Сделать из обыденного нечто особенное способны лишь любовь и реклама.
Вильгельм Швебель
ЧАСТЬ 6
КРИТИКА.
СМЕХ СКВОЗЬ СЛОГАН.
ПЕРСОНА ГРАТА и др.
Как известно, рекламисты бывают разные. И если в начале 90-х годов эта мысль выла еще свежей, то сейчас положение меняется. Сваодня многочисленный отряд неспециалистов рекламы поддается классификации на еиды и подвиды. Зачем это нужно – судить Читателям…
М. Л. ПОЖИВШИЙ
СУБЪЕКТЫ РЕКЛАМНОГО РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ. ВЕРСИЯ 1.0. ФРАГМЕНТ
БРОДЯЧИЙ ПСИХОЛОГ
- персонаж, прочитавший пару книжек, продающихся в подземном переходе, реже - посетивший курсы иного "бродячего психолога", раньше первого успевшего купить книжку в подземном переходе. Собственных работ нет, собственных результатов -тоже. Есть последняя степень защиты собственной некомпетентности: "Я знаю очень интересного мужика, он тоже психолог, у него тоже есть интересные идеи. Он даже писал письмо Ельцину весной 1996 г., и поэтому его выбрали в Президенты".
ВОПРЕКИСТ
(термин принадлежит режиссеру Г.А. Товстоногову) - рекламист, подхвативший вирус, передающийся через дискеты и воздушно-капельным путем в среде преимущественно дизайнеров. Воп-рекист все делает непременно "иначе, чем у других". Самочувствие и невинность в дизайне Заказчика и Клиентов в расчет не принимаются... Обычно Вопрекист изобретает даже для рекламы простых товаров и услуг непременно "забойных" персонажей. Не самый сложный случай, когда для рекламы струйных принтеров привлекается ДРЕЙФУЮЩИЙ ПОЛЯРНИК, СОЖРАВШИЙ СВОИ УНТЫ. А кого же еще брать, если остальные персонажи: артисты, дикторы, известные личности, выспавшиеся девушки, побритые мужчины, псы и коты - уже расхватаны другими рекламистами? Очередь только за одичавшими полярниками. Осталось только придумать, что же они будут рекламировать. ДЕКЛАССИРОВАННАЯ ПРОФЕССУРА
Как Вы думаете: куда делся научный коммунизм и ему подобные предметы? Правильно. А куда делись его преподаватели? Тожеправильно. Они стали преподавать маркетинг, социологию и рек ламу. А что делать? Жизнь есть жизнь. Приходится брать старую книгу по политэкономии социализма и заменять слово "коммунизм" словом "имидж", "экономику" - "маркетингом", Карла Маркса - Филиппом Котлером, "пролетариат" - "сегментом", а "диктатуру" - "менеджментом". Вот и готова свежая лекция. Толькп читать ее новые профессора от сегментирования рискуют только невинным в реальном бизнесе студентам. (Интересно, почему?..) Но, бывает, после их выступления в провинции местные организаторы, немного стесняясь и от всего сердца, невольно говорят правду: "Спасибо лектору за то, что он поделился с нами своими скромными знаниями!"
ДЕПУТАТ-СТАБИЛ
не проводит определенного (стабильного) политического или экономического курса, но является стабильным клиентом имиджмейкеров.
ЗЛОБСТВУЮЩИЕ ЭСТЕТЫ
- тонкие, как бы одухотворенные натуры, остервенело воспитывающие в неуклюжих Клиентах-замухрышках лучшие (с их точки зрения) эстетические чувства. Изящные виньетные рамочки, буковки с загогулинками, цветочки в уголках и посерединке - непременные атрибуты макетов, созданных под их чутким руководством. Главный драматургический рельс жизнедеятельности эстетов - сканирование чужих работ и "улучшение их насмерть". (И действительно, зачем делать новую рекламу, если мы еще не успели привыкнуть к старой?) Почему-то они считают, что котенок, ребенок или романтическая девушка, цельно стянутые из модного журнала или с картины известного художника, невольно вызовут у Клиента доброе отношение, которое непременно перенесется на фирму-рекламодателя, что бы та ни рекламировала. Неудачнику по жизни, эстету неприятно слышать о "рекламной прозе": о том, что виньетные рамочки напоминают открыточки для любимого "пусика", а не рекламу компьютеров и комплектующих; дети - рекламу подгузников, а не офисной мебели; женщины - рекламу парфюмерии и эскорт-услуг; кошечки - корма для них же самих и т.д. "Попасть в целевую аудиторию" эстеты не способны, поскольку попадают, как и другие полупроводники культуры, только "в себя".
