Тусовщики, пепсикольщики, стололазы
- имеет два значения:
1. Рекламно-журналистская тусовка, которую фирмы уже не хотят, но еще не могут не приглашать на банкеты.
2. Старушенции, живущие возле выставочных комплексов и побирающиеся на выставках. Глядишь, сдаст старушка в макулатуру штук эдак 150 цветных долларовых буклетов, пару престижных каталогов и штук 300 прайсов и есть два-три честно заработанных рубля.
ХРОНИЧЕСКИ ВТОРОЙ
- любитель покоя, стабильности и себя-любимого. Он всегда является чьим-то официальным представителем со среднедохлой зарплатой. Себя он представить не может, ибо представлять-то, кроме равнинного непрофессионализма, собственно, нечего. "Второй" терпеливо выжидает в кабинете отдела рекламы того момента, когда идея конкурента внедрится на рынок и прочно там приживется и эффект от хорошего решения станет очевидным для всех. И тогда он начнет, приговаривая: "Да не дурнее мы других!", охоту на Клиента. Хронически второму достаются самые жирные и наваристые крохи с барского стола лидера... А вот
хронически третьим везет куда меньше... Им достаются только брызги, но не от шампанского: ведь кто не рискует, тот его и не пьет.
Фрагмент подготовили
И.Л. Викентьев и А.Б. Кавтрева (Система "ТРИЗ-ШАНС"). Редакция благодарит А. Торгашева (фирма "LBI", г. Новосибирск)
и Н. Фейгенсона (г. Санкт-Петербург)
За идею создания настоящей классификации.
Классификация опубликована
в бюллетене "Рекламное Измерение", 1997, № 1(30)
и на сайте "Открытые методики рекламы и PR" по адресу:
http://www.triz-ri.ruAhemes/humor/jargon/jargon1.asp
Есть слова-омонимы. Они одинаково и пишутся, и слышатся. Есть слова-синонимы. Они по-разному пишутся, но обозначают одно и то же. А есть жаргонизмы. Как бы они ни писались и ни слышались, чтобы их понять, нужно какое-то время просто побывать в кругу людей, которые их употребляют. И понятное слово вдруг может оказаться совсем другим по значению.
Как и любая профессиональная группа, рекламисты вырабатывают свой жаргон. Вначале поодиночке, затем группками... Ну, а когда они собираются все вместе (например, на научно-практической конференции "РЕКЛАМНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ" (до 1998 г. конференция "Реклама +")), да еще в таком представительном составе, то разрозненные слова и фразы приобретают статус крылатых.
В "Жаргоннике рекламиста" уже более ста слов. Запоминайте, чтобы не попасть впросак, пополняйте жаргонник, чтобы не попали впросак другие.
УЧАСТНИКИ 2-ой и
3-ей КОНФЕРЕНЦИЙ
«РЕКЛАМНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»
ГВОЗДЬ С ПОНТАМИ
ЖАРГОННИК РЕКЛАМИСТА
А ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИМ О ВЕЧНОМ- настоящий рекламист переходит к подсчету суммы заказа...
"А МЫ УЖ САМИ НА МУЗЫКУ ПОЛОЖИМ..."- фраза, распространенная на русском Севере (отчасти Северо-Западе). Обычно ее говорят Заказчику, который не очень способен сформулировать тему заказываемой PR-статьи и говорит что-то типа: "Чтобы было круто!", а затем молчит. Поэтому скрытый смысл фразы: "Вы только не молчите, намекните, а остальное мы сами сделаем..."
"АВИТАМИНОЗ - КРЕАТИВА НЕТУ"- произносится никудышним рекламистом в любое время года. Распространена в Москве и Санкт-Петербурге.
АУМ СЕНРИКЕ- то же, что и ТОПТУН или ПЫЛЬНЫЕ НОГИ, то есть рекламный агент, работающий от двери к двери.
БАНЯ(от англ. "banner") - "шапка", "заголовок".
БЫЛО БЫ НЕЛЕПО!- ответ настоящего профессионала на вопрос редко-стеснительного Рекламодателя, не откажется ли господин рекламист принять оплату наличными.
В ПРОСТОТЕ- неожиданно. Скорее всего, такое толкование произошло от фразы: "Ну, ты простой!", которую обычно говорят тому, кто-либо ляпнул какую-нибудь глупость, либо совершил неожиданный поступок. Например, фраза: "Аркадий, В ПРОСТОТЕ своей, ИЗВАЯЛ ГВОЗДЬ" означает: "Аркадий неожиданно для всех сверстал классный материал".
Примечание.
"Неожиданно для всех", кстати, не означает, что от Аркадия никто этого не ожидал. Просто, как любой классный материал, очередной материал Аркадия вновь оказался неожиданным. В этом смысле, выражения: "будь в простоте", "опростись", "будь прост, как Ленин" - странно, но факт - могут, в зависимости от контекста, означать как рекомендации "не оригинальничать в рекламе", так и, наоборот, призывы к оригинальности.
ВАЯТЬ -верстать.
ВИНДУЗА -WINDOWS до 1995 года.
ВИНДУЗА С ПОНТАМИ -пакеты WINDOWS-95, 98, 2000, ХР и т.д.
ВОЛНА ПОШЛА -очередной всплеск звонков от рекламных агентов нового набора. Например, фраза: "Аркадий запустил понт, и ВОЛНА ПОШЛА" означает, что Аркадий грамотно проинструктировал упомянутых агентов и ВОЛНА еще долго не схлынет. Грамотно ЗАПУСКАТЬ ВОЛНЫ ПОНТОМ умеют только настоящие профессионалы.
ВЫХЛОП -эффект от рекламы.
ГВОЗДЬ -ударный материал в прессе.
ГЕМОРРОЙ -денежный долг Клиента рекламисту. Когда говорят: "У Клиента ГЕМОРРОЙ, Аркадий его пятый месяц ЛЕЧИТ", то имеют в виду, что Клиент уже никогда не заплатит Аркадию за выполненную работу, несмотря на многочисленные объяснения ее достоинств.
ГОЛУБЬ-СТЕРВЯТНИК -часто говорят женщины-рекламисты об одновременно дорогом и ненавистном Клиенте-мужчине. Они же утверждают, что окольцевать ГОЛУБЯ-СТЕРВЯТНИКА смогут только настоящие профессионалы.
ГУЩА -фактура, содержание рекламы, PR-статьи.
ДЕЗИГНЕР(от англ. "designer") - дизайнер.
ДЖИНСА -скрытая реклама на TV.
ДУШИТЬ -торговаться, убеждать Заказчика.
ДУШНЫЙ ЗАКАЗЧИК- упрямый, несговорчивый Рекламодатель.
ЗАБИТЬ ГВОЗДЬ- кроме значения "вставить ударный материал", то есть "забить гвоздь в страницу", имеет еще минимум два, не имеющих к ударному материалу никакого отношения:
1. Наплевать на ДУШНОГО ЗАКАЗЧИКА. В том смысле, что надоело его уго
варивать и перестал (плюнул, ЗАБИЛ ГВОЗДЬ...).
2.Наоборот, крепко зацепить Заказчика и никого к нему не подпускать,
как бы "застолбить территорию". Выражение: "Я уже ЗАБИЛ там ГВОЗДЬ"-означает предупреждение к коллегам не ходить туда и Заказчика не переманивать.
Глоссарий - словарь специальных терминов, используемых в какой-либо (чаще всего узкой) отрасли с комментариями и примерами.
Словарь менеджера рекламы
ЗАВЛЕКУХА- рекламный ход, привлекающий внимание.
ЗАКАЗЧИК С "ТУГОЙ РЕЗЬБОЙ"- Рекламодатель, не понимающий гениальной идеи или, наоборот, "элементарных вещей". Например, фраза: "Аркадий СВЕРНУЛ РЕЗЬБУ" означает, что Аркадий либо удачно сработал с очень трудным Заказчиком, либо с достоинством вышел из ситуации, в которую его поставил трудный Заказчик. СВОРАЧИВАТЬ РЕЗЬБУ умеют только настоящие профессионалы.
ЗАСВЕТИТЬ- сделать нечто известным.
Например, выражение: "ЗАСВЕТИТЬ ЗЮ" означает: "Усиленно прорекламировать товарный знак".
ЗЮ- товарный знак.
ЗЯБА- нечитаемые символы при распечатке несоответствующим шрифтом.
ИГРА В КЕГЛИ- бессмысленная "игра" со шрифтами. Независимо от загруженности настоящей работой может поглощать все время начинающего рекламиста, намеренно обманывающего себя мечтой о том, что, вдоволь наигравшись, он станет наконец настоящим профессионалом.
КАК ОБЫЧНО- Заказчику платить придется налом...
КВАРКАТЬ- работать в программе "Quark XPress". Соответственно, "Снять ПИЖАМУ и КВАРКАТЬ от восторга" означает: "Перейти с программы "Page Maker" на программу "Quark XPress".
КИРПИЧ- большая статья.
КЛИЕНТ ЗАТОПТАН- Клиент сверхутомлен сторонними предложениями и потерян для рекламного агентства.
КОРЕЛ ГЛЮЧИТ- (многозначн.):
1. заморочки с программой "Corel Draw";
2. типовое объяснение причины вовремя не выполненной работы никудышним рекламистом.
КОСТЬ- "И какова КОСТЬ?", "Почем КОСТЬ?" - так иногда задает вопросы о стоимости размещения рекламы настоящий профессионал.
КОСУХА- скрытая реклама в прессе.
КРАСИВО И НЕПОНЯТНО(уваж.) - грамотно, с таблицами и графиками составленный отчет либо медиаплан, содержащий только формулы и графики и не содержащий никаких пояснений. Известен феномен, когда гораздо легче сдать Заказчику КРАСИВЫЙ И НЕПОНЯТНЫЙ отчет, нежели ПРАВИЛЬНЫЙ (см.). Создавать отчеты КРАСИВО И НЕПОНЯТНО умеют только настоящие профессионалы.
КРАСНОЩЕКИЕ- потребители, представители высокодоходного сегмента рынка. Например, фраза: "Аркадий сказал, что у риэлтеров опять ЩЕКИ КРАСНЕЮТ', означает, что можно ждать крупных заказов на рекламу недвижимости.
ЛАМИНИРОВАТЬ РАСТЯЖКУ(БАННЕР) (многозначн):
1) то же, что у нормальных людей (см. ФИЗИКИ-ТЕОРЕТИКИ) "пудрить мозги", "вешать лапшу на уши", "пускать пыль в глаза" и т.п.;
2) ЛАМИНИРОВАТЬ РАСТЯЖКУ в прямом смысле. Обычно старые (более двух лет на рынке) рекламисты, ошибочно считающие себя настоящими профессионалами, любят давать задание начинающим: "Обзвони по справочнику все агентства, представься и узнай, кто у нас растяжки ламинирует". Это нечто сродни "заточи якорь" у матросов.
Поэтому, например, фраза: "Он там Клиенту ЛАМИНИРУЕТ РАСТЯЖКУ" может означать прямо противоположное: либо грамотную работу с КРАСНОЩЕКИМ Заказчиком (и тогда речь идет о настоящем профессионале), либо, наоборот, традиционный прокол начинающего рекламиста.
ЛЕЧИТЬ- просто, популярно и доступно объяснять Клиенту преимущества Товара и/или Услуги.
ЛИЗИНГ- облизывание конвертов при проведении Direct mail.
ЛОХ- Заказчик, который ведет себя так, как будто хочет, чтобы его надули. Обычно это желание охотно исполняется.
ЛЯМЗИК- небольшой значок, пиктограмма, просто пятнышко... Не путать с ЗЮ. ЛЯМЗИКИ - это "частные случаи", они обычно не регистрируются, а ЗЮ - товарный знак, который надо регистрировать.
ЛЯМЗИТЬ- заниматься плагиатом. С ЛЯМЗИКОМ, как ни странно, ничего общего не имеет.
МАРКЕТИНГ- наклеивание марок на конверты при проведении Direct mail. Различают "грамотный МАРКЕТИНГ", когда этим занимается специально выделенный "профессионал-маркетолог", и "полевой", когда все агентство сразу и прямо на почте. Поэтому фраза: "Завели себе маркетолога" обычно выдает зависть по отношению к более развитому конкуренту. МЕДИАПЛАНЕРИСТ- специалист по медиапланированию.
МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ- месячная рекламная кампания с большим привлечением mass-media: прессы, радио, ТВ.
МЕЛКО ВСЯКО(принадлежит китайскому студенту Ли Вонь Яню) -серо, неоригинально, невыразительно. Например, выражение: "Думает МЕЛКО ВСЯКО" означает: "Не способен найти оригинальную идею".
МОРКОВКА- основная идея... Не ЕСТ МОРКОВКУ, т. е. не РУБИТ ФИШКУ.
МУЛЬКА- то же, что и ЛЯМЗИК.
МЫШКА-НАРУЖКА - наружная вывеска небольшого размера.
НА ЧУЖИХ ДРОВАХ- делать собственную рекламу на чужом успехе. Аналоги: "упасть на хвост", "пристегнуться к потоку" и т.д. НАЖОРИСТЫЙ - крутой и обладающий деньгами Заказчик. Например, фраза: "Задушили НАЖОРИСТОРО Клиента" означает: "Спокойно договорились с выгодным Заказчиком". Не путать с фразой: "Задушили НАЖОРИСТОГО Клиента вчерняк!", что означает: "Без проблем получен выгодный заказ, и главное - быстро!"
НАРУЖНА- объекты наружной рекламы.
