Давайте строить времянки. А ну как разразится землетрясение?
С.Е. Лец
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение.
Дж. Бернал
РЕШЕНИЕ б
(автор - А. Опарин, ТК "Сервис ТВ", г. Иваново)
Продукцию можно предложить ресторанам и другим заведениям в качестве исходного сырья для приготовления блюд (подобное решение описано в литературе, издаваемой "ТРИЗ-ШАНС").
Возможно, это продукт питания для домашних животных. Или же исходный компонент для приготовления корма тем же кошкам.
Можно обратиться к консервным фабрикам - предложить товар для производства консервов.
В наших городских магазинах продают готовые импортные салаты. В том числе и из морепродуктов. Возможны договора с предприятиями, готовящими данную продукцию.
Некоторую часть товара (в пределах риска или застраховав сделку) можно предложить оптовикам под реализацию на некоторый срок, чтобы они не рисковали своими деньгами. Тогда, если покупатели не будут брать товар, им нечего будет терять.
РЕШЕНИЕ 7
(автор - М. Платонова, Интернет-кафе "Манхэттен", г. Санкт-Петербург)
Можно попробовать реализовать товар в кафе, столовых, ресторанах. Для них мнение СЭС, очевидно, решающее. Причем товар предложить по оптовой цене.
ОБЩИЙ КОММЕНТАРИЙ
К РЕШЕНИЯМ
Как видно из приведенных решений, главной целью было перепозиционирование товара. Как бы перемещение его из одного контекста (в котором товар воспринимается плохо) в другой.
Действительно, подобно тому, как слово или знак препинания при изменении контекста меняют смысл фразы, так и товар, который не воспринимается Клиентами, может начать продаваться, если сместить "контекст".
Поставленная цель достигалась в основном применением двух приемов, один из которых был направлен на преобразование самого товара (кальмаров), а другой - на способ его распространения:
ПРИЕМ 1
ДРОБЛЕНИЕ-ОБЪЕДИНЕНИЕ или РАЗРЕШЕНИЕ
ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
ФОРМУЛИРОВКА ПРИЕМА
Все, что нельзя сделать с одним объектом, можно сделать с двумя или больше[38].
Согласно этому приему продукт (в нашем случае - кальмары) включается в качестве составной части в другой, "более общий", продукт (в ТРИЗ это называется "растворить в другой надсистеме"[39]) и, соответственно, предлагается:
1.1.Продавать кальмаров в качестве полуфабриката для различных "Наборов рыбного дня", "Морских салатов" и других наборов, где содержатся не только кальмары, но и рыба, крабовые палочки, морская капуста и т.д. - вплоть до изобретения, таких наборов;
1.2.Продавать в качестве полуфабриката для консервов;
1.3.Продавать в качестве корма для животных.
ПРИЕМ 2
СМЕНА КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ
(РАСПРОСТРАНЕНИЯ)
ФОРМУЛИРОВКА ПРИЕМА
Если воздействия по выбранному каналу недостаточно, то следует либо сменить время и/или место воздействия, либо параллельно воздействовать по разным каналам, либо сменить канал воздействия[40].
В нашем случае меняется типовой канал распространения продукции и предлагается:
1.4.Продавать cash-n-carry (коробками) на оптовых рынках. Часть товара уйдет, часть - возьмут оптовики, увидев, что товар продается;
1.5.Продавать через сеть холодильников (пельмени, мороженое...);
1.6.Продавать в рестораны, кафе, общепит (для них слово СЭС определяющее, а Клиент (посетитель кафе) получает продукт в "растворенномвиде", заказывая не "мороженых кальмаров", а блюдо, в которое они входят составной частью (см. п. 1.);
Не в том дело, что люди не могут увидеть решение, - дело ш том, что они обычно не могут увидеть проблему...
Г.К. Честертон
1.6.1. В качестве средства усиления предложен "конкурс поварского искусства" в расчете на привлечение СМИ. Однако конкурс (даже в том случае, если он получится) лишь форсирует решения, вытекающие из п. 1. и п. 2.3., и без них не сработает.
1.7.Продавать интендантам в армию;
1.8.Продавать бюджетным организациям;
1.9.Продавать в другой город (где не было антирекламы);
1.10.Продавать в качестве корма для животных.Практически все эти решения верные. Понятно, что некоторые из них, в зависимости от конкретных условий, будут лучше, другие - хуже. Но в целом, можно сказать, предложенный комплекс решений сработает.
МЕТОДИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ
Обычно во время консультаций по схожим ситуациям, после "сдачи решений", мы деликатно спрашиваем уважаемого Заказчика: "Почему надо было ждать, чтобы случился кризис (антиреклама, как в нашем случае с кальмарами), для того чтобы найти дополнительные каналы и способы распространения Вашей продукции?"
Дабы последний вопрос не оказался риторическим, на него необходимо ответить, а ответ превратить в принцип.
Итак, Заказчик не видел новых возможностей потому, что "не видел задачи" расширения сбыта и в определенном смысле справедливо полагал, что со сбытом все в порядке и его особенно не разовьешь. В самом деле, "все оптовики известны", "все цены известны", "все поставщики вообще давно известны".
Для того чтобы Заказчик "задачу увидел", потребовалось обострение ситуации, появление очевидного противоречия[41]. В случае с кальмарами противоречие налицо: товар качественный (и даже есть сертификат) и товар НЕ качественный, ибо таков стереотип Клиента.
В принципе, противоречия полезно извлекать даже из спокойных ситуаций. То есть, не дожидаясь кризисов, антирекламы и проч., задавать себе вопросы: "Что я буду делать, если пропа-дет основной канал сбыта?" или "Я разработал медиаплан, а что я сделаю, если вот эти пять СМИ закроются?", или "Какими ресурсами я воспользуюсь в первую очередь, если предлагаемое мной решение не сработает?" и т.д., и т.п. Вопросы могут быть разными, но суть их одна: надо лишить себя какой-то главной (на данный момент!) опоры. И тогда можно увидеть действительно новые возможности, которые без мысленного обострения ситуации не видны.
Так, в 1989-1991 годах автор разбора данной задачи выполнил работу, посвященную подвижным играм. Там есть описание игры в прятки, отличающееся тем, что правила игры намеренно обострены: мальчик (5 лет) "жмурится" возле стула, а остальные дети прячутся в разных местах большой комнаты. Мальчику предлагается искать детей не отходя от стула. Помявшись некоторое время, он, в конце концов, начал ходить по комнате, таская стул за собой.
Но вернемся к бизнесу. Автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер предложил под задачей (в отличие от ситуации) понимать то, что содержит в себе противоречие. Если противоречия нет, то нет и задачи - нужно просто взять и сделать то, что требуется. Он же предложил мысленно обострять противоречие для того, чтобы найти возможность его решения.
Собственно, важны не столько решения, сколько общий прием, стоящий за разными, на первый взгляд, решениями. Зная этот прием, мы избегаем гадания, ненужных аналогий, а также метода проб и горестных ошибок. Около десятка решений задачи о кальмарах получены использованием всего двух приемов. Объективно они иногда позволяют, независимо друг от друга, выходить на одни и те же решения.
В Теории Решения Изобретательских Задач известно более 40 приемов[42]. Почти все они сведены в таблицы и алгоритмы. Зная приемы, а также - в каких случаях применяется каждый из них, можно сразу находить множество эффективных решений.