Финансовое право.: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - 4-e изд., перераб. и доп. €

4. Финансовое право.: Учебник для студентов вузов / Н.Д. Эриашвили. - 3-e изд., перераб. и доп.,. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 575 с.

5. Хоменко Е.Г., Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин. Банковское право: Учебное пособие / - 4-e изд., перераб. и доп. / - М.: Норма. 2011.

б) Дополнительная литература:

1. Налоги и налогообложение: теория и практика: Учебник/ Пансков В.Г. - М.:Юрайт,2011.

2. Валютное регулирование: Учебное пособие/В.И.Панченко. - СПб.: Троицкий мост, 2011.

3. Банковское право России: Учебник/ А.Я.Курбатов. - М.: Юрайт, 2011.

4. Грачева Е.Ю. Финансовое право. Схемы с комментариями. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – 112 с.

5. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2010.

6. Иванов И.С. Институт вины в налоговом праве. Теория и практика. – М.: Проспект, 2009. – 160 с.

7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов // Социальный мир, № 35, 19-25.09.2011.

в) Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011) // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // СЗ РФ № 31, 03.08.1998, ст. 3824.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 19.07.2011),(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2011) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.

5. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 27.11.2010) // СЗ РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2066.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410; 2001. № 49. Ст. 4552; Ст. 4553; 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

7. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Счетной палате Российской Федерации" // СЗ РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 167.

8. Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ (ред. от 20.07.2011) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" // "Собрание законодательства РФ", 20.12.2010, № 51 (1 ч.), ст. 6809.

9. Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственном материальном резерве" // СЗ РФ, 02.01.1995, № 1, ст. 3.

10. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О кредитных историях" // СЗ РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 44.

11. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // СЗ РФ, 29.12.2003, № 52 (часть I), ст. 5029.

12. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 11.07.2011) // СЗ РФ. 2001. 05.01.2009, № 1, ст. 15.

13. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 27.06.2011) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

14. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 18.07.2011) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

15. Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 11.07.2011) // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

16. Федеральный закон от 18.07.2009 № 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков" // Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, № 29, ст. 3618.

17. Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 26.04.2007) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3814.

18. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 07.02.2011, с изм. от 27.06.2011) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // Собрание законодательства РФ, 01.03.1999, № 9, ст. 1097.

19. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 18.07.2011) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // "Российская газета", № 6, 12.01.1993.

20. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" // Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, № 30, ст. 3738.

21. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3686.

22. Федеральный закон от 08.12.2010 № 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, № 50, ст. 6592.

23. Федеральный закон от 10.12.2010 № 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, № 50, ст. 6613.

24. Федеральный закон от 08.12.2010 № 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, № 50, ст. 6591.

25. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, № 31, ст. 3803.

26. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3493.

27. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // Собрание законодательства РФ, 01.03.1999, № 9, ст. 1096.

28. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 04.10.2010) "Об инвестиционных фондах" // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4562.

Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

1. Понятие и значение финансов в Российской Федерации.

2. Финансовая система Российской Федерации.

3. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований.

4. Система налоговых органов Российской Федерации.

5. Система банков в Российской Федерации.

6. Особенности правового положения Центрального Банка Россий­ской Федерации (Банка России).

7. Федеральное казначейство; правовое положение.

8. Система и источники финансового права.

9. Понятие и виды финансово-правовых норм.

10. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды.

11. Субъекты финансового права.

12. Финансовый контроль: понятие и значение.

13. Виды и органы финансового контроля.

14. Особенности проведения налоговых проверок.

15. Особенности правового положения Счетной палаты РФ.

16. Бюджетное право как подотрасль финансового права.

17. Субъекты бюджетных правоотношений.

18. Бюджетная система Российской Федерации.

19. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.

20. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.

21. Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Фе­дерации.

22. Казначейская система исполнения бюджета.

23. Государственные и муниципальные внебюджетные фонды.

24. Налоговая система Российской Федерации (система налогов и сборов РФ). Порядок установления налоговых платежей.

25. Источники налогового права.

26. Общая характеристика налогов с физических лиц.

27. Общая характеристика налогов с организаций.