НЕ В МАСТЬ- не хочу я этим заниматься (в смысле: "не барское дело...").
НЕУТОПТАНО(там еще) - так говорят, когда информационное, эмоциональное, рыночное, физическое и любое иное пространство фирмы не облагорожено еще трудом рекламиста. ОБРЕЗАТЬ- сократить рекламный бюджет. В тех случаях, когда Заказчик ОБРЕЗАЕТ творческую часть бюджета в пользу размещения, настоящие профессионалы обычно начинают "подбирать эти обрезки", то есть зарабатывать на скидках от увеличенного размещения, создавая у Заказчика полную иллюзию экономии.
ОКУЧИТЬ- охмурить, убедить Заказчика. Например, фраза: "Аркадий ОКУЧИЛ ЛОХА" звучит снисходительно по отношению к Аркадию (хотя и с симпатией), а вот во фразе: "Аркадий опять ОКУЧИЛ ЛОХА" уже звучит зависть... В том смысле, что "ЛОХОВ-то и я бы окучивал, да вот НЕ В МАСТЬ".
НЕПРАВИЛЬНО ТОРЧИТ!- на самом деле, изначально - это фраза ростовских наркоманов, которые ненавидят алкоголиков, независимо от места проживания. Этот факт обычно удивляет граждан, не посвященных в тонкости психологии людей указанных категорий. Для большинства - и те, и другие одним миром мазанные. Тем не менее категории эти воюют друг с другом...
Что касается причин такой странной войны... По легенде, когда-то давно (лет 10 назад) в Ростове, на проспекте Семашко, представитель первой категории буквально произнес: "Мы ненавидим их за то, что они НЕПРАВИЛЬНО ТОРЧАТ". С тех пор фраза "НЕПРАВИЛЬНО ТОРЧАТЬ" распространилась практически по всей территории СНГ. И ее стали употреблять даже вполне здоровые люди, так или иначе "привязывая" к своей профессии. У рекламистов она означает: "Заказчик в целом удовлетворен работой рекламиста, но не в том аспекте, в котором ожидал рекламист". Научить ПРАВИЛЬНО ТОРЧАТЬ Заказчика могут только настоящие профессионалы.
ОКУЧИВАТЬ ЛУЖАЙКУ- грамотно проводить маркетинг собственных услуг, в том числе приучать Заказчика к ценам. По-настоящему ОКУЧИВАТЬ ЛУЖАЙКИ умеют только настоящие профессионалы. (См. ниже также ПОРТИТЬ ЛУЖАЙКУ.)
ОТПИАРИТЬ- провести PR-кампанию.
ОТПРЕССИТЬ- ну, провели мы, провели Вашу рекламу в прессе...
ОТТОПЫРИТЬ- всех удивить. Например, фраза: "Аркадий МУЛЬКУ ОТТОПЫРИЛ" означает, что Аркадий, привнеся лишь маленький штрих в серую и невыразительную рекламу, сделал ее оригинальной и запоминающейся. И все удивились: "Как это он из такого смог сделать эдакое?!" ОТТОПЫРИВАТЬ МУЛЬКУ умеют только настоящие профессионалы. Понятно, что ОТТОПЫРИВАТЬ можно не только мульку, но и многое другое.
ПАБЛИК- сложившийся имидж чего-либо, акция PUBLIC RELATIONS. "У них там ПАБЛИК МОРОЗОВ!" - означает, что мероприятия по PUBLIC RELATIONS на фирме или в отрасли запущены.
ПО ГЕРБАЛАЙФУ?- кто-то делает рекламную тактику, как у группы Терба-лайф".
ПИЖАМА- программа "Page Maker".
ПИКТУРА(многозн.):
1) Показ товара;
2) Небольшая картинка в рекламном объявлении, сопровождающая объемный текст.
ПЛЮЩИТЬ- очень грамотно верстать. Соответственно, "расплющить" -удачно закончить верстку. См. также РАЗМАЗАТЬ ТЕКСТОВУХУ. Отличие между РАСПЛЮЩИТЬ и РАЗМАЗАТЬ такое же, как между "сделать качественно" и "спустя рукава".
ПОДВАЛ- нижняя часть газетной полосы. Например, фраза: "Аркадий РАСПЛЮЩИЛ ПОДВАЛ" означает, что Аркадий здорово сверстал нижнюю часть газетной полосы. А вот если бы "Аркадий РАЗМАЗАЛ ТЕКСТОВУХУ то это бы означало, что Аркадий не постарался. Постоянно ПЛЮЩИТЬ ПОДВАЛЫ И ЧЕРДАКИ умеют только настоящие профессионалы.