Факт или вымысел - вдохновленное знание или мысль
Некоторые мысли содержат крупицы истины вперемешку с вымыслом, и в результате фактически легче поверить в их истинность и надежность, чем затрачивать усилия на отделение истины от фикции. Согласно Бабе, "Мысли возникают в уме, выражаются через слова и осуществляются через дела", что должно указывать на то, что мышление - частная, индивидуальная или личная деятельность. Мы непрерывно создаем нашими умами мысли и множество образующихся при этом мыслеформ, целыми днями изо дня в день. Но что мы не в состоянии понимать, так это то, что эти мысли являются нашими собственными созданиями, возникающими из нашего ограниченного личного опыта и обусловленные нашим прошлым, ранее сложившимися условиями и текущей ситуацией. И поэтому они не обязательно являются истинными или хотя бы правильно отражающими аспекты данной ситуации. Также, поскольку они наши собственные вполне личные создания, просто выражающие нашу версию истины или действительности, они не всегда применимы или значимы для других людей, даже если мы можем пытаться навязывать их другим, как будто они представляют собой бесспорную истину для каждого.
Итак, каждый из нас живет со своим обезьяньим умом, болтающим дни напролет обо всем, что есть под солнцем, и навязчиво прядущим паутину, сплетенную из фактов и фикции. К сожалению, подобно тем родителям, которые верят, что их дети не могут поступить неправильно, мы слишком часто имеем склонность относиться аналогичным образом к этим "детям мозга", порождаемым нашими мыслями, которые хотя и не имеют никакой вещественной субстанции, тем не менее способны проявлять огромную власть над их создателем. Мы часто слышим, как люди говорят, что определенные мысли непрерывно крутятся в их голове, подобно белке в колесе. Большинство из нас время от времени испытывали это беспомощное состояние, когда разного рода одержимые мысли овладевали нами, и мы не знали, как положить конец этому.
Мышление - это человеческая функция, которая включает в себя рассуждение, воображение, придумывание, вычисление, фантазирование и различные другие пути, которыми мы используем ум. Но это только одна из четырех функций, находящихся в нашем распоряжении; остальные три - восприятие, ощущение и интуиция, и все они - одинаково полезные инструменты. Кроме того, мышление было развито позже всех остальных функций во время эволюционного процесса. По этой причине оно приобрело чрезмерную важность в глазах многих людей; настолько большую, что на другие функции перестали обращать внимание, и в результате интеллект и способность думать стали цениться все выше и выше, иногда почти превращаясь в объект поклонения.
Но есть большое различие между тем, что мы думаем, и мудростью, или знанием Истины, которая доступна нам, когда мы желаем воспринять ее от нашего Высшего "Я", успокаивая находящийся в постоянном движении ум и слушая Его внутренний голос. Мы думаем, что мы знаем, что хорошо для нас, а что плохо, но поскольку это наши собственные мысли, то мы не должны абсолютно полагаться на них, так как мы сами создали их, и, мало того, что они не обязательно истинны, но они также способны неожиданно меняться. Все мы имели подобный опыт, когда мы считали что-то хорошим или желанным, а затем, после того как мы узнавали больше об этом, мы изменяли свое отношение и начинали думать прямо противоположное. Поэтому вполне очевидно, что мысли не всегда являются надежным показателем того, что правильно, а что нет. Они просто отображают наши личные симпатии и антипатии согласно тому, каким образом наши чувства завлекли наш обезьяний ум, сделав его привязанным к определенным объектам, идеям, убеждениям, верованиям, суевериям и обширной массе человеческих взглядов.
Поскольку наши мысли часто основаны не на истине, а на нашей собственной смеси, в которой обычно содержатся мысли других людей, наши собственные фантазии, неправильные представления, опасения и много других компонентов этого умственного варева, то они являются слишком ненадежными проводниками, чтобы вести нас к более счастливой, полной и плодотворной жизни. Но если уму, на который нас учили полагаться, нельзя доверять, то чему или кому мы можем доверять показывать нам, что делать и чего не делать, чтобы мы могли начать жить более успешно?
Интеллект или процесс мышления - часть могущей ошибаться оболочки тело-ум-эго-индивидуальность, или внешнего покрытия над настоящим "Я". Это инструмент, предоставленный нам наряду с другими инструментами; все они превосходны, если они используются должным образом и гармонично, и оказываются даже еще лучше, если они направляются Высшим "Я", а не обезьяньим умом. Но нас научили верить в то, что то, что мы думаем - это абсолютная истина, пока не доказано обратное. Такой подход часто порождает еще больший недостаток доверия к самим себе и нашей способности жить успешно. В таком случае, как мы можем определить различие между мыслью, которая может быть фиктивной, и истиной, или вдохновленным знанием, и, следовательно, между нашими собственными мыслями и внутренним руководством со стороны Высшего "Я"?
Вдохновленное знание или мудрость передавалось через эпохи в виде множества различных форм, в соответствии с особенностями той личности или группы людей, которые распространяли его. Все изначальные доктрины различных религий были основаны скорее на воспринятой или вдохновленной истине, чем на интеллектуальных концепциях. Эта мудрость была жизненной и непосредственной, полученной из первых рук, и превосходно приспособленной для тех людей, для которых она давалась в то время. Тогда у нее еще не было времени на то, чтобы окаменеть и превратиться в догматы и определенные системы вероисповеданий в том виде, в котором мы знаем их сейчас, когда на них уже наложились мысли и взгляды многих людей. Эта мудрость открылась из прямого личного восприятия Истины, а не из заимствования опыта других людей.
Такое знание подобно незагрязненной реке, текущей непосредственно из чистого Источника в сознание получателя. Все древние писания и устные учения всех наций мира первоначально содержали это чистое истинное знание. Но поскольку священники и старшие изменили или удалили различные его части, чтобы получить возможность управлять людьми в соответствии с их собственными ошибочными и иллюзорными идеями, первоначальная истина стала выхолощенной, а в некоторых случаях даже уничтоженной или утерянной. Однако многое сохранилось, будучи скрытым в мифах, сказаниях, ритуалах, тайных обрядах, легендах, песнях, сказках, детских играх и даже в картах, например таро. Эта древняя мудрость должна была стать тайной, чтобы избежать истребления со стороны тех, кто имел достаточное могущество, чтобы уничтожить ее, для того чтобы наложить свой собственный контроль над массами. Она часто передавалась в символах, которые нуждались в расшифровке, чтобы раскрыть содержащееся в них послание, и они благополучно и неузнанно доносились до тех, у кого оказывалось достаточно понимания и проницательности, чтобы понять и использовать их.
Баба часто цитирует пространные высказывания из индийских изложений этой изначальной Истины, содержащейся в Ведах, Бхагавад Гите, Махабхарате и других писаниях. Он побуждает нас изучать эти учения и добывать из них вдохновленную мудрость, которую они содержат, чтобы противодействовать размножению и разрастанию ложных убеждений, распространяющихся в сегодняшнем мире. Также возможно вступать в непосредственный контакт с этим источником истинного знания и тогда, когда мы приостанавливаем наш поток мысли и сознательно ищем руководства со стороны Высшего "Я", которое автоматически устраняет более грубый контроль как нашего сознательного ума, так и негативных или ошибочных мыслеформ, составленных из бесчисленных мыслей индивидуумов в течение многих столетий.
Баба дал нам пять ступеней, чтобы помочь нам отличать наши собственные мысли и то руководство, которое мы можем получать от Высшего "Я", когда мы признаемся себе, что мы не знаем, как поступить, и просим Его о помощи. Также они могут использоваться как критерии для оценки нашего продвижения, если мы регулярно будем проверять наше поведение на предмет соответствия этим пяти ступеням. Это сатья (истина), дхарма (праведность), шанти (мир), према (любовь) и ахимса (ненасилие).
Сатья - это Истина. Мы должны определить, как мы бы оценили себя с точки зрения этого качества, но при этом мы должны быть предельно честны. Были ли мы сегодня абсолютно честными в наших отношениях с другими? Если нет, то в каких случаях мы отошли от истины? Почему мы так поступили? Честность по отношению к самому себе также относится к этой теме. Притворяемся ли мы, стараясь казаться лучше других? Достоверно ли мы сообщаем о случае или описываем ситуацию, или мы имеем тенденцию преувеличивать и приукрашивать события, чтобы заставить их казаться более забавными или интересными для нас самих и для других? Это всего лишь несколько предлагаемых способов для проверки нашей собственной честности. Также мы можем следить за получаемыми нами идеями и посланиями, чтобы определить, исходят ли они из чистого Источника или от нашего собственного эго, спрашивая самих себя - звучат ли они истинно или в них чувствуется ложь. Но многие люди тем не менее испытывают неуверенность относительно приходящих к ним идей, и они нуждаются в более конкретном заверении в их подлинности. Я припоминаю, как однажды я попросила дать определенный знак, чтобы убедить меня, и к моему удивлению я немедленно испытала то, что напомнило мне о холодном душе, текущем вниз по моей спине. Другие люди, которые просили о знаке, отмечали, что они чувствовали покалывание в середине лба, в различных частях тела, или испытывали схожее ощущение в ладонях или ступнях ног, а также много других подобных проявлений. Так что лучший способ состоит в том, чтобы попросить о знаке, который укажет, что идея или послание исходят от настоящего "Я", а не от эго или личного желания.
Дхарма обычно переводится как правильное или праведное действие. Однако дхарма означает больше, чем это определение. Это - действие или поведение, которое является соответствующим или надлежащим в различных ситуациях, которые могут встретиться нам в жизни. Дхармический образ действий или жизни для одного человека на данном этапе его жизни не обязательно будет таким же для кого-то еще, находящегося в других условиях. Также мы можем проверять приходящие к нам идеи, обращаясь к Высшему "Я" и оценивая их на соответствие этому критерию, чтобы увидеть, насколько они удовлетворяют ему.
Шанти означает мир и покой, но Баба говорит: "Шанти - это не просто мир. Это что-то, что превосходит мир. Именно спокойствие и ясность ума позволяют вам найти внутренний мир и абсолютную устойчивость внутри себя. Шанти играет огромную роль в жизни и поведении любой интегрированной, или цельной, личности". Снова: "Шанти или мир - наиболее бесценное имущество человека. Оно является признаком добродетельного характера, готовности служить, готовности отречься, невозмутимого духа смирения, понимания эфемерности материального богатства и прохладного безмятежного озера радости в сердце".
Према означает любовь. Это не тот вид человеческой любви, который Баба называет "договорной, или связывающей, любовью", ведущей людей к тому, чтобы хватать, душить и стремиться обладать другими, а тот вид любви, который присущ Бабе - "расширяющаяся любовь", которая заключает в свои объятия всех живых существ. Он говорит: "Любовь - это почтение, когда она направлена к родителям, это товарищеские отношения, когда она течет к друзьям, это страсть, когда она испытывается к супругу или супруге, это уважение, когда она относится к старшим, это привязанность, когда вы тянетесь к детям, и это преданность, когда она направлена к Богу".
Ахимса, как Баба говорит нам, лучше всего может быть описана как "глубокое уважение и почитание по отношению ко всей жизни, демонстрируемое в мысли, слове и деле".
Он подводит общий итог сочетанию из всех пяти качеств следующим образом:
Сатья - это природа человека.
Дхарма - ее практическое применение.
Шанти или мир - результат Дхармы, и
Према - сияние Шанти.
Он также говорит:
Где вера, там Любовь,
Где Любовь, там Мир,
Где Мир, там Истина,
Где Истина, там Бог.
Каждый из нас способен окунуться в обширную сокровищницу знания, которая доступна тем, кто усердно ищет Истину. Наш прямой контакт возможен с помощью искры Божественности, находящейся внутри абсолютно каждого живого существа. Мы можем настраиваться на Нее, если мы обладаем истинным смирением и признаем, что мы сами не можем получить всех ответов. Мы также должны быть способны признать, что с помощью одного только эго мы не способны справиться с теми вызовами, возможностями, трагедиями, потерями, разочарованиями, расстройствами и всем остальным, что несет в себе жизнь, которые все вместе составляют полную картину повседневной жизни. Тогда каждый из нас может вступить в контакт с тем аспектом целого, который он несет внутри себя, будучи частью этого целого.
Глава 23
Духовный стриптиз
Прежде чем мы сможем взяться за применение на практике учения Бабы в повседневной жизни, нам придется отказаться от некоторых наших взглядов, которые не позволяют нам сделать хотя бы один шаг в этом направлении. Так как мысль предваряет любое действие, мы можем уловить образ наших мыслей, наблюдая за нашим поведением. Тогда мы должны спросить себя: "Откуда приходят наши мысли и как они образуются?"
Из наблюдений можно заметить, что мысли появляются из нескольких различных источников. Мы приносим многие мысленные шаблоны вместе с собой из прошлых жизней. Мы впитываем в себя мысли наших родителей, в особенности мысли матери в то время, когда она еще только вынашивала нас. В детстве мы воспринимаем энергии тех полей, которые формируются мыслями различных членов нашей семьи; это обеспечивает нас необходимыми уроками, которые будут выучены в нашей нынешней жизни. Позже в нашей жизни мысли приходят от различных преподавателей в школах, которые мы посещаем, книг, которые мы читаем, религиозных доктрин и дисциплин, воздействию которых мы подвергаемся, и политических взглядов наших родителей. В конечном счете сюда добавляются те идеи, которые поддерживаем мы сами, а также все те мысли из многих других источников, которые встречаются нам в течение всей нашей жизни, и в результате мы несем на себе множество слоев ложных или заимствованных убеждений. Они препятствуют проявлению или хотя бы обнаружению нашей собственной истины, которая пребывает скрытой внутри нас до тех пор, пока мы не сделаем сознательного усилия, направленного на ее поиски, отворачиваясь от всего приобретенного знания и становясь восприимчивым к вдохновленной мудрости, которая в таком случае становится достижимой. Но прежде чем мы сможем открыть наши умы для этого истинного знания, нам придется расколоть и устранить кокон, состоящий из толстых слоев приобретенных полуправд, которые накопились вокруг нас и неотвязно следуют за нами, заслоняя наш взор и мешая нам увидеть то, кем мы являемся на самом деле. Все это влечет за собой необходимость в духовном стриптизе.
В дополнение к этой нездоровой и бестолково загроможденной ситуации есть и другая, еще более серьезная проблема. Все что-либо и когда-либо созданное людьми в этом мире начиналось как мысль в чьем-то уме. Мысль - строитель материальных объектов, но также и всего проявленного на всех остальных уровнях, будь это физический, умственный, эмоциональный, психический или духовный. Когда мы принимаем определенную концепцию в качестве истинной, мы автоматически формируем связь с всеобщей мыслеформой, которая была выстроена вокруг этой концепции в течение многих столетий, создаваясь из всех мыслей бесчисленных индивидуумов, относящихся к этому определенному предмету. Легко понять, что эти всеобщие мыслеформы стали очень и очень мощными, так как они вобрали в себя энергию всех мыслей, вложенных в нее. Когда настрой наших собственных мыслей совпадает с какими-либо всеобщими, то соединение с ними устанавливается автоматически. Но поскольку эти всеобщие мыслеформы гораздо более могущественны по сравнению с мыслями любого индивидуума, то мы подпадаем под их влияние, и в результате они управляют нами, делая нас беспомощными и неспособными вырваться на свободу из- под их власти, даже если мы хотим это сделать. В таком случае мы порабощены силой гораздо большей, чем наша собственная личная воля. Эти обстоятельства дают одно из объяснений того, почему определенные склонности так сильно проявляются у людей и имеют такую большую власть над ними, и почему люди часто замечают, к своему замешательству, что они неспособны освободить себя от этого.
В то время как мы продолжаем находиться под контролем этих могущественных мыслеформ, мы, к тому же, непрерывно добавляем к их силе энергию наших собственных мыслей, и поэтому мы оказываемся виновными в увеличении их власти над другими, которые - подобно нам самим - также связаны с ними. Это настоящий порочный круг, и он один из тех, о существовании которых большинство людей даже не догадывается.
