Чувствующий вкус жизни человек
Эта книга продолжает жанр научно-художественной литературы (НХЛ: "Шай-бу! Шай-бу!"), в котором я иду по стопам безмерно уважаемого мною В.Л. Леви. Приятно отметить, что к нашей компании присоединяются уже многие, формируется целая традиция, где общим является свободный, на дыхании построенный стиль, внимание к поэтике речи
• и даже оформление.
Надеюсь, что эта книга начнет еще одну традицию, а именно использование умных картинок. Это не картинки-иллюстрации, обычно вставляемые для оживляжа сухого текста, не таблицы и не логико-концептуальные схемы. У меня образное (в том числе) мышление, и я попробовал непосредственно зарисовать то, что я вижу внутренним взором, когда рассказываю о чьей-то жизни или когда строю свое собственное поведение и свою жизнь. Как у любого строителя всегда есть план будущего дома, так и за любым моим действием всегда присутствует такой же, то есть достаточно четкий, план.
• И меня совершенно не напрягает, когда я вижу рисунок предстоящего поцелуя или прочерчиваю интригу планируемого скандала: был бы рисунок красив и скандал продуктивен.
С одинаковой долей истины можно сказать и то, что я живу расслабленно-интуитивно, и то, что мое поведение всегда контролируется жесткими внутренними схемами и правилами; просто в деловой беседе стратегия и схема одна, в жесткой конфронтации композиция другая, а в потоке нежности структура мелодии третья — но такая же видимая для меня и состоящая из вполне известных мне элементов, кубиков, которыми я играю.
И создаю: в деловой беседе выигрыш нам, в конфронтации — проигрыш им, в потоке нежности — полет и растворение.
Так вот, то, что можно передать без теплоты касания, без рисунка жеста, без музыки интонации и приглашения взгляда, передать только оживающими словами и образным представлением через умные картинки, — это я и постарался в своей книге передать. Совершенно не буду возражать, если вы, уважаемые коллеги-психологи, будете использовать приведенные графические схемы — умные картинки — в своих занятиях.
Собственно, что многие давно уже с большой радостью и делают.
О Тимур
Ох, боюсь я четких схем и картинок… Дело в том, что слишком часто я встречаю людей, для которых схема и возможность ей соответствовать вызывают большую внутреннюю радость: мир наконец-то стал предсказуем и понятен, уже можно не думать, а только пользоваться правилом и управлять людьми, собой и миром.
Тут схема чем лучше, тем хуже оказываются последствия: умнее схема — реже думает такой человек.
Кроме того, чем красивее схемка и убедительнее Правило, тем чаще люди начинают требовать от жизни соответствия этой схеме. Ведь Правило Правильное? Правильное. Значит, все, кто нас окружает, ему обязаны соответствовать. А если нет, то у меня есть — Права. Правда, приятно?
Причем, пользуясь правильной схемой, он всегда оказывается хорошим, а плохим — не он. Плохим оказывается тот, кто "не по Козлову".
Поэтому предлагаю договориться.
Когда авторитетом психолога и писателя Козлова, его понятной схемкой (не только рисованной, текст тоже может быть схемой-приближением) кто-то начнет утверждать свои требования людям и жизни, давайте еще раз вспомним: книга, которую вы читаете, — не про это. Эта книга не про то, как надо, и не про то, как правильно. Все яркое и убедительное, что в ней есть, — НЕ правило. Вы не найдете здесь правильных ответов. Но! Зато в схемах, иллюстрациях и хлестких, остроумных утверждениях, очень похожих на мир, который бывает вокруг нас с вами, вы обязательно найдете правильные вопросы . Правильные в том смысле, что вопросы такие в нашей жизни пусть будут заданы. А еще лучше спровоцированы. Что эта книга и делает.
• Правда, и здесь может найтись человек, который радостно найдет правило в задавании именно правильных вопросов, то есть таких, которые он встретит в этой или других «правильных» книгах, но тут уж… мы сделали, что могли.
Ох!
O
В тексте книги часто будет упоминаться "Солнечный дом". Что это за архитектура? Сожалею, но подробный рассказ об этом вы найдете только в конце книги. Потому что пока не разберешься, что такое Синтон, нельзя ничего понять о Солнечном доме, но без упоминания о Солнечном доме не расскажешь о Синтоне.
• Вот так хитро и читайте.
Моя хозяйка, Жизнь, все то время, пока я писал эту книгу, щедро дарила мне людей, которые подкидывали мне дивно сочные образы и вкусные мысли. Как настоящий жадина, я все их подбирал и с удовольствием лепил из них свой текст. К сожалению, полный список моих соавторов привести я затрудняюсь, тем более памятуя классическое изречение:
Все, что сказано хорошо, — мое, кем бы оно ни было сказано.
Кажется, это говорил Сенека, но в меня это вошло настолько давно, что стало и моим тоже.
