Х-элемент включает стереотип, который заставляет (указать кого) сделать (указать что) и рассказать/передать/обсудить (указать что) другим людям(указать каким).
ПРИМЕРЫ:
• Х-элемент "включает" стереотип у оптовых покупателей косметики, который заставляет их усвоить, что адрес фирмы "Zet" (ул, Березова, 36) важен для оптовиков косметики, и спросить у соседей-оптовиков, были ли они в этой фирме по этому адресу;
• Х-элемент "включает" стереотип у всех радиослушателей, который заставляет их связать все хорошее, что было сделано в городе, с именем мэра Иванова и решить между собой: пустьбудет мэром в будущем.
ШАГ 6.
ВЫДЕЛИТЬ ИЗ ФОРМУЛИРОВКИ № 2
СТЕРЕОТИП СЛУШАТЕЛЯ
Стереотипы слушателя сами проявляются в формулиро ках(см. Шаг 5).
НАПРИМЕР:
Ст. - все хорошее.
Ст. - адрес, важный для оптовиков косметики.
ШАГ 7.
ОПРЕДЕЛИТЬ ИНСТРУМЕНТ[68]
Инструментом в данном контексте называется тот самый Х-элемент (звук, текст, музыка, голос), который непосредственно воздействует на стереотип слушателя. Наша задача - его найти Интересно то, что слушатель должен "услышать свой стереотип" на звуковом носителе, чтобы "включиться" на него и совершить нужное нам действие.
ШАГ 7.1.
ПОДБИРАЕМ ИНСТРУМЕНТ
(ЗВУК, ТЕКСТ, МУЗЫКУ, ГОЛОС - НОСИТЕЛИ СТЕРЕОТИПОВ)
Способы подбора:
a) обращаемся к картотеке - перечню стереотипных звуков, текстов, музыки, голосов (например, с помощью всем известных стереотипных крылатых фраз создаются слоганы в рубрику "Смех сквозь слоган". Рекламная служба "Русского радио" с помощью приема обрабатывает стереотипные фразы и создает из них очень смешные и запоминающиеся вещи, например: "Лети - с приветом, вернись - умным".). Есть целые
библиотеки на дисках со спецэффектами, которые тоже вызывают определенные стереотипы, и их тоже нужно использовать в работе над сценарием (а не только при записи радиоролика в студии).
б) если в картотеке нет носителей нужного стереотипа, то тестируем сегмент (наших потенциальных Клиентов) на стереотипы. Собираем "жаргонные выражения", термины, специфические звуки, фразы, голосовые особенности, песни сегмента, на который воздействуем.
Например, все ТРИЗовцы "включились" бы, если бы услышали по радио слова "веполь" или "ИКР", а рекламисты - "слоган", "креатив", "фирменный стиль".
ПРИМЕР
Пользуемся приемом а). Нужна стереотипная фраза о важности (популярности) чего-либо. Подходят фразы:
"По заявкам... (оптовиков косметики)";
"Передаем сигналы точного времени (точный адрес)".
Пользуемся приемом б). "Идем в сегмент" этих же оптовиков косметики, Болышнство оптовиков косметики говорят такие фразы:
"Хорошо берут это... (называется товар)",
"Берут то, что рекламируют..."
Еще пример.
Учителя бы "включились" на звонок, бег вперемежку с криком по коридору, песню "Школьный вальс", фразы: "К доске пойдет ..", "Завтра пусть придут родители" и т.д.
ШАГ 7.2.
ВЫБРАТЬ БАЗОВЫЙ (ОСНОВНОЙ) СТЕРЕОТИП
На предыдущем шаге были найдены стереотипные звуки, тексты, полоса, мелодии. Теперь из них выбираем главный (базовый) элемент. Он и будет отправной точкой в создании радиоролика, все последующие шаги будут происходить от базового элемента. Критерий выбора такого элемента прост: решение должно максимально подходить под формулировку № 2.
Наличие противоречий есть критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения...
Георг Гегель
Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.
С. Моэм
Возможны варианты.
Ситуация № 1-
найденные звуки, тексты, голоса, мелодии, которые воздействуют на стереотип выбранного сегмента, стоят в одном ранге.
Решение-стоит попробовать написать несколько вариантов радиороликов и выбрать из них лучший.
Ситуация № 2- найденные звуки, тексты, голоса, музыка, которые воздействуют на стереотип, стоят в разных рангах, но, тем но менее, те, которые ниже рангом, более яркие.
Решение- инструменты, воздействующие на стереотип (какоднородные (оба текстовые) так и разнородные (мелодия и текст)), можно объединить в одном ролике и выстроить из них композицию, если это возможно.
Стоит попробовать на следующих шагах это сделать.
Рисунок Ольги Сычевой
ШАГ 8.