Какой же русский ее не любит
Существует огромное количество слоганов, основу которых составляют фразы, известные всем или почти всем. Приведем лишь полдюжины примеров.
1. "ЗАКАЧАЕШЬСЯ!"(Реклама израильской водки "Lemon")
© Сергей Сычев, Система "ТРИЗ-ШАНС", 1995.
2. "Страна живет "Неделя" за "Неделей".
© Игорь Крылов, 1995.
3. "У Вас всегда будет "Неделя" в запасе".
© Игорь Крылов, 1995.
(Последние два примера - реклама подписки на газету "НЕДЕЛЯ")
4.Прогноз: скорее всего, газета "ТРУД" догадается использовать слоган "Каждому - по "Труду"[57].
5. "Do you speak: "SIEMENS"?"
© Сергей Кононов, 1995
(Слоган приобретен Торгово-Финансовой группой "ПС", г. Ростов на-Дону.)
6. "С Новым "Бошем"!"- поздравила ростовчан фирма "Адис Ltd",
© Анна Сазонова, 1996
Самой же "эксплуатируемой мыслью года" стала, пожалуй, мысль Николая Васильевич Гоголя о неразделенной любви русского народа к быстрым перемещениям. Десятки российских рекламистов практически одновременно решили, что классик несколько заузил тему.
И в самом деле, чего только не любят нынче россияне, как новые, так и не очень:
"Какой же русский не любит недвижимости!"
© Сергей Сычев, Система "ТРИЗ-ШАНС", 1994.
Слоган был предложен в 1994 г. концерну "Русская Недвижимость" (г. Волгоград).
"Какой же русский не любит быстрый модем!"- уже упоминавшийся вначале статьи слоган, созданный рекламным агентством "Пилот-Медиа" по заказу фирмы "Оптима" (г. Москва).
"Какой же русский не любит вкусной еды!"
© Сергей Гладышев, 1995. для проекта "ИТРА" (г. Новочеркасск).
"Какой же русский не любит быстрой еды!" - этот слоган устойчиво "переоткрывался" рекламистами разных городов не реже пяти раз в квартал. Вcе авторы говорили, что продадут его компании "Макдональдс", как только она появится в их городе. Слоган, впрочем, для компании "Макдональдс" действительно очень хорош!
Но наиболее остроумным из этого ряда, наверное, стоит признать дениз:
"Какой же русский не любит!",
созданный в Ростове-на-Дону для рекламы профессии более древней, чем журналистика.
ЗВЕЗДУ - СУВОРОВУ А.В.
Читатель уже обратил внимание: перечисленные рекламные девизы строятся на двусмысленности ("сворачиваются из двух систем" - на жаргоне). Поэтому и сам прием (способ создания, а не результат) получил немного хулиганское наименование - "Свертка".
Для того чтобы создать новый рекламный девиз с помощью "свертки", надо подобрать, с одной стороны, известное (устойчивое, "стереотипное") выражение, которое наверняка знает достаточно большое количество людей (потенциальных Клиентов), а с другой - какой-нибудь "ресурс" (то готовое, что уже есть) рекламируемой фирмы (название, графика, услуга...) и "свернуть" их в одну фразу".
Возьмем чистый лист бумаги и разделим его на две части. Слева будем записывать имеющиеся "ресурсы фирмы", а справа - известные ("стереотипные") выражения, фразы, заголовки, также содержащие эти "ресурсы"Получится своеобразная табличка:
Ресурсы | Известные (устойчивые, « стереотипные» фразы, выражения… |
Метод проб и ошибок романтичен для поэтов... Сильные решения, как правило, достигаются применением комплекса из нескольких приемов.
Г. Альтшуллер, И. Вертки»
Предположим, нам необходимо создать рекламный девиздля одного из подразделений концерна "Русская Недвижимость" -"Русского Центра Недвижимости", а слоган "Для Вас и Ваших детей" нам не нравится. Подставляя в "известную фразу" из правой части таблички "ресурс" из левой, мы получали следующиеварианты рекламных девизов.
Ресурсы | Известные (устойчивые, "стереотипные") фразы, выражения... |
Корона (была использована в знаке) Русский Недвижимость Центр | Корона Российской Империи Какой же русский не любит быстрой езды! Квартиры в центре... |
"Корона Российской Недвижимости"
"Какой же русский не любит недвижимости!"
"Квартиры в Центре. Русский Центр Недвижимости".
Примечание.
Последний девиз хорош еще и тем, что "выключает" конкурентов, которым будет трудно теперь рекламировать "квартиры в центре".
Для указателей проезда можно предложить слоган: "Все дороги ведут в Центр, но эта короче"[58].
Просто и со вкусом. Одно только непонятно: при чем здесь Александр Васильевич Суворов? Вопрос, наверное, риторический. Вспомним один из самых популярных рекламных роликов банка "ИМПЕРИАЛ", посвященный Екатерине Великой и Алексам дру Суворову:
- Так ведь пост, матушка! До первой звезды нельзя. Ждем-с.
- Звезду - Суворову Александру Васильевичу!"
Читатель, видимо, согласится: методической разницы между текстом ролика банка "Империал" и слоганами, разработанными для концерна Русская Недвижимость", нет.
ЛУНУ - КУТУЗОВУ М.И.
«Свертку» можно применить и для "отстройки от конкурента". При этом, вместо ресурса объекта рекламы, используют сильный ресурс конкурента. Подчеркнем - не слабость конкурента надо использовать, а именно силу.
Вот, скажем, сегодня в России очень сложно рекламировать копировальную технику, если это не "Ксерокс". Причина все та же: любовь. Полюбил русский народ слово "XEROX" пуще быстрой езды. Превратил его в родовое (читай: родимое) понятие.
Какую газету ни разверни - везде: "Продаются ксероксы "КЭНОН" (причем "КЭНОН" здесь только как пример - на его месте может стоять название любой фирмы). А слова "ксерокопия" и "ксерокопирование" давно пошли в богатый и могучий народный язык.
Правда, по верным сведениям профессора рекламы Игоря Крылова, XEROX" этой любви не разделяет: могут лишить патентной защиты, но русский народ не переделать - он будет любить долго и насильно.
Шутки шутками, но пока "XEROX" - имя собственное, многим фирмам нужны добротные идеи по отстройке от слов "ксерокс" и "ксерокопия". А раз так, то и пишем слоган:
".. …НЕ СЕРЫЕ КОПИИ"[59]
© Сергей Сычев, Система ТРИЗ-ШАНС", 1995.
Еще один ресурс "Ксерокса" - девиз: "Мы научили мир копировать!" Отстройки:
"Мир уже научился копировать"
© Софья Левчук, Торгово-Финансовая группа "ПС", 1995.
"Мы размножаем оригиналы"
© Сергей Сычев, Система ТРИЗ-ШАНС", 1994.
ДОЛЖЕН ЛИ КОВЕР
БЫТЬ САМОЛЕТОМ?
Часто при создании фирменных рекламных сувениров используют такие рассуждения: "Сувенир не должны выбросить, потерять...". Усилим их: "Идеям, когда у потенциального Клиента возникает страх потери сувенира".
Вопрос: "Что люди боятся потерять?"
Ответ: "Деньги, ключи, проездные документы (билеты на поезд, самолет) и т.д., и т.п. - можно составить длинный список".
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку.