собрания к собранию. Поручайте задания конкретным людям и определяйте, что именно требуется сделать и в какие сроки. Добавьте обзор выполняемых задач в начале каждого собрания – люди или комитеты, которые согласились принять соответствующие задачи докладывают, были ли выполнены соглашения, и, если нет, в какие сроки они будут выполнены.
• Создайте и ведите настенный график выполняемых задач с ожидаемыми датами и именами ответственных лиц или комитетов, ответственных за каждую задачу. Кто-то должен постоянно обновлять этот график.
• Создайте систему приятельской поддержки, когда у каждого человека есть партнер, который поддерживает дружеский контакт и между делом интересуется "Ты позвонил уже в местное управление?» Не с намерением развития чувства вины, а с теплой, дружеской поддержкой, напоминанием и бережным стимулированием. Этот подход основан на принципе, что гораздо сложнее забыть или проигнорировать выполнение соглашения, если они публично заметны - когда «взор общины» наблюдает. Социальное давление часто может достичь бОльшего, чем только лишь добрые намерения.
Если невыполнение задач становится повторяющейся проблемой для одного или более членов в группе, можно добавить дополнительные процессы.
• Когда то-то завершает задачу, поблагодарите этого человека и выделите его на следующем собрании.
• Когда кто-то не выполняет задачу, вся группа просит этого человека попробовать еще.
После какого-то времени, простое желание не расстраивать других становится внутренней мотивацией для более ответственного поведения. Если это не помогает, тогда применяйте Сглаженный ряд дисциплинарных мер (см. соответствующую тему).
Почему это такой распространенный источник конфликтов? Причина – в развитии привычки откладывания на ранних этапах жизни или привычки брать на себя больше, чем можешь сделать, и отсутствие достаточной мотивации для изменения этих привычек. Когда мы живем самостоятельно или с семьей довольно просто поменять свои планы относительно того, нужно ли что-то делать и когда, или вовсе передумать это делать. Но в сообществе такой подход может иметь широкое негативное влияние на других людей. Может потребоваться время, энергия и упорство для изменения мышления из формулы «я живу сам» в формулу «единой семьи» для того, чтобы постоянно учитывать, как твой выбор будет влиять на других людей.
Когда люди снова и снова не выполняют свои обязательства, а другие продолжают удерживать их подотчетными, это, как правило, приводит к тому, что человек либо в итоге меняет свои привычки, либо оставляет группу.
Сглаженный Ряд Дисциплинарных Мер
A Graduated Series of Consequences
Для сообществ особенно болезненно, когда кто-то регулярно нарушает соглашения или нормы поведения, или отказывается изменить поведение или стиль общения несмотря на многочисленные просьбы других членов сообщества. Одно из решений – это договориться об использовании и применять сглаженный ряд справедливых, сострадательных мер дисциплинарного воздействия, от мягких к более серьезным, применяемых со всем уважением к человеку, при этом вызывая в нем необходимые перемены. Когда все остальное перестает работать, это доброе, уважительное давление может дать необходимый стимул для перемен.
Вот сглаженный ряд дисциплинарных мер, используемые общиной в Ванкувере в случаях, когда кто-либо серьезно нарушал нормы поведения или неоднократно не соблюдал соглашения сообщества.
Эти последствия выражают уважительное отношение, и тем не менее, эффективны:
(1) Один человек разговаривает с проблемным членом сообщества о проблеме и просит его или ее измениться.
(2) Если это не работает, четыре человека встречаются по этой проблеме – первые двое и доверенные друзья каждого из них, снова прося этого человека изменить свое поведение.
(3) Если это не решает проблемы, этот человек встречается с Ответственным Комитетом для разрешения проблемы.
(4) Если это по-прежнему не работает, Ответственный Комитет создает 5-месячный договор с членом сообщества, в котором прописано пошагово, что именно он или она будет делать чтобы добиться необходимых изменений и также заложены ежемесячные встречи для отслеживания прогресса. Цель контракта и встреч заключается не в том, чтобы наказать или унизить члена сообщества, а в том, чтобы поддержать ее или его в проведении необходимых перемен.
(5) Если даже это не работает, все сообщество встречается специально чтобы определить, какие предпринять действия. Это может включать просьбу к человеку пожить временно в другом месте или же отзыв ее или его членства. Обсуждаемый член сообщества может участвовать в этом собрании, но у него нет силы блокировать решения сообщества.
(6) Если большинство членов хотят предпринять действие, но один или более членов сообщества блокируют решение, комитет встречается с проблемным членом сообщества и теми, кто заблокировал решение сообщества на собрании для того, чтобы вместе найти решение.
Число возможных дисциплинарных мер, имеющихся в группе и то, насколько далеко они заходят (встреча всех людей в сообществе? Исключение из членства?) часто зависит от размера группы и того, насколько глубоко связанными друг с другом люди себя ощущают – часто это зависит от того, как долго люди вместе.
Не слишком ли радикально возвращать действующего члена сообщества назад в статус временного члена или просить его временно покинуть поселение, или и вовсе окончательно исключать из сообщества? Да, это радикально. Однако, в некоторых случаях, когда нарушение достаточно значительно или конфликт слишком тяжелый, это единственный способ защитить сообщество от распада.
Как одна из общин применяет сглаженный ряд дисциплинарных мер…
Процедура Уайлд Сэйдж Кохаузинг (Wild Sage Cohousing, Колорадо, США) для исполнения соглашений.
Ситуация: Член сообщества нарушает базовые правила общины, на собраниях сообщества и за их пределами.
Задача: Создать здоровое разрешение конфликтов, реализуемое прямо, с состраданием, для блага всего сообщества.
Шаг 1. Беседа с глазу-на-глаз происходит между Модератором встречи или членом специальной команды и нарушителем правил. Модератор, который инициирует процесс, должен записывать ход беседы и все согласованные следующие шаги.
Если член сообщества, с которым запланирована беседа, не считает, что нарушение имело место или что оно было значительным, тогда рекомендуется посоветоваться с другими членами сообщества или всей общиной для получения дополнительной обратной связи. Цель не в том, чтобы создать противостояние сторон в конфликте, но в том, чтобы предоставить возможность членам сообщества прояснить, как другие воспринимают действия, поведение и слова этого члена сообщества.
Если нежелательное поведение после этого прекращается, дальнейшие шаги не требуются. Если остается, переходите к шагу 2.
Шаг 2. Происходит вторая беседа один-на-один, возможно, включая другого члена Специального Комитета. Цель беседы – убедиться, что член сообщества понимает правило, которое нарушается, а также возможные последствия, если это продолжится. Записи этой беседы добавляются к созданным ранее. Если нежелательное поведение после этого прекращается, дальнейшие шаги не требуются. Если остается, переходите к шагу 3.
Шаг 3. Нарушающий(ие) член(ы) приглашаются на специальное собрание с командой по соблюдению процессов для разработки плана того, как со-существовать в гармонии с правилами сообщества в будущем. Записи по этой встрече также добавляются к предыдущим.
Шаг 4. В течение трех месяцев с момента создания плана, проводится встреча для отслеживания результатов. Этот процесс будет включать либо позитивную обратную связь, если поведение изменилось и нарушения прекратились или, напротив, сообщение нарушителю о том, что теперь проблема перенаправляется в Руководящую Группу для дальнейших рекомендаций. Записи по этой встрече также добавляются к ране созданным.
Шаг 5. Руководящая группа предлагает рекомендации сообществу, каким образом разрешать ситуацию. Спектр решений может быть от не делания ничего по этому поводу и даже полное отпускание вопроса до просьбы члену сообщества оставить общину на время или навсегда.
Отрывок взят с разрешения, из «Голова, сердце и руки: уроки по созданию сообществ», автор Шери Лич. (Head, Heart, and Hands: Lessons in Community Building, by Shari Leach.)
Пример Соглашений по Общению на Собраниях
Sample Communication Agreements for Meetings
Эти примерные соглашения препятствуют неуважительному поведению на собраниях. Они описывают конкретные моменты поведения вместо обобщенных фраз типа «Будь ответственным» или «Веди себя по-взрослому». Эти просьбы мало эффективны. Очень сложно определить, какое именно поведение кто-то сочтет «ответственным», «зрелым» или напротив. Соглашения о конкретных видимых формах поведения гораздо легче понять и им следовать.
1. Дождитесь своей очереди, чтобы говорить. Не начинайте говорить на собрании пока вам не дали слово.
2. Слушайте говорящего, даже если вы на него не смотрите.
3. Не перебивайте.Позвольте выступающему завершить свою речь.
4. Не показывайте вербальные или невербальные признаки раздражения, неприязни, неуважения или презрения, которые могут быть видимы или слышны другим:стоны, преувеличенные вздохи, закатывание глаз, слова «да ладно» или иные признаки скуки или презрения. И, конечно, никакой ругани, мата и выкрикивания оскорблений в кого бы то ни было.
5. Не используйте оскорбительных фраз, включая интеллектуально замысловатые слова унижения или психоаналитические разговоры: «Ты просто действуешь из внутренней боли.» Если это сложно не делать, попросите помощи друга, чтобы научиться выражать себя более нейтральным образом. Хорошие подсказки о том, как выражать себя можно найти в книге «Ненасильственное общение» Маршала Розенберга.
6. Не выкрикивайте, как не прав, по вашему мнению, кто-то из присутствующих или что с ними не так. Примечание: в некоторых группах считается нормальным выкрикивать выражения своего эмоционального состояния, так как это позволяет выражать себя, не причиняя никому вреда, но это не подразумевает выкрикивание оскорблений. Обратите внимание на разницу: