Отслеживание в фирме новой информации о РО.
Что ни день - то новая информация. На склад завезли новые товары. Отдел развития разработал новые услуги. Отдел реализации снизил минимальную оптовую партию. Финансовый отдел отменил скидки. Изменились цены, ставки, проценты... прошел сезон. А отдел рекламы, случается, все еще рекламирует "сезонные скидки" и "самые низкие цены". И все потому, что новая информация попадает в отдел рекламы от случая к случаю.
Поэтому необходимо систематическое информирование руководителя рекламного отдела обо всех изменениях и нововведениях в отношении рекламируемых товаров и услуг. В идеале -обо всей поступающей в фирму информации. Вплоть до прогноза погоды на ближайшие дни... если, конечно, речь идет о выполнении авиакомпанией авиарейсов для пассажиров.
С этой целью приблизительно 2 раза в месяц (или чаще, но не реже) рекомендуется проводить планерки "по рекламе", куда приглашаются руководители всех отделов фирмы. На них, с одной стороны, отделу рекламы передается новая информация и подаются очередные заявки на изготовление рекламы, а с другой - рекламный отдел предлагает перечень рекламных решений. Предложения и заявки обсуждаются, и на их основе составляется подробный план по датам, где уточняются действия как отдела рекламы, так и других сотрудников. С этого момента начинается "втягивание" сотрудников в рекламный процесс, превращение их - в хорошем смысле этого слова - в "агентов" фирмы.
При этом важно помнить: сотрудники фирмы НЕ СОЗДАЮТ рекламных проектов. Это не их задача (хотя выдвижение идей не возбраняется), а отдела рекламы, которому другие отделы обязаны своевременно предоставлять информацию. Сотрудники лишь ставят задачи и подают заявки на изготовление рекламной продукции, а "последнее слово" всегда остается за отделом рекламы.
ПРИМЕР
Администратор торгового зала может выдвигать (а может и невыдвигать) идеи относительно "рекламного" расположения товаров. Скажем, кофемолки выставлять рядом с кофеварками, а моющие средства объединять в наборы со щетками. Но разработка подобных "вза-имопродающих" систем входит в компетенцию отдела рекламы, перед которым администратор ставит задачи сочетаемости товаров либо усиления продаваемости одного товара через другой.
ПРИМЕР
После наступления страхового события Клиенты приходят в отдел возмещения страховой компании, полагая, что моментально получат компенсацию. Поскольку без подтверждающих документов это невозможно, отдел возмещения обречен на агрессивные выпады "обманутых" Клиентов. В связи с этим перед отделом рекламы ставится задача методами PR (а не формальной логики!) снять агрессивность Клиентов, чтобы спокойно работать с ними дальше.
ПРИМЕР
Руководитель банка считает необходимым в работе своих сотрудников с Клиентами использовать фирменные речевые модули, цель которых в одном случае - позиционирование банковских услуг, в другом - контрреклама этих же услуг, в третьем - отстройка от конкурентов. И в этом случае, даже при наличии отдельных инициатив, разработка речевых модулей делегируется рекламному или PR-отделу, ответственному за имидж Фирмы.
По окончании сбора информации Специалист рекламы и PR будет иметь перечни:
• сегментов существующих Клиентов, который дает возможность определять "местоположение" этих сегментов за пределами фирмы;
• готовых потоков Клиентов (как собственных, так и чужих), которые можно использовать как бесплатное "средство массовой информации" для вербовки других потоков;
• типовых и нетиповых стереотипов соответствующих сегментов, которые можно будет использовать для эффективной разработки рекламной кампании;
• хорошо реализуемых товаров и услуг (бестселлеров), в рекламу которых необходимо вкладывать основную часть рекламного бюджета;
• неликвидных товаров и услуг, который необходим для последующего системного поиска недорогих решений по их сбыту;
• заявок на поставку рекламной продукции по отлаженной технологии, исключающей всякие авралы в работе рекламного отдела.
Перечисленная информация будет необходима отделу рекламы на этапе РАЗРАБОТКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ.
Материал опубликован в бюллетене "Рекламное Измерение", 1999, № 4 (57)
и на сайте "Открытые методики рекламы и PR" по адресу:
http://www. triz-ri. ru/themes/method/creative/creative31.asp
"Целевая аудитория" и другие термины медиапланирования давно и прочно вошли в понятийной аппарат специалистов рекламы. Поэтому работа рекламного агента СМИ с рекламодателями, чтобы не стать анахронизмом, должна оперировать более "сегментированными" приемами, чем валовое: "Мы можем разместить у нас вашу рекламу". Однако по-прежнему нет-нет да и прозвучит по телефону сакраментальное...
В свою очередь рекламодатель, разрабатывая медиаплан, нуждается в периодически обновляемой информации о СМИ города или региона. Изменить характер общения с представителями СМИ (вместо моментальной коррекции медиаплана - перспективный сбор информации) может помочь "Схеме общения рекламного отдела фирмы с рекламными отделами средств массовой информации", разработанная специалистами Системы "ТРИЗ-ШАНС".
ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВА,
СИСТЕМА "ТРИЗ-ШАНС"
ОХОТА К ПЕРЕМЕНЕ СМИ
КАК ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ
С РЕКЛАМНЫМИ АГЕНТАМИ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОБЩИЙ ПРИНЦИП
При первом обращении представителей СМИ с предложением о размещении рекламы необходимо сразу наладить общение только "через бумагу". Цель этого двоякая: во-первых, действительно получить необходимые ^ медиапланирования данные, а во-вторых, иметь возможности мотивированного (и не обижающего СМИ) отказа.
Итак, после предложения СМИ "разместить у нас рекламу", надо ответить: "Большое спасибо. Мы рассмотрим ваше предложение после письменного(!) заполнения вами нашего формуляра. Это несколько ответов на интересующие нас вопросы. Сообщите, пожалуйста, ваш факс или e-mail (пришлите вашего курьера), и мы вышлем (передадим) вам формуляр".
После этого наиболее вероятно от СМИ последует предложение тут же (устно!) ответить на "интересующие вопросы" ("давайте я вас уговорю"), дабы не заполнять "непонятный" формуляр.
В этом случае следует категорический (но обязательно вежливый!) ответ: "К сожалениР. мы не можем нарушать установленный в нашей фирме порядок работы с рекламными отделами СМИ. Письменно заполненный формуляр позволяет верно оценить возможности разных изданий".
Если представитель СМИ продолжает настаивать, уместно сказать: "Как правило, отказ заполнить формуляр объясняется только неспособностью ответить на вопросы. В этом случае наш отказ очевиден. Но к вам, мы думаем, это не относится".
Полученный формуляр рекламный отдел СМИ либо отправляет (заполненным), либо - нет. В первом случае данные вносятся в соответствующую базу и обрабатываются. А далее принимается или не принимается решение о размещении, о чем и сообщается представителю СМИ.
Во втором случае - "вынужденный" отказ, в котором повинны только СМИ, нарушающие установленный в фирме порядок: "Мы пока еще не получили от вас письменно заполненного формуляра и поэтому, к сожалению, не можем сравнить (оценить) возможности вашей газеты среди других изданий. Формуляр можно передать в любое удобное для
вас время".
Дальнейшая инициатива принадлежит СМИ: либо все-таки предоставить интересующую информацию, либо впредь не беспокоить.