Банальность - это дутая гиря, с которой клоун выступает в цирке.
Михаил Светлов
ПРИМЕР
Рекомендация из [2, с. 43]:
"Если Вам нечего сказать - пойте. Рекламные куплеты нравятся многим рекламодателям".
Как говорится, из песни слов не выкинешь. Если уж нечего сказать, то песня, скорее всего, будет тоже ни о чем. Если нечего сказать, то вряд ли нужно делать рекламный ролик. Ибо зачем?
ПРИМЕР
Рекомендация из [2, с. 44]:
"Некоторые контрольные исследования позволяют отметить четыре фактора, усиливающие эффект радиорекламы:
1.Называйте марку в начале передачи.
(Между тем в рекламе "Sony" и "Panasonic" марка без особого ущерба для ролика называется в конце. Все зависит от поставленной задачи и замысла сценария. - Прим. А.К.)
2.Повторяйте это название как можно чаще.(Реклама марки - это частный случай, иногда марка хорошо известна и в рекламе не нуждается. А прием "Повтор" - просто один из приемов воздействия на радиослушателя. - Прим. А.К.)
3.Повторяйте рекламное предложение как можно чаще".
(Лучше реже, но эффективнее, а значит, дешевле. - Прим.А/К.)
ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ,
КАКОЙ ЭЛЕМЕНТ РОЛИКА
ДЛЯ ЧЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕН И
КАК СОГЛАСОВАН С ДРУГИМИ
ПРИМЕР
Рекомендация из [1, с. 3]:
"Музыкальные заставки могут выполняться в нескольких вариантах. Может быть пропето все рекламное сообщение целиком, музыкальные фразы могут быть вставлены в разные места текста, может быть использовано оркестровое исполнение симфонических фрагментов".
(А может быть, нужна и обработка в стиле "Рэйв"?! - Прим. А/К).
ПРИМЕР
Рекомендацияиз [2, с. 44]:
"Если музыка мало что прибавляет к восприятию, то звуковые эффекты (как, например, шкворчание сосисок на сковородке) могут быть весьма полезны".
(Вряд ли шкворчание сосисок будет на слух отлично от шкворчания яичницы или пузырения гейзера, а значит, и полезно. - Прим. А.К.)
Таких примеров можно приводить множество, но ограничимся приведенными из учебников мэтров. Судя по ним, необходимость критического отношения к литературе по радиорекламе - очевидна.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Написание сценария радиорекламы/Современная реклама, издат. Дом "Довгань".
2. Написание сценария радиорекламы/Популярность. Научно-популярный журнал Белорусского Института Паблик Рилейшнз, 1996, № 11-12.
3. Дэвид Огилви. Тайны рекламного двора. Советы старого рекламиста, Типография "ИТАР-ТАСС", 112 с.
4. Айзенберг М.Н. Менеджмент рекламы, М.: ТОО "ИнтелТех", Общво "Знание" России, 1993, 80 с.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Другие работы Автора данной статьи:
Кавтрева А.Б. Кубик ролика, Рекламное Измерение, 1995, № 15.
Кавтрева А.Б. Эффекты спецэффекта, здесь на стр. 238-244.
Кавтрева А.Б. ОТК ролика. Проверка качества сценария рекламного радиоролика, здесь на стр. 246-250.
Кавтрева А.Б. Ролик по уму. Алгоритм создания рекламного радиоролика. Версия 1.1, здесь на стр. 224-237.
Материал опубликован
в бюллетене "Рекламное Измерение",
1999, № 4 (57)
и на сайте "Открытые методики рекламы и PR"
по адресу: http://www.triz-ri.ruAhemes/school/school15.asp
КОНТАКТ:
тел.: (8632) 56-56-86,
тел./факс: (8632) 907-227,
e-mail: [email protected], [email protected]
Итак, задачи[66], которые должен решать рекламный радиоролик, определены. Самое время поговорить о творческой части работы над его созданием - о поиске идей для сценария... Как ни странно, идею сценария Автору могут подсказать сами Слушатели. Только вот к кому из них обратиться?
АЛЕВТИНА КАВТРЕВА,
СИСТЕМА ТРИЗ-ШАНС
ШПАРГАЛКА из СЕГМЕНТА
НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
О ТОМ, КАК НАЙТИ ИДЕЮ ДЛЯ СЦЕНАРИЯ
РАДИОРОЛИКА
ХОЖДЕНИЕ В СЕГМЕНТ
Часто радиореклама адресуется сразу всем или, в крайнем случае, "солидным Клиентам". Но такие Клиенты могут ничего и не услышать, подобно тому, как депутаты Госдумы не слышат просьб своих избирателей - больно часто те обращаются спросьбами. Частые обращения "замыливают" слух. Поэтому стоит поискать адрес нового Клиента. Где? Вспомним о том, что есть у каждого человека... А поможет в этом Таблица 1 "ПРИЗНАКИ СЕГМЕНТАЦИИ". Чем она полезна? Тем, что собран в ней не только перечень различных признаков, по которым можно "дробить" аудиторию (что уже облегчает работу), но и показано, как с помощью приема "Сужение-Расширение"можно найти новые оригинальные идеи.
"Сужая" сегмент до мельчайшей детали или "расширяя" его, например, до целой системы, превращаем такие тривиальные признаки, как "высокий доход" или "средний возраст" (а они часто встречаются в незамысловатых маркетинговых "изысканиях"), в оригинальные характеристики сегмента. Это один из эффектов приема "Сужение-Расширение".
Каждый предложенный в таблице параметр можно разложить на координатной прямой или в координатной плоскости, "сужая" или "расширяя" его. При этом параметры могут быть как качественные (дедушка - мужчина - молодой человек - юноша - подросток - мальчик - малыш), так и количественные (год рождения: 1917, 1938, 1941...) Причем на этих осях можно выбирать как точки, так и отрезки. Увы, математика вездесуща...
Возможно, уже на этапе творческого подхода к выбору целевой аудитории могут появиться новые оригинальные идеи (конечно, при условии, что Ваша муза заглянула в свой ежедневник и вспомнила о намеченной встрече).
ТАБЛИЦА 1.ПРИЗНАКИ СЕГМЕНТАЦИИ
ПРИЗНАК СЕГМЕНТА | ПРИМЕРЫ ИДЕЙ, НАЙДЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМА "СУЖЕНИЕ-РАСШИРЕНИЕ" |
Пол | Мужской и женский (этим стоит ограничиться). Дробим: девочки - девушки - экзальтированные девицы - тещи - свекрови - лица женского пола и т.д. |
Возраст | Те, у кого "круглый" возраст (их еще называют юбилярами), и те, у кого "квадратный" возраст (т.е. те у кого из возраста извлекается корень квадратный - 4, 16, 25 и т.д.). Те, кому 33 года и 2 месяца. |
Уровень дохода | Миллионеры (по новым деньгам) или миллиардеры (по старым). Те, у кого до зарплаты осталось 78 рублей 15 копеек. |
Профессиональная принадлежность | Бухгалтерам, как правило, предлагают приобрести очередную бухгалтерскую программу, а, продавая чайник или пылесос, про них напрочь забывают, хотя бухгалтеры тоже любят попить чайку как на работе, так и дома. |
Территориальная (национальная) принадлежность | Жители улицы Ленина (актуально для большинства городов, поэтому транслировать радиоролики можно и по центральному радио). |
Семейное положение | Холостяки (чем не аудитория?). |
Характер, эмоциональная позиция | Часто в рекламе серьезных услуг обращаются исключительно к серьезным людям, забывая, что несерьезные - "тоже люди" и пользуются этими же услугами. |
Сам по себе факт - ничто; он приобретает ценность лишь благодаря идее, с которой связан, или в силу доказательства, ему обязанного.
Клод Бернар
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ 1
Отношение (принадлежность) к определенному отрезку времени, историческому событию | Интересная идея была в ролике одного банка... Сюжет: в банк заходит женщина "из прошлого века" и просит, чтобы ее обслужили. Операционисты, ничуть не удивляясь такому визиту, быстро переводят старые деньги на новые по современному курсу. |
Интересы, хобби, увлечения | Многие ли знают, к примеру, кто такие перидромофилисты?Это совсем не то, что Вы подумали! Это коллекционеры железнодорожных билетов. |
"Координаты" конкретного человека | Номер и серия паспорта, домашний адрес, место работы, место и дата рождения, место венчания, место встречи, которое изменить нельзя... |
Физиологическое состояние | Пьяные от водки смотрятся не очень привлекательно, а вот пьяные от счастья очень даже ничего... |
ПРИМЕР использования "сужения":
РОЛИК
- Жителям улицы Нариманова просьба не беспокоиться...
-?!!
- Магазин "X" по-прежнему работает с 9.00 до 18.00 по адресу: Нариманова, 567.
Подобные идеи нужно бы проверить на так называемую "правильность", потому что часто появляются вопросы, содержащие в себе противоречия: с одной стороны, рекламист всегда хочет максимально "расширить" свою аудиторию и обратиться сразу ко всем потребителям рекламируемого товара или услуги, а с другой - индивидуальное обращение более прицельно. Компромисс в качестве решения не радует. Как быть в такой ситуации? С какой аудиторией лучше работать?
Другое противоречие: всегда ли правильно воздействовать на потенциального покупателя "в лоб" или поступить более хитро - воздействовать на активного посредника? Что лучше- воздействовать непосредственно на невестку или через свекровь, внушив последней необходимость покупки товара невесткой?("Проверьте, купила ли Ваша невестка конструктор "Z", т.к. только игра с конструктором "Z" может развить пространственное воображение Вашего внука".)
Оставим ненадолго противоречия и сделаем отступление. Обратим внимание на важное правило: работать с какой-либо аудиторией - это, так или иначе, воздействовать на ее стереотипы.Например, попав в сложившийся стереотип "свекровь - стерва, и "пилить" невестку - ее призвание", можно быть уверенным, что свекровь с удовольствием вспомнит о конструкторе для внука.
Почему же все-таки более правильно использовать уже ИМЕЮЩИЙСЯ, наработанный СТЕРЕОТИП и "паразитировать" на нем, чем нарабатывать новый с нуля?
"ПАРАЗИТИРОВАНИЕ"
НА СТЕРЕОТИПЕ
Представим, что в лесу нужно развести костер. Сделать это можно по-разному: можно приехать в лес и разжечь костер из сухих веток, которые УЖЕ ИМЕЮТСЯ, а можно привезти с собой миниэлектростанцию с батареями и воспользоваться ее энергией. Предпочтительнее, конечно же, порвое. В нашем случае необходимо найти нужный стереотип (звуковой, музыкальный (стиль), текстовый), воспринимаемый именно на слух, и обязательно им воспользоваться. И только если найти его не удается, приходится нарабатывать новый.
Зачастую лучше, если ролик начинается не с оригинальных (необычных и т.п.) звуков и текстов, а, наоборот, с известных (стандартных, стереотипных, привычных и т.д.) текстов и звуков, так как их появление в контексте радиороликов "включает" аудиторию. А большинство новых звуков и текстов остаются незамеченными, как черный кот в темной комнате. Чтобы привыкнуть к новым звукам, поместить их в свою систему стереотипов, потребуется время. Кроме того, уже имеющиеся стереотипы несут в себе ПОЛЕЗНЫЙ для рекламы СМЫСЛ, который нам тоже достается даром
ПРИМЕР
Пародия на телеигру "Угадай мелодию":
РОЛИК
Мужчина:"Я куплю в "Цель-Дон" телевизор, видеокамеру и магнитолу".
Женщина:"А я куплю в "Цель-Дон" газовую плиту, фритюрницу и кофемолку".
Мужчина:"Покупай".
Во время просмотра передачи "Угадай мелодию" вспоминается реклама фирмы "Цель-Дон".
Известный "эффект привыкания" даже к "раздражающим" роликам происходит, видимо, от того, что после многократного повторения они становятся знакомыми, близкими (стандартными, стереотипными). Слушатель позиционирует такой ролик относительно своей системы стереотипов. Эффект рассогласования пропадает. Недаром один анонимный политик сказал: "Если уж ляпнул глупость - повторяй ее почаще!" ЭФФЕКТ ВТОРИЧНОЙ РЕКЛАМЫ. Еще один эффект возникает при "попадании в нужный стереотип" - эффект вторичной рекламы. После прослушивания рекламы, которая запомнилась, люди превращаются в бесплатных рекламных агентов: начинают говорить о ней друг другу, обсуждать, нахваливать, а чаще - ругать. В равной степени полезно и то, и другое. Вернувшись к вопросам с противоречиями, определим, что правильнее - воздействовать, "паразитируя" на стереотипах, на широкую
аудиторию (сразу обратиться ко всем) или на небольшую, но прицельно? На чьи стереотипы лучше воздействовать - непосредственно на стереотипы целевой аудитории или активного посредника? Объединим эти вопросы в таблицу и получим четыре сочетания:
ТАБЛИЦА 2. СТЕРЕОТИПЫ АУДИТОРИИ
массовая | немногочисленная | |
Целевая аудитория (потребители, которые не только говорят о товаре , но ипокупают) | Стереотипы массовой целевой аудитории | Стереотипы немногочисленной целевой аудитории |
Нецелевая аудитория ( потребители , которые говорят о товаре , но не покупают) | Стереотипы массовой нецелевой аудитории | Стереотипы немногочисленной нецелевой аудитории |
Рассмотрим "плюсы" (решаемые задачи) и "минусы" (ограничения) воздействия на ту или иную аудиторию. Это поможет ответить на поставленные выше вопросы.
ТАБЛИЦА 3.