28. Ответственность за налоговые правонарушения.

29. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита.

30. Государственное управление в сфере страхо­вания.

31. Виды страхования.

32. Обязательное государственное страхование сотрудников МЧС России.

33. Правовое регулирование инвестиций.

34. Особенности валютного регулирования в Российской Федерации.

35. Органы валютного контроля в Российской Федерации.

Примерный перечень вопросов к экзамену по «Финансовому праву»

1. Финансовая система, ее структура и развитие в Россий­ской Федерации на современном этапе.

2. Понятие и методы финансовой деятельности государства.

3. Правовое положение и функции Министерства финансов РФ.

4. Система налоговых органов, их правовое положение и функции.

5. Центральный банк РФ (Банк России). Особенности пра­вового положения, функции.

6. Федеральное казначейство (федеральная служба): право­вое положение, функции.

7. Понятие и предмет финансового права, основные особенности финансового права как отрасли права.

8. Конституционные основы (принципы) финансового права.

9. Система и источники финансового права.

10. Понятие и виды финансово-правовых норм.

11. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и виды.

12. Субъекты финансового права. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений.

13. Понятие и значение финансового контроля.

14. Виды и органы финансового контроля.

15. Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами государственной власти и местного самоуправления.

16. Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами.

17. Налоговые правонарушения и ответственность за них

18. Счетная палата РФ.

19. Аудиторский финансовый контроль.

20. Характеристика налога на добавленную стоимость и акциза.

21. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

22. Денежная система. Правовые основы обращения денеж­ных знаков.

23. Соотношение Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона о бюджете на очередной год.

24. Методы финансового контроля. Акт ревизии.

25. Понятие и роль государственного и местного бюджета.

26. Понятие и предмет бюджетного права, его источники.

27. Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетных правоотношений.

28. Бюджетная система и бюджетное устройство в Российской Федерации.

29. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ.

30. Понятие бюджетного процесса, его стадии, финансовый (бюджетный) год, бюджетная классификация.

31. Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета России.

32. Порядок исполнения бюджета. Распорядители и получа­тели бюджетных средств.

33. Контроль за исполнением бюджета. Отчет об исполнении
бюджета.

34. Федеральные и территориальные внебюджетные фонды.

35. Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права.

36. Федеральный закон о бюджете на очередной год и на плановый период.

37. Характеристика налога на доходы физических лиц.

38. Понятие и система государственных и муниципальных доходов.

39. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований.

40. Понятие, юридические особенности и роль налогов.

41. Система налогов и сборов. Порядок установления налоговых платежей.

42. Налоговое право и налоговое правоотношение.

43. Источники налогового права.

44. Основные элементы налогообложения.

45. Права и обязанности налогоплательщиков.

46. Федеральные налоги, их особенности и виды.

47. Обязательное государственное страхование сотрудников МЧС России.

48. Федеральные пошлины и сборы.

49. Региональные налоги: общая характеристика и виды.

50. Специальные налоговые режимы.

51. Налоговый контроль, его формы. Налоговые проверки, их виды.

52. Местные налоги и сборы: общая характеристика и виды.

53. Понятие государственного и муниципального кредита и долга.

54. Государственный внутренний долг.

55. Особенности правоотношений, возникающих в области государственного кредита.

56. Правовое регулирование внутренних государственных займов.

57. Государственное управление страхованием.

58. Виды страхования.

59. Страховые фонды.

60. Валютное регулирование и валютный контроль.

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

А

Акт ревизии — документ, составляемый в результате контроля финансово-хозяйственной деятельности организации, в котором содержатся документально подтвержденные фактические данные, выводы о законности, эффективности и целесообразности произведенных затрат, отмечаются недостатки с указанием их причин и виновных лиц, суммы причиненного ущерба. Акт подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), а также руководителем ревизуемой организации и ее главным бухгалтером (см. также Ревизия).

Акты финансово-правовые — принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных и муниципальных органов по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют и отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений, являются правовой формой финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Подразделяются по юридическим свойствам на нормативные и индивидуальные, по юридической природе — на законодательные и подзаконные.