Обнимаю всех, кто меня любит, и приглашаю к веселому делу антиципации единиц значения в контаминантном потоке авторского тезауруса, ведущего к порождению адекватного динамического гештальта в едином парадигматическом поле и, в конечном итоге, к трансиндивидуальному семантическому консонансу.
— Я не есть это мочь! — в отчаянии закричала Лоренца. — Моя голова …ничт… не мочь это запимоинайт…
— Может! — спокойно сказал Калиостро. — Голова все может…
— Особенно если это голова великого магистра, — добавил Жакоб.
Поехали!
УМНЫЕ КАРТИНКИ
Любовь и дружба навсегда…
— Помоги мне, Лоренца! — страстно заговорил Калиостро. — Я на пороге величайшего открытия. Все лучшие умы мира вычерчивали формулу любви, и никому она не давалась. И только мне, кажется, суждено ее постичь… — Он достал бумагу, испещренную какими-то знаками и цифрами. — Смотри! Здесь все учтено… Знакомство… Тайное влечение… Ревность… Отчаяние… Все это подлежит моделированию. И если в конце вспыхивает огонь чувств, то, значит, не Бог его зажег, а человек. И стало быть, мы равны.
— Вот ты с кем соревнуешься, — покачала головой Лоренца.
Странные беседы
Чем дальше в лес, тем своя рубашка ближе к телу…
Очень, очень странно.
Действие происходит на занятиях в Синтоне.
— Кого среди присутствующих ты хотела бы видеть своим другом — и почему?
— Моя подруга — Женька. Она классная.
• Ты моя прелесть! «Классная», "хорошая", «приятная», "замечательная" и пр. — слова пустые. Почему она для тебя классная? Чем она для тебя хорошая? В связи с чем — замечательная?
— Поподробнее, пожалуйста!
— Она очень интересный человек.
— Да, верно. И что ты с этим делаешь? Зачем тебе это нужно? Она для тебя Игрушка, которой ты развлекаешься? Или Страна, которую ты открываешь, ожидая найти там что? Для чего?
• Серьезная задумчивость, иногда надолго….
В таких разборках на занятиях в Синтоне люди учатся понимать себя и — думать. Душа сразу выбирает, кого она хочет, но понять, почему и зачем душа выбирает себе именно этого человека, кого она себе выбирает, — куда как более трудно. Какая конкретно особенность, какая функция человека как Друга оказалась для тебя ключевой?
Друг для тебя — человек, с которым можно поделиться; опора, на которую можно опереться, источник тепла, где всегда тепло и уютно? Или юла, от неуемного жужжания которой тебе самому хочется крутиться? Может быть, хочется все это вместе, но что для тебя важно в первую очередь?
О Тимур
Я не уверен, что существование Друга всегда отвечает какой-то реальной функции или настоящей потребности. Например, есть вариант, что верование "В жизни должен быть Друг" для человека точно такая же тупая директива, как "Порядочная девушка должна хоть раз побывать замужем" или "Тебе нужен диплом". А если ты человек добросовестный, то ты будешь еще и усердно "работать дружбу", чтобы чистосердечно отметиться в докладе перед собой: "У меня друг — есть, и я, как и полагается, с ним дружу!"
Человеку важно соответствовать — вот он и соответствует.
Понятно, что в таком случае годится любой Друг — лишь бы не создавал проблем и не обременял особо. И тогда лучший муж — слепоглухонемой капитан дальнего плаванья.
А что? Удобно и романтично!
Н.И.: Верно, Тимур, если друг отвечает функции "просто чтобы было", то мы под эту функцию и будем подбирать такого, чтобы "не создавал проблем и не обременял особо". Нормальное техническое задание.
O
Итак, уважаемый синтоновский народ, что вас привлекает в ваших друзьях? Начинаем беседу.
Виктор: В Мите, как в друге, меня привлекает надежность.
— А чем это хорошо, почему тебе это нужно?
— Надежный человек может помочь в трудную минуту, это своего рода страховка.
— То есть ты знаешь, что твоя дорога вся в ямах, одному там лучше не ходить, а вдвоем можно: упадешь — тебя вытащат. И ты в свою очередь вытащишь, так?
— Да, я думаю, я ему страховка тоже.
• Все понятно.
Маня: Селя дорог мне тем, что к нему можно прийти в любом настроении и он никогда не будет раздражен, не скажет ничего такого, с ним тепло и уютно, как со своим.
— Ага, вот есть некий дикий остров, где все говорят на тарабарском языке, и надо постоянно напрягаться, чтобы с ними договориться, а в этой пещере живет человек родной, с которым можно говорить легко и свободно, так?
— Так.
— Хорошо, а вот у Викки ты выделила самостоятельность. Что тебе в этом за радость?