Мы как индивидуумы несем ответственность за то воздействие, которое оказывают наши мысли, причем не только на нас самих и наши собственные жизни, но также и на весь мир и всех тех, кто населяет и разделяет его вместе с нами. Но многие люди избегают принимать на себя какую бы то ни было ответственность за свои мысли, предпочитая винить условия, других людей, судьбу и массу других воображаемых причин за свое тяжелое положение, упуская из виду тот факт, что нет ничего случайного. Каждый из нас за время своей нынешней жизни и в течение прошлых воплощений запустил во вселенную несметное число мыслей и сопровождавших их чувств, некоторые из которых позитивны, но многие очень часто негативны по своему содержанию. Итак, наша собственная личная сила вскоре докажет свою совершенную неспособность освободить нас, ибо только с помощью Высшего "Я", связанного с безграничной силой, мы можем надеяться разрушить связь с тем, что удерживает и подавляет нас, и восстановить наше неотъемлемое право свободной воли.
Общество "Анонимные Алкоголики", наряду с другими подобными организациями, успешно вырвало многих индивидуумов из рабства их алкогольной зависимости, обращаясь к помощи Высшей Силы. Но ум потребителя порабощают не только такие субстанции, как алкоголь и наркотики. Любая мощная мыслеформа, созданная с сильной верой, поддерживаемой многими людьми, может производить подобный эффект. Много раз, когда я искала руководства Высшего "Я", получаемые мною указания были прямо противоположны моим собственным мнениям и убеждениям, которые собирались и формировались на основе многих источников в течение моей жизни. Таким образом мне указали на то, чтобы я исправила прежние ложные убеждения и заменила их полученным знанием, которое оказалось единственно правильным для той конкретной ситуации в то определенное время. Этот опыт очень хорошо объясняет то обстоятельство, которое породило множество недоразумений, связанных с Бабой. Известно, что он давал один ответ на вопрос одного человека и предлагал совершенно несходный ответ на тот же самый вопрос, заданный другим человеком, или даже иногда он дает различные ответы на один и тот же вопрос, который задает один и тот же человек при различных обстоятельствах.
Баба демонстрирует нам совершенный пример того, кто всегда пребывает в контакте с истинным знанием и кто знает не только то, как приспособить его под конкретную ситуацию, но также и отношение каждого человека в тот момент, когда он или она ищут ответ. Если мы полностью смиренны и открыты, чтобы получить правильный ответ, то именно такой нам и предоставят, но если мы все же настаиваем на нашем собственном желании или предпочтении, то нам дадут иной ответ. Баба часто будет говорить "Да, да" не обязательно для того, чтобы выразить свое согласие, а просто потому, что он понимает - индивидуум в любом случае будет делать то, что он или она хочет, и только ищет санкции Бабы.
Баба находится здесь, чтобы учить нас тому, как вступать в контакт с абсолютно надежным водительством, доступным тем, кто желает отделить себя от всех старых и давно сформировавшихся систем убеждений и вер, заимствованных от других, и с терпением и настойчивостью ищущих его внутри себя. Он способен мгновенно и ясно показывать эту мудрость, потому что он пребывает в этом живом потоке и у него, в отличие от нас, нет ни одного из того множества наслоений, которые ему нужно было бы удалить. Но он убеждает нас не становиться привязанными к его форме настолько, чтобы мы настаивали на получении его личных ответов на те вопросы, которые могут и должны быть разрешены с помощью ответов источника, находящегося внутри нас. Только полагаясь на этот внутренний источник мудрости и предаваясь ему, мы можем стать уверенными в Себе, Самостоятельными и Самопобудительными.