Своим содержанием среди финансово-правовых актов отличаются финансово-плановые акты, т. е. акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований и содержащие конкретные задания в области финансов на определенный период. Являясь планами по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов (бюджет государства, муниципального образования, смета доходов и расходов бюджетного учреждения, финансовый план предприятия и др.), они утверждаются в установленном порядке.

Акцизы — федеральные косвенные налоги. В отличие от НДС, который уплачивается на каждом этапе производства и реализации товаров и услуг, они уплачиваются единовременно («разово») производителем подакцизного товара. Традиционно акцизы вводятся на товары, относящиеся к предметам роскоши либо пользующиеся повышенным спросом. В связи с этим акцизам принадлежит особая функция по регулированию (ограничению) сверхприбылей, а также регулированию спроса на определенные виды товаров (спиртные, табачные изделия и пр.). Взимание акцизов на территории РФ с 1 января 2001 г. регулируется гл. 22 НК РФ.

Амортизационные отчисления — постепенное возмещение износа основных фондов в стоимостном выражении. Подразделяются на полное и на частичное восстановление, т. е. на капитальный ремонт основных фондов. Амортизационные отчисления на полное восстановление должны покрывать не только физический, но и моральный износ основных фондов. Определяются по-разному в целях бухгалтерского и налогового учета.

Амортизируемое имущество — имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом в целях гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. руб.

Аудиторский финансовый контроль — независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в виде предпринимательской деятельности, именуемой аудиторской. Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Ее осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на основании лицензии, выданной уполномоченным государственным органом. В указанных законодательством случаях предусматривается обязательность аудита.

Б

Банк России — Центральный банк Российской Федерации, является главным банком страны, представляет первый уровень банковской системы РФ. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляя постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, а также установленных им обязательных нормативов. Банк России имеет статус юридического лица, является федеральной собственностью. Получение прибыли не является целью его деятельности. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организацию их обращения, является органом валютного контроля и надзора. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Издает нормативно-правовые акты в банковской сфере. Центральный банк РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами

Банковская система РФ — совокупность действующих на территории РФ организаций, полномочных осуществлять банковские операции (аккумуляцию свободных денежных средств юридических и физических лиц, кредитование, расчеты и др.). Эта система включает два уровня: а) Центральный банк РФ (Банк России) (см.) и б) кредитные организации (см.), а также филиалы и представительства иностранных банков (см. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»).

Банковский кредит — это договорное обязательство, в соответствии с которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Осуществляется в соответствии с принципами: возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целенаправленности (федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Применяются также обычаи делового оборота.

Бюджет. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты — центральное звено финансовой системы страны. В материальном аспекте государственный, как и местный, бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или муниципального образования денежный фонд, который формируется в целях обеспечения финансовыми ресурсами выполнения общезначимых государственных и муниципальных задач. Сущность бюджета проявляется в тех экономических (денежных) отношениях, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием названных денежных фондов.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ утверждаются в форме соответствующего закона, местные бюджеты — в форме решения органа местного самоуправления. С позиции права собственности средства бюджета входят в состав казны, соответственно — федеральной, субъекта РФ или муниципальной.

Бюджетная классификация — законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. В Российской Федерации действует единая бюджетная классификация, что обусловлено единством бюджетной системы РФ, требующим сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; имеет важное значение для реализации единой финансовой политики в стране. Представительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе производить лишь дальнейшую детализацию объектов классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства. Соответственно классификации доходы подразделяются на налоговые и неналоговые с выделением их видов. В отношении расходов выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации (Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»; гл. 4 БК РФ).

Бюджетная компетенция (права) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований — это принадлежащие им в лице соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления полномочия по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах. Эти полномочия определяют бюджетно-правовой статус названных субъектов. Основой данного статуса является право на самостоятельный бюджет, из которого вытекают права на получение конкретных доходов и их использование соответственно задачам и функциям государственного или муниципального образования. На каждом уровне бюджетная компетенция имеет свои особенности (гл. 2 БК РФ).