— Ну, она вся такая бодрая, взъерепененная, я хотела бы этому научиться.
— То есть Викки — этакая хулиганка по жизни, а тебе этого не хватает. И ты полагаешь, что Викки могла бы тебе это дать?
— Да.
• Тут можно было бы покопаться поглубже.
— Сергей, в Толике ты выделил простоту. Толина простота тебе просто эстетически привлекательна или чем-то оказывается реально нужной, полезной?
— Простота — это значит, он все, что я говорю и делаю, понимает легко и сразу, ему не надо ничего долго объяснять. И его понять всегда легко. Конечно, это очень удобно!
— Верно, это очень удобно. А если ты научишься общаться так, что и тебя людям будет всегда легко понимать и ты всех понимаешь легко, то Толик тебе будет уже не нужен?..
— Ну, тогда будет не так нужен…
Бывают беседы и потруднее:
— Саша, тебя привлекает в Жене великодушие… Оно тебе — зачем? Что ты будешь с ним делать?
— Это доставляет мне чисто эстетическое удовольствие.
— То есть ты никак не собираешься его использовать, просто любоваться?
— Да.
— Тебе нравится им просто любоваться… То есть ты его используешь как красивую китайскую вазу — она стоит, а ты ею любуешься? Женя для тебя — украшение интерьера?
— Ну, если вы так формулируете, то — да.
• Согласие от безысходности и немного мстюлька. "Раз вы такой, то я вот вам думать дальше не буду!" А протест идет в основном от: "Я никого, тем более друга, не использую!!"
Я вовсе не утверждаю, что дружба всегда и целиком сводится к использованию. Просто когда людей специально не предупреждаешь о смысле вопросов и они начинают искренне рассказывать, что их привлекает в друзьях, то почему-то раз за разом большинство из них
• ну, девять из десяти
рассказывает не о том, что своим друзьям дают или могут дать они, а что их друзья могут дать и дают им. Как они их используют. Впрочем, если им это вдруг предъявить и назвать вещи своими именами: "Вот, вы своих друзей используете!", они пробуют протестовать и очень волнуются. Но если им попозже авторитетно объяснить, что «использование» — это вовсе не плохо, а нормально, тогда все успокаиваются и уже подробно рассказывают, как разнообразно они используют своих друзей.
• И уже соревнуются в том, кто умнее и богаче их использует.
Сёма: Галка — умная, и она для меня — учитель по жизни. Я не думаю, что она будет мне много помогать, но если я что-то делаю, она всегда скажет, как я могу сделать это лучше. То есть я использую ее мудрость.
— Бесплатное справочное бюро?
— Да, Галка — это классная консультация, это целый учебный центр. А еще она для меня вредная погонялка, не дает мне лениться и часто на меня наезжает. А как жилетку я использую потом Юльку…
Результаты своих и совместных с синтоновцами размышлений и наблюдений: "Что мы ищем в друзьях? Что основа нашей дружбы?" — я с удовольствием изложу ниже, для удобства разложив их на четыре группы:
— Детская группа: Собственность, Игрушка, Кормушка, Верный дружинник, Дурачок-половичок…
Мы детьми когда-то были. Многие детьми остались, к сожалению. Многие своего Ребенка сохранили, к счастью. В любом случае, у детей есть свой мир и свои потребности, и эта группа — про нас как детей.
— Психотерапевтическая группа: Грелка, Взгрелка, Унитаз, Золотое зеркальце…
Прочитайте вслух и с выражением — звучит как стихи. Тут группируются функции по текущему обслуживанию и мелкому ремонту регулярно ломающейся машины души.
— Деловая группа: Сотрудник, Палочка-выручалочка, Аккумулятор, Тренажер.
Этим интересуются люди взрослые, бодрые, иногда серьезные и почти всегда — ушлые.
— Учебная группа: Учитель-консультант, Образец для подражания и Ориентир развития.
Комментарии попозже.
О Тимур
Я бы к этим группам: детской, психотерапевтической, деловой и учебной — добавил группу эстетическую.
Это про то, что, может быть, не полезно, но — прекрасно. Ведь не все же в жизни сводится к полезному?
В жизни встречаются красивые люди: внешностью, манерой общения, стилем жизни, и мы тянемся к ним, делаем их своими друзьями, потому что они для нас — Прикосновение к Прекрасному…
Ну или хотя бы просто красивая картинка. Та самая ваза.
В прекрасном люди видят и находят очень разное, каждый свое. Одному красота и совершенство прибавят в жизни мудрости, другого успокоят, третьего расслабят и вернут желание жить, решая среди прочего и те же терапевтиче-ско-учебные задачи. А четвертые просто испытывают эстетический восторг.
А кто не знает, что это такое, — это его личные эстетические трудности.
Н.И.: Тимур, ты прекрасен. За это я тебя и люблю.
O
Итак,