Статья опубликована в журнале
«Центр и периферия» № 1, 2015, с. 86-96.
Таможенные книги в России – делопроизводственные книги XVI – первой половины XVIII вв., составлявшиеся в местных таможнях на основании повседневных записей о приходах и расходах. В них регистрировались результаты досмотра и оценки товаров, уплаты пошлин с торгующих на местных рынках, сборы на провоз товаров, а также расход собранных денег на казенные нужды. Различаются черновые и беловые книги (первых сохранилось немного). По своему содержанию и форме таможенные книги весьма разнообразны. Древнейшая дошедшая до нас в отрывках таможенная книга составлена около 1598 г. в Моревской слободе Деревской пятины Новгородской земли. Известны таможенные книги XVII в. более чем 50 таможен Европейской России (особенно много по Поморью и Югу) и значительное количество по Сибири. Много таможенных книг сохранилось за первую половину XVIII в. С отменой внутренних таможен в 1754 г. их ведение прекратилось. Данные памятники, насыщенные материалом о составе товаров, их цене, об их продавцах, о работных людях, которые использовались на транспорте и в качестве торговых агентов купцов, о характере пошлин и др., являются ценнейшим источником для изучения социально-экономического развития России XVII – XVIII вв. В дореволюционной литературе эти памятники остались почти неиспользованными. В современной науке они вошли в круг основных источников по истории, истории языка (деловая письменность) и лингвокультурологии России XVII – XVIII вв.
Пестрота таможенных пошлин сохранялась до середины XVII в.: названия и величина таможенных пошлин были в разных областях неодинаковыми для местных жителей и иногородних. Часть торговых сделок, особенно заключаемых духовными лицами, зачастую облагалась таможенной пошлиной не в полном объеме.
К проезжим таможенным пошлинам относились: мыт (в различных районах сухой мыт взимался как полозовое, подужное, проезжее; водяной мыт – как судовое, с судна, с насада, с дощаника, с плота, с каюка, носовое, причальное, посаженное, побережное и т. д.), приезд, отъезд (проезжие таможенные пошлины с местных жителей в ряде районов), головщина (взималась с человека), костки (таможенная пошлина с проводников), мостовщина, перевоз. К таможенным пошлинам, связанным с обслуживанием торговли, относились: весчее (при взвешивании товара; с сер. XVII в. взвешивание на казенных весах стало обязательным), контарное (бралось при взвешивании соли), дрягильная (с подъема товара на весы при продаже) и др.; при мере – померное и покоречное (налагалось на хлеб); при хранении товаров и их явке в месте продажи – замыт, явка, гостиное, амбарное, поворотное, дворовая, подворная, свальная и др.; при продаже лошадей и скота – пятно, записка, писчая деньга, пошерстное, поводная деньга, роговое (с рогатого скота), привязное и т. д. Все эти таможенные пошлины были невелики по размеру. Основной таможенной пошлиной были сборы с самой сделки – тамга (со 2-й половины XVI в. ее стали называть рублевой пошлиной) и осмничее (сбор с продажи хлеба по характеру и способу взимания ничем не отличался от тамги).
Внешней таможенной пошлины не существовало. Иностранные купцы платили те же пошлины, что и иногородние купцы, лишь иногда по самым высоким ставкам. Несмотря на временное увеличение номенклатуры таможенных пошлин (в связи с ростом потребностей государства в деньгах), в XVI – 1-й пол. XVII в. ведущим был процесс их унификации: стирались различия в размерах обложения между местными и иногородними, все большее количество таможенных пошлин начинало взиматься с цены товара и т. д. Процесс унификации внутренних таможенных пошлин был завершен реформой 1650-х – Торговым уставом 1653 г. и Уставной таможенной грамотой 1654 г. Основной стала рублевая пошлина. Из проезжих сохранились только мостовщина и перевоз (в Сибири проезжие таможенные пошлины были отменены только в 1692 г.). Из остальных – пятно (с продажи лошадей, взималась помимо рублевой), амбарщина и перекупная (взималась с весовых товаров при их покупке для перепродажи).
23 октября 1653 г. в Москве по челобитью гостей и гостиной, суконной и черных сотен людей, и слобод, и городовых всяких чинов торговых людей утвержден Торговый устав, который упрощал взимание таможенной пошлины с весчих и не весчих товаров и хлеба в столице и иных городах, заменяя проезжие рублевые и всякие мелкие пошлины одной рублевой пошлиной с продавцов по 10 денег с рубля (1 деньга =1/2 копейки). С сумм, расходуемых на покупку, полагалось взимать по 5 денег с рубля, однако, пошлина не взималась с золотых, ефимков, левков и иных крупных иностранных серебряных монет.
За утайку торговыми людьми товаров и за умышленное убавление их продажной цены при взыскании таможенных пошлин грозила конфискация утаенных товаров. При провозе меж таможен на пути запрещалась всякая торговля этими товарами, которые должны были прибыть строго в пункт назначения согласно «выписям».