Бюджетная система (структура) РФ как федеративного государства — установленная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и действии местного самоуправления. Бюджетная система РФ основана на принципах единства, самостоятельности бюджетов, разграничении доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др. (ст. 28 БК РФ). В унитарных государствах действует двухуровневая бюджетная система, включающая государственный и местные бюджеты. БК РФ, помимо бюджетов, включил в состав бюджетной системы РФ также бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов (ст. 10, 13 БК РФ).

Бюджетное обязательство — расходное обязательство, исполнение которого предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год (ст. 6 БК РФ). Бюджетное обязательство имеет определенный лимит, соответствующий объему бюджетных ассигнований по предусмотренным расходам на период, не превышающий квартал. Лимиты доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия (ст. 222—224 БК РФ).

Бюджетное право — подотрасль российского финансового права, нормы которой регулируют бюджетную систему и бюджетное устройство, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс (см.). Основано на конституционных принципах федерализма и местного самоуправления. В бюджетном праве выделяются нормы: а) материальные (закрепляющие систему бюджетов, виды доходов и расходов бюджетов и т. п.) и б) процессуальные, закрепляющие порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, его утверждения и т. д.

Источниками бюджетного права является система правовых актов, состоящая из трех уровней: федерального и регионального (субъектов РФ) законодательства и правовых актов органов местного самоуправления. Основой их всех является Конституция РФ. Своей важной ролью среди них выделяется БК РФ — впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране, и введенный в действие с 1 января 2000 г.

Бюджетное регулирование — распределение доходов между бюджетами в процессе их формирования, осуществляемое вышестоящим органом государственной власти или местного самоуправления в отношении нижестоящих бюджетов в целях сбалансирования их доходов и расходов. В этих целях используются процентные отчисления от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, передаваемые для зачисления в нижестоящий бюджет. В настоящее время широко распространен другой метод — прямой финансовой помощи нижестоящим бюджетам путем выделения фиксированной денежной суммы в форме дотаций, субвенций и субсидий (см.). В этих целях создаются в бюджетах вышестоящего уровня фонды финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований соответственно (ст. 48 БК РФ). В процессе бюджетного регулирования складываются межбюджетные отношения (ст. 6 БК РФ).

Бюджетное устройство — это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти и местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (см.). К бюджетным учреждениям относятся школы, вузы, больницы и др. Бюджетное учреждение в процессе исполнения бюджета является получателем бюджетных средств (ст. 161 —163 БК РФ).

Бюджетные правоотношения — урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов. Носители юридических прав и обязанностей в этих правоотношениях именуются субъектами бюджетного права (бюджетных Правоотношений). К ним относятся: а) Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования; б) органы государственной власти и местного самоуправления; в) получатели, распорядители и главные распорядители бюджетных средств; г) Центральный банк РФ и другие органы денежно-кредитного регулирования. Основное право — право на соответствующий бюджет принадлежит государству в целом, государственному или муниципальному образованию.

Особенности бюджетных правоотношений проявляются в их субъектном составе и содержании: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда, имеющего общее значение для соответствующей территории; б) в бюджетных правоотношениях участвуют (в лице соответствующих органов власти) государство, государственные и муниципальные образования как носители права на самостоятельный бюджет; в) права и обязанности всех субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования.

Бюджетные целевые фонды — это централизованные денежные фонды, образуемые в рамках государственного и местного бюджетов, средства которых используются по строго целевому назначению.

Бюджетный (финансовый) год — период действия утвержденного бюджета, равный по российскому законодательству календарному году — с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ).

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).

Бюджетный процесс — это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, завершаемая утверждением отчета об исполнении бюджета. БК РФ (ст. 6) при определении бюджетного процесса исключает из него стадию утверждения отчета об исполнении бюджета, но предусматривает стадию контроля за его исполнением. Кроме того, в соответствии с БК бюджетным процессом охватывается и деятельность, связанная с принятием бюджетов государственных внебюджетных фондов (но не муниципальных).