ИМИТАТОР-СУЕТУН
- человек, хронически занятый придуманной деятельностью. Время имитатора расписано по минутам. Каждая страница его ежедневника похожа на реестр СМИ, нарисованный в идеальном учебнике по "не нашей" жизни. Ибо если имитатор начнет терять время, его могут заставить работать. А этого-то он как раз и не умеет (невольная ассоциация: крестьяне поначалу не отдавали детей в яснополянскую школу Л.Н. Толстого именно по той причине, что в ней не бьют детей, а значит, не могут научить. "Пустая грата времени, баловство", - говорили умные крестьяне). Фразу "связи с общественностью" имитатор понимает слишком буквально, поэтому в его кабинете происходит непрерывный процесс "установления контактов", знакомств, их продолжения, поддержания и укрепления. Перефразируя известного PR-profi, можно сказать: чрезвычайно широк слой этих людей, страшно далеки они от того, что действительно надо делать.
Лифт вниз не подымает.
Объявление
ИНОЙ БРОДЯЧИЙ ПСИХОЛОГ,
не любящий просто БРОДЯЧЕГО ПСИХОЛОГА (см. ранее) и считающий, что "он мой ученик" (то есть позже меня прочитал общеизвестную книжку и поэтому распускает обо мне гадости)...
ИСКАТЕЛЬ КРАПИНКИ НА ЯЙЦЕ
Опознать его легко. Если рекламная кампания стоит на месте, хотя сезон в разгаре и у конкурентов полны магазины покупателей, а начальник отдела рекламы в это же время только и делает, что рассуждает о том, какой формы должен быть сувенирный значок: круглой или "скорее, овальной"; либо о том, какой цвет лучше всего подойдет для заливки календарика и как это повлияет на настроение потенциального Клиента, то вы не ошиблись - это классический "искатель крапинки". Говорят, что если долго рассматривать крапинку на белом яйце (особенно под микроскопом), то можно убедиться в том, что яйцо черное. Крапинок в рекламе не счесть, да и кто их собирается считать. Искатели крапинок выбирают их пару-тройку, и эти крапинки для них, как дети. С ними они носятся денно и нощно. Будьте уверены, крапинки будут выполнены виртуозно хоть завтра в Эрмитаж, если бы там был такой раздел. А затем маэстро найдет другую "любимую крапинку" и будет страдать с ней. Вот только шаг от одних крапинок к другим составляет вечность. А Клиенты так долго не живут. Заметим, Михаил Жванецкий по сходному поводу сказал: "Копаться в мусоре не стыдно, мальчик. Стыдно от этого быть счастливым".
ПЛОЩАДНИК
- воинствующий сторонник экстенсивной рекламы. В прошлое жизни - инквизитор. Его идеи просты и доходчивы: размер ре" ламного объявления должен быть пропорционален "масштабн сти фирмы" (что, надо признать, для многих рекламодателей звучит весьма убедительно). Основным аргументом в споре < Заказчиком является сравнение последнего с неким рекламе дателем-эталоном, у которого так случилось, что пик известно' ти совпал с пиком размещения гигантских объявлений. И площадник усмотрел здесь прямолинейную зависимость (обычно о др гих параллельно проходящих рекламных мероприятиях, увязан ных в одну систему, он скромно умалчивает). Площадники люб« площади по двум причинам. Во-первых, как источник больших миссионных. Во-вторых, как полигон, учения на котором (и особенно стрельбы) видны издалека. Другой аргумент рождается случайно в бане, когда распаренного рекламодателя похлопывают по плечу кореша: "Да ты крут стал, браток, - везде висишь". И тогда щиты будут стоять вечно!
ПРИПАВШИЕ К ПЕРВОИСТОЧНИКАМ
Их тоже, как и нас, еще в школе учили, что цитаты надо заключать в кавычки. Да, видно, учили плохо и линейкой били не по рукам. И "цитируют" они в "своих сочинениях" по рекламе слоганы, услышанные с телеэкранов, макеты из каталогов "Эпики", идеи из самой толстой "Современной рекламы" (благо их там на всех хватит). И все бы ничего, только вот про кавычки позабыли. И смотрит Синди Кроуффорд с нескольких объявлений одной полосы и не понимает: "А что это я здесь делаю?"