Баба объясняет, что древние ведические напевы и стихи составлены из символических слов, наполненных энергией изначального Источника, из которого они появились. Декламация этих стихов или слушание их, когда они произносятся другими, может установить контакт между нами и этим непрерывным потоком Истины, если мы отделяемся от всех тел организованной мысли и дисциплины и желаем восстановить настройку на этот источник всего знания, устанавливая с ним наше собственное соединение. Это напоминает мне конвейер, по которому движутся определенные истины, которые станут доступными в необходимое время. Например, изобретатели, композиторы, художники и другие творческие личности получали доступ к этому потоку вдохновения и узнавали, как ввести в этот мир то, что вдруг осенило их, и потом они обнаруживали, что другие люди одновременно с ними вступили в контакт с той же самой истиной и испытали то же самое озарение. Это явление объясняет, почему изобретателю в одной части мира приходит в голову кажущаяся новой идея - и он верит в то, что только он один обладает ею - и затем он узнает, что несколько других людей "изобрели" или открыли то же самое, и все они ничего не знали об аналогичных открытиях друг друга. Очевидно, каждый из них вступил в контакт с тем, что было раскрыто в то время и отправлено, чтобы сделать это доступным миру. Ибо все озарения должны быть разработаны на личном и конкретном уровне, если им суждено принести пользу в этом мире.
Итак, как мы должны начать слушать внутренний "почти неслышный тихий голос, или голос совести" Высшего "Я"? Учителя дзэн-буддизма и других духовных школ во всем мире за прошедшие века дали своим ученикам упражнения, призванные помочь им успокоить и заставить остановиться ум, или, как они часто называли это, "создать промежуток между двумя мыслями". Чтобы отвлечь находящийся в постоянном движении ум и дать ему что-то такое, что заставит его использовать все свои силы и внимание, учителя дзэна давали коан, или загадку, у которой нет никакого рационального решения, и которую поэтому невозможно разгадать. Когда, в конце концов, ум в крайнем истощении и замешательстве сдастся и откажется от своих усилий, тогда может прийти озарение или вдохновение, потому что он больше не будет заблокирован сонмом мыслей, обычно заполняющих его.
Существует много других методов для освобождения ума от непрерывной деятельности, чтобы он становился открытым для получения мудрости от Высшего "Я". Баба предлагает средство, чтобы держать ум сосредоточенным и лишенным возможности причинить вред. Он советует, чтобы мы всегда повторяли одно из тех многих имен, которые используются при обращении к Богу или Универсальной Силе Жизни. Он объясняет, что когда ум поглощен подобной деятельностью, то это позволяет проникнуть вдохновению, исходящему от истинного "Я". Кроме того, этот метод воодушевляет нас все больше и больше следовать и доверять истинному Источнику, и отворачиваться от ложной, фиктивной или искаженной информации.
Этот метод вызывает во мне воспоминание о маленькой обезьянке и ее хозяине-шарманщике. Если бы обезьянке было позволено бегать и прыгать там и сям, следуя своим капризам и прихотям, она нажила бы себе массу проблем. Но когда хозяин крепко держал ее с помощью поводка и давал ей приказания обмениваться рукопожатиями или исполнять другие трюки, она была послушной, демонстрируя превосходное поведение. Будучи столь похожим в своем поведении на обезьяну, наш ум должен держаться под контролем и быть занятым в полезных и благотворных устремлениях, чтобы он не начал управлять нами с помощью его непрекращающейся бессмысленной болтовни.
Когда кто-то спрашивает меня, как войти в контакт с Высшим "Я", я всегда думаю о том, как мы переключаем скорости при вождении автомобиля. Точно так же просто увести ум от его обычной лихорадочной деятельности к более восприимчивому состоянию, чтобы мы могли слышать то, что входит в него, как только мы начинаем искать внутреннего водительства.
Поскольку Баба символизирует для меня мою истинную сущность, я стараюсь не забывать постоянно обращаться к нему в течение дня, направляя мое внимание к его человеческой форме в Индии, но также и к его точной копии в моем собственном сердце. Чем больше мы будем памятовать полагаться на него таким образом, тем больше мы будем становиться едиными с тем, кем мы являемся на самом деле. Вначале легче думать в терминах двойственности, как если бы Высшее "Я" было бы чем-то отдельным от нас, пока мы не лишимся толстого наслоения мыслей, воспоминаний, суеверий, убеждений, привычек и всех остальных накопленных барьеров, не дающих возможности нашему истинному "Я" выражаться через нас. В конце концов мы освободимся, и ничто не сможет помешать объединению нашей воли с Его волей, и мы станем единым целым Существом.
Глава 24