Данный устав был дополнен новой царской грамотой от 30 апреля 1654 г., которая вновь повторила Устав 1653 г, когда пошлины было велено «приложити в торговую рублевую пошлину», а «ядомым всякими харчьми и лошадиными кормы и всяким мелким земским товаром» разрешено торговать без откупа. В данной грамоте описывается широкая картина служебных нарушений. «И тыи откупщики врази Богу и человекам, немилосердием ревнуют прежним окаянным мытарям и прочим злодеям, сами для себя по мытам и по мостам, на дорогах емлют с товаров проезжую пошлину и мыт, и мостовщину не против нашего указа лишнее, воровски и приётываются к проезжим торговых и всяких чинов людям своим злым умыслом напрасно и правят на тех людех промытные деньги и задерживают их, и от того им в торгах чинится бесторжица и убытки великие, торговые люди торговых промыслов отбили, а иные многие обеднели, меж двор скитаются, и наших податей взять стало не на ком и служеб служити некому, а тех откупов откупщики и мытчики теми богоненавистными откупы прибытки себе чинят многие и мир в том их враждем промысле погибает, а они творятся, аки бы нашей великого государя казне прибыль чинити»1.
В 1650-е появились внешние таможенные пошлины. Иностранные купцы стали уплачивать 4-5%-ный сбор с продажи товаров в портах и пограничных городах и повышенный сбор при их продаже во внутренних городах России: 6%-ный сбор рублевой пошлины и проезжую таможенную пошлину. Проезжая пошлина с иностранных купцов была повышена в Новоторговом уставе 1667 г. Отмена внутренних таможенных пошлин произошла в ходе Таможенной реформы в 1754 г.
Из разных видов пошлин чаще всего в Саранской таможенной книге встречаются: весчее, померное (взималось деньгами или натурой со всякого товара, подлежавшего перемериванию – ржи, овса, круп, лука, репы, ягод, яблок и проч.), перекупные или явленные деньги, с которых шли перекупные пошлины. Явленные деньги – это пошлина при показе всех наличных средств купца в таможне во избежание беспошлинных покупок.
«Книга города Саранска таможенного и пошлинного сбору» 1691 – 1692 гг. дает богатейший материал о состоянии провинциального рынка конца XVII в. Текст данной книги с небольшим предисловием и послесловием был издан в Саранске в 1951 г. Однако подробный анализ и группирование наименований товаров с комментариями в данном издании отсутствует. Целью данной статьи является анализ с объяснением наименований товаров, зафиксированных в данном памятнике письменности.
Саранск имел экономические связи с Москвой, Нижним Новгородом, Арзамасом, Астраханью, Архангельском, Муромом, Переяславлем-Залесским, Саратовым, Самарой, Симбирском, Суздалем, Владимиром, Шуей, Казанью, Костромой, Вологдой, Ярославлем и другими городами. Небольшой «торг» при одном из городских монастырей в 1670 – 80-х гг. перерос в торговую площадь к северо-западу от кремля. Здесь насчитывалось более 70 лавок и полок, располагавшихся в 7 рядах: калачном, рыбном, мясном, крашенинном, серебряном, щепном и сыромятном.
Вообще история сохранила нам две Саранских таможенных книги за 1678 – 1679 гг. и за 1691 – 1692 гг. Судя по первой книге в 1678 г. в Саранске пуд ржи стоил 3,5 копейки, пуд соли 10 копеек, пуд овса 2 копейки, пуд меда 50 копеек, воз сена 5 копеек, воз дров 2-3 копейки, телега и хомут стоили 25 копеек, простецкая баранья шуба 60 копеек.
Таможенная книга Саранска за 1692 г. дает более яркую картину участия саранских посадских людей в торговле, их общий объем составил 20,4 % от оборота всего годового рынка, который особенно оживлялся зимой, по санному пути, и в августе, на годовой престольный праздник Спаса Нерукотворенного – главной святыни города. Общий денежный оборот саранского рынка в 1692 г. составил 14384 р. – весьма солидная сумма для XVII столетия. А годовой оборот по таможенной книге 1679 г. – 10042 р.
Саранск, расположенный на пересечении многих старинных дорог, соединявших Среднее и Нижнее Поволжье с Москвой, быстро растет в торговом отношении, увеличивается посадом. Если через десять лет после строительства крепости в Саранском посаде было только 33 двора, то к 1680-м гг., по данным росписи городов из Денежного стола Разрядного приказа посадских и бобыльских дворов значится уже 213.
Посадские люди и городовые бобыли большей частью были ремесленниками, рабочими и купцами. Источники XVII в. содержат сведения о саранских кожевниках, рукавичниках, красильщиках, серебряниках и медниках, кузнецах, плотниках, калачниках, солодовниках, мясниках, рыбниках, воскобойниках, свечниках, сапожниках, портных, шапочниках и проч. В городе было 18 дворов кузнецов, так же упоминаются котельники, слесарь, колокольник, гончар, два иконописца, более десяти плотников и столяров, несколько кирпичников, выполнявших, в основном, печную работу.
