График 3. Кривые сглаживания
Только благодаря знаниям бизнес, как деловое предприятие, может выделяться на фоне себе подобных, имея, таким образом, возможность производить вещи, обладающие ценностью для рынка.
Питер Ф. Драккер
Реклама питает покупательную способность потребителей. Она заставляет человека и его семью украшать свой дом, лучше одеваться, лучше питаться.
Уинстон Черчилль
Товаров все больше и больше, но, несмотря на это, стало ПОНЯТНО, ЧТО из имеющегося ассортимента РЕКЛАМИРОВАТЬ. Тем более что макет газетной полосы кажется не таким уж маленьким для пиковых позиций, а кегль шрифта имеет и верхнюю границу. Руки все время заняты, но в голову все чаще приходят идеи по существу. И товары помнить все не нужно, и мнемотехнику можно отложить в долгий ящик.
Стоп! Очень уж удобная позиция. Чем-то напоминает "рекламный Макдональдс", и для творчества есть время.
Автор благодарит СВ. Сычева, Н.М. Швец
(Система "ТРИЗ-ШАНС")
За помощь в написании статьи.
Материал опубликован
в бюллетене "Рекламное Измерение",
1999, № 3 (56)
и на сайте "Открытые методики рекламы и PR"
по адресу: http://www. triz-ri.ru/themes/method/creative/creative 15. asp
ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВА,
СЕРГЕЙ СЫЧЕВ,
АЛЕВТИНА КАВТРЕВА,
СИСТЕМА ТРИЗ-ШАНС"
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОТДЕЛА РЕКЛАМЫ
ПО СБОРУ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ
Рабочий день в фирме только начался, а все в один голос: "Давай!" Руководитель требует "фантастических идей", отдел продажи - "ярких" табличек, финансовый директор - сокращения бюджета... А редакции утренних газет наперебой хотят вчерашний макет. Сроки!
За рекламным отделом ходят, просят, угрожают, рекомендуют.., и все непременно советуют, как рекламу правильно делать. Не дожидаясь идей, руководитель фирмы выдвигает свои, одну "забойнее" другой, а внедрять их придется опять же отделу рекламы. Наконец составляется план, но, увы, в том виде, в каком составлять удобно, а работать - нет. Потенциальные Клиенты не определены, цели — ни ближние, ни дальние - не поставлены, а потому какая-нибудь "разработка нестандартных акций" остается искренним намерением, отложенным "на потом".
Знакомая ситуация, не правда ли? Говорят, тот не был рекламистом, кто не работал в авральном режиме. Забывая при этом, что нормально составленный план прекращает всякие авралы.
Данная статья посвящена технологии работы рекламного отдела фирмы на стадии сбора информации для разработки рекламной кампании.
ПУНКТ ПЕРВЫЙ
(а также второй, третий... и последний) - о том, что Специалист рекламы "должен" и что "обязан", - он, в лучшем случае, СЛЫШИТ. Как правило, при устройстве на работу или после провала рекламной акции. А между тем от единожды услышанного до систематически выполняемого - целая Система фирменных стандартов[14].
ПУНКТ ВТОРОЙ
(а также третий и другие), если и формулируется письменно, то часто в виде расплывчатой "изобретательской ситуации" типа: "Специалист рекламы обязан стимулировать сбыт и повышать эффективность рекламы.
". А между тем от исходной ситуации до четко поставленной задачи - целый Алгоритм постановки рекламных задач[15].
ПУНКТ ТРЕТИЙ
(и все остальные), даже содержа задачу в правильной постановке, может оставаться нерешенным, а значит, невыполненным. Ведь от поставленной задачи до ее эффективного решения - целая Технология производства идей[16].
Таким образом, Рекламист в большинстве случаев остается в исходном неведении относительно того, что же он все-таки в данной фирме "обязан" и "должен". Чтобы этого не случилось, познакомимся с деталями ранее "интуитивно" известного.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Главной функцией отдела рекламы является выполнение функций, образующих цикл "РАЗРАБОТКА - ИЗГОТОВЛЕНИЕ - РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ (в том числе, проведение мероприятий) - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - РАЗРАБОТКА".
От одной задачи к другой цикл возобновляется, но при решении конкретной задачи - будь то маленькая презентация или грандиозная рекламная кампания типа "Coca-Cola" - он имеет свои особенности.
КРУГ
ОБЯЗАННОСТЕЙ
Для осуществления указанных функций в обязанности руководителя отдела рекламы входят следующие направления деятельности:
• СБОР ИНФОРМАЦИИ;
• РАЗРАБОТКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ И АКЦИЙ PR;
• ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕКЛАМЫ И НОСИТЕЛЕЙ PR ;
• РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ И ПРОВЕДЕНИЕ АКЦИЙ PR;
• УСТАНОВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ;
• ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ.
Как показывает практика, при всей очевидности понятия "сбор информации", далеко не всегда очевидно, какую информацию надо собирать. Часто возникает мысль о "серьезном маркетинговом исследовании", но и тут руководители многих компаний с трудом формулируют, что в результате они хотят узнать. ("Кто наши Клиенты? Где они находятся? Вы же знаете еще какой-то секрет...".) Проводятся опросы - способ, безусловно, эффективный, но лишь в том случае, если мы знаем, что хотим получить в итоге.
Другой типовой подход - мысль о том, что "надо вычитать секрет в книжке по маркетингу". А там вместо ожидаемого "рецепта" даются рекомендации типа: "Определите емкость рынка". И вот уже посещает другая мысль - заказать эту самую "емкость", с которой потом опять не понятно, что делать...
А никакого "секрета" зачастую не надо. Необходимая для анализа информация есть и без исследований. Важно лишь определить, КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ нужна.
Представим на минуту, что необходимые данные у нас есть - что мы будем делать с ними дальше?.. То есть прежде чем решать задачу, хорошо бы ее сформулировать.
Перечислим основные функции отдела рекламы на этапе сбора информации:
1. Сбор информации о существующих Клиентах и их сегментация.
Безусловно, необходимо искать и новые сегменты. Но перед тем полезно проанализировать уже имеющийся поток Клиентов. Зная его структуру, можно определить, ГДЕ ЕЩЕ находятся выявленные сегменты. Отпадет необходимость изучать рынок города или региона "с нуля".
Основную информацию о Клиентах фирмы могут предоставить сотрудники, имеющие с ними непосредственный контакт: персонал торгового зала в супермаркете; работники склада, отпускающие оптовикам; операционисты банка или сотрудники кредитного отдела, страховые агенты... - одним словом, сотрудники ОТДЕЛА ПРОДАЖ, который в каждой фирме имеет свое название.
Не ограничиваясь личными наблюдениями в местах контакта с Клиентами, можно попросту опросить их по интересующим рекламный отдел признакам[17]. У тех же розничных торговцев на местах продажи можно выяснить, как часто они ездят на склад за товаром, какие товары у них лучше берут, как продажи зависят от сезона и т.д. Сбор этой информации отдел рекламы может поручить персоналу фирмы (если опросы проводятся в самой фирме) либо провести самостоятельно с "выходом в сегмент".
Но, может статься, и без всяких опросов даже самый необщительный Клиент САМ рас-