В

Валюта. Под валютой понимают денежную единицу конкретной страны (национальная валюта), денежные знаки иностранных государств (наличная валюта), а также другие платежные и кредитные средства, выраженные в иностранных денежных единицах (безналичная валюта). Кроме того, термин валюта применяется при характеристике всей совокупности внешних по отношению к конкретному государству денежных единиц (иностранная валюта). В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации» валюта РФ — это: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Валюта иностранных государств — денежные знаки, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютное регулирование — деятельность государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов. Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Нормативное регулирование заключается в упорядочивании общественных отношений, связанных с валютой и операциями с ней (обращением, вывозом, использованием в сфере международных расчетов и т. п.) посредством принятия норм права. Индивидуально-правовое регулирование — упорядочивание посредством применения норм права к отношениям, обусловленным конкретными жизненными ситуациями.

Валютные операции. К валютным операциям относятся осуществляемые на законных основаниях: 1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей, а также использование их в качестве средства платежа; 2) Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также их использование в качестве средства платежа; 3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также использование их; 4) ввоз на таможенную территорию России и вывоз с ее таможенной территории валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; 5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ; 6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ (Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Валютные ценности — ценности, относительно которых Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливается особый ограничительный режим обращения в стране. Валютные ценности в правовом аспекте — это: во-первых, иностранная валюта; во-вторых, внешние ценные бумаги (бумаги, которые выпущены и зарегистрированы не на территории РФ и номинальная стоимость которых выражена в любой валюте, кроме российской). В отличие от ранее действовавшего Закона 1992 г., новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не относит к валютным ценностям драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Порядок и условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ регулируется в настоящее время специальным Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Валютный контроль — это контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Валютный курс — цена денежной единицы страны, выраженная в денежной единице (или ее десятикратной величине) другой страны. В настоящее время валютный курс устанавливается с учетом покупательной способности валют и является достаточно подвижным. К основным факторам, влияющим на валютный курс, можно отнести: состояние платежного баланса, уровень инфляции, межгосударственную миграцию краткосрочных капиталов, военно-политические и прочие факторы. Во всех странах, кроме Великобритании, применяется прямая котировка, при которой валютный курс устанавливается за 1 (10, 100, 1000) единицу иностранной валюты к национальной валюте. В Великобритании принята обратная котировка — за 1 фунт стерлингов в иностранной валюте.

Внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды — обособленные по целевому назначению финансовые ресурсы государства и муниципальных образований. Образуют самостоятельное звено финансовой системы РФ. Источниками их формирования являются обязательные платежи (налоги, страховые взносы), добровольные взносы, а в случаях, прямо предусмотренных законом, — ассигнования из бюджета и пр. Могут быть классифицированы по различным основаниям: территориальному уровню функционирования; относимости к государственному или местному бюджету (бюджетные и внебюджетные); форме собственности; целевому назначению; органам, их создающим и (или) осуществляющим контроль за их деятельностью, и т. д. Источники правового регулирования: Конституция РФ, БК РФ, федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с 1 января 2006 г. названные законы утрачивают силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Кроме того, действуют положения о конкретных внебюджетных фондах.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений — денежные средства, получаемые этими учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета. БК РФ, называя их средствами, полученными за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161), применяет и более подробное наименование — доходы бюджетного учреждения, получаемые от осуществления предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (п. 2 ст. 42). При этом особо указывается, что названные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (см.), но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Водный налог — введен на территории РФ с 1 января 2005 г., регулируется главой 252 НК РФ. Заменяет плату за пользование водными объектами, в соответствии со ст. 13 НК РФ включен в состав федеральных налогов.

Временная финансовая администрация — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый по ходатайству Правительства РФ перед Высшим Арбитражным Судом РФ в случае неисполнения субъектами РФ своих бюджетных обязательств. Аналогично создаются временные финансовые администрации как органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении бюджетов муниципальных образований (гл. 19' БК РФ).

Г

Главный распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти, местного самоуправления, бюджетное учреждение (определенные ведомственной классификацией расходов бюджета), которые имеют право распределения средств соответствующего бюджета по подведомственным распределителям и получателям. К ним относятся министерства, другие органы исполнительной власти, наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования и др. Главный распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подве

Наши рекомендации