К концу XVII в. уменьшились объемы продаж меда, что связано с начавшимся истреблением лесов. Развитие саранского рынка шло в это время за счет продуктов земледелия и животноводства, а также ремесла и привозных товаров. Особенно расширился ассортимент тканей, появились изделия не только из серебра, но и золота, усилилась торговля различными выделанными кожами…
В книге «таможенному и пошлинному сбору» персонально зарегистрированы 157 человек, бывших на саранском рынке с 1 сентября 1691 г. по 1 сентября 1692 г., кроме того, большинство мелких торговцев не регистрировалось, а пошлины, взимаемые с них, указывались в конце месяца общим числом.
Из персонально зарегистрированных лиц встречаем: «1) купцы гостиной сотни 7 чел. (5,5%); 2) русские посадские люди и горожане 78 (49,6%); 3) служилые люди (чаще всего татары Саранского уезда) – 20 (12,8%); 4) крестьяне – 52(33%), в том числе мордвы Саранского уезда – 20 (12,7%), мордвы Пензенского и Алатырского уездов по 1 чел, мордвы Арзамасского уезда 2 чел., всего мордвы 24 чел. (15,3%)»2.
«Полный торговый оборот за 1691-92 гг. (не считая значительных доходов от продажи вина с саранского кружечного двора ) составил 11821 р., куда входят: 1) обороты лиц, персонально зарегистрированных в таможенной книге – 5965 р.; торговля мелочными товарами и хлебом «померу» зафиксированная общим итогом в 3919 р.; 3) торговля перекупными и вещными товарами – 1382 р.; 4) торговля солью – 555 р»3.
Значительной статьей дохода для таможенных сборов были сборы с вина, медовых напитков, браг, кваса и пива. Общий годовой оборот саранского кружечного двора составил 2563 р. 23 к., а годовой доход таможенного кружечного двора 1701 р. 13 алтын 4 деньги.
«На долю посадского населения Саранска приходилось 20,4% от общего оборота рынка, посадские г. Арзамаса – 15,7%, Вязников – 9,3%, Москвы – 7,2%, Мурома – 2,6%, Переяславля-Залесского – 2,5%, Саратова – 2%, Шуи – 1%, Нижнего Новгорода – 0,8%»4, остальных городов еще меньше.
Обороты рынка по месяцам:
август (Саранская Спасская ярмарка) – 1385 р.;
январь – 984 р;
декабрь – 854 р.;
июль – 501 р.;
ноябрь – 491 р.;
июнь – 488 р.;
февраль – 366 р.;
октябрь – 260 р.;
март – 189 р.;
май – 189 р.;
апрель – 130 р.;
сентябрь – 128 р5.
Ассортимент товаров, поступавших на саранский рынок превышает 150 только зафиксированных наименований, не считая мелочного товара, не фиксировавшегося отдельно.
Самой большой тематической группой товаров, продававшихся на рынке Саранска, являются ткани – зафиксировано всего 22 наименования, которые в свою очередь можно разделить на несколько подгрупп.
1. Ткани шелковые – 8 наименований.
Дороги – восточная гладкая шелковая ткань.6
Камка –шелковая узорчатая ткань.7
Лудан (лаудан) – китайская шелковая ткань.8
Парча – чаще всего шелковая ткань с добавлением золотной нити в утке, иногда также с добавлением х/б нитей.9
Тафта – разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка с поперечными мелкими рубчиками. Слово «тафта» персидского происхождения и означает «сотканное». Для тафты характерны жёсткость, плотность и ломкость складок. Благодаря своей пластичности и жёсткости, тафта даёт возможность создавать пышные силуэты, объёмные драпировки, столь любимые в эпоху барокко.
Отдельно упомянута тафта гладкая.
В качестве отдельного товарафиксируется тафта струйчатая,о которой можно высказать предположение, что писцы подразумевали именно муар – плотную шёлковую или полушелковую ткань с волнообразными переливами разных цветовых оттенков, хотя среди драгоценных тканей средневековой Руси имелись еще и объяри – парчевые ткани с муаровым эффектом или затканные нитями бити, однако, очевидно, что здесь не идет речи о металлизированной нити в составе ткани.
Отдельно упомянут шелк.
Например: «15 генваря… гостиной сотни Ивана Ондреева прикащик… продал 14 дараг, 75 киндяков, кружево серебряное,.. два завеса, косяк выбойки, 17 юфтей сафьянов, 15 фунт шелку по цветам…» 10.
«Августа в 21 день… у саранца посадцкова человека у Максима Петрова з дватцети аршин камки, з дватцети с пяти аршин тафты, с литры золота…»11.