Шаг 1.2. выбор объекта рекламы
На этом шаге определяем в первом приближении, на каких объектах мы обязательно делаем акцент в рекламе. Для этого необходимо, по принципу "убрать лишнее", сократить список ТИПОВЫХ РЕКЛАМНЫХ ОБЪЕКТОВ, приводимый ниже:
• "ФИРМА" (в том числе: магазин, организация, партия, блок)
• "ТОВАР" (в том числе: услуга, событие, человек)
• "МАРКА" (в том числе: страна-изготовитель, спонсор, политическое или общественное направление, например Коммунистическое или Демократическое)
• "ЦЕНА" (в том числе: скидки, льготы, карточки, уровни цен "дорого-дешево" или точные цены)
• "ФУНКЦИЯ" (в том числе: сервис, технические характеристики, отличительные особенности)
• "КООРДИНАТЫ ФИРМЫ" (в том числе: адрес, телефон, электронная почта, иногда зрительный ориентир).
Для выбранного сегмента "уезжающих в отпуска" это выглядит следующим образом:
• ФИРМА - убираем, поскольку страховая компания известна и, значит, дело не в этом.
• УСЛУГА - оставляем.
• МАРКА - в данном случае марка совпадает с фирмой.
• ЦЕНА - необходимо оставить, поскольку, в силу "непонятности" услуги, цена, скорее всего, тоже "непонятна".
• ФУНКЦИЯ - непонятно, оставить функцию или убрать. Поэтому оставляем.
• КООРДИНАТЫ ФИРМЫ - убираем, дело не в этом.
...Человечество продвигается вперед не по прямой, а зигзагами:
Каждый успех покупается ценою многих ошибочных попыток.
Д.И. Писарев
Таким образом, вычеркивается то, на чем НЕ НАДО делать акцент в рекламе. Подробнее ознакомиться с методикой выбора объекта рекламы можно в статье А. Б. Кавтревой "Ролик по уму. Алгоритм создания радиоролика"[10].
ШАГ 1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ЦЕЛЕВОЙ
ГРУППЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЫБРАННЫМ ОБЪЕКТАМ
РЕКЛАМЫ
Подробно ознакомиться с понятием "стереотип" (СТ) можно, обратившись к материалам Учебного курса "Рекламное Измерение" - 148" - лекции по теме 1.2. "Понятие "стереотипа" и "инерции мышления". Свойства стереотипов".
По каждому выбранному объекту рекламы заполняем соответствующие графы таблицы1.
ТАБЛИЦА 1
СТ(+) | СТ(-) | СТ(0) | |
ФИРМА | |||
ТОВАР(УСЛУГА) | |||
МАРКА | |||
ЦЕНА | |||
ФУНКЦИЯ | |||
КООРДИНАТЫ |
В случае со страховой компанией
ТАБЛИЦА 2
СТ(+) | СТ(-) | СТ(0) | |
УСЛУГА | |||
ЦЕНА | |||
ФУНКЦИЯ |
Цена достаточно высока и поэто ничем не отличается от цен конкурентов и потому вызывает безразличие ("нулевой" стереотип). Услуга, функция -стереотип безразличия.
Причины "нулевого" стереотипа (безразличия):
1."Непопадание" в целевую аудиторию, которое возможно как за счет ее неверного определения, так и за счет неверного размещения рекламы.
2. Новизна услуги и, соответственно, невосприимчивость к ней целевой аудитории.
3. Наличие "скрытой" конкурирующей услуги (альтернативной услуги).
АРИЗ - инструмент для мышления, а не вместо мышления. Не спешите, тщательно обдумывайте формулировку каждого шага, обязательно записывайте на полях все соображения, возникающие по ходу решения задачи.
Г.С. Альтшуллер
ПОЯСНЕНИЕ
Под "скрытым конкурентом" (альтернативной услугой) понимается услуга, удовлетворяющая ту же потребность, но иным способом. Так, в рассматриваемом примере альтернативными услугами для определенных групп платежеспособных Клиентов являются услуги охраны. А для менее платежеспособных - "железная дверь".
ШАГ 1.4. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ РЕКЛАМНОЙ
КАМПАНИИ
По аналогии с классификацией И.Л. Викентьева[11] определим основные задачи РК (Задача "Антирекламы" здесь не рассматривается).
1. Если необходимо:
• Сделать неизвестный рекламируемый объект (далее - РО) известным;
• Сделать понятным, "своим" эмоционально;
• Сформировать оценку по поводу РО;
• Привлечь внимание к РО;
• Запомнить РО,
это значит, что решается задача "Позиционирования".
2. Если необходимо:
• Получить эффект новизны, если РО известен;
• Переключить внимание слушателей с аналогичных объектов на РО;
• Выделить РО из других (сделать его отличным от других),
это значит, что решается задача "Отстройки от конкурентов".
3. Если необходимо:
• Подтвердить, поддержать сложившееся мнение о РО;
• Ознакомить слушателя с деталями ранее известного ему РО;
• Создать настроение по отношению к РО;
• Возвысить мнение о РО,
это значит, что решается задача "Возвышения имиджа".
4. Если необходимо:
• Отвлечь внимание потенциальных Клиентов от нежелательных эмоций и оценок РО;
• Скорректировать отношение потенциальных Клиентов к РО,
это значит, что решается задача "Контррекламы".
С учетом данных таблицы 2. (шаг 1.3) заполним таблицу 3.
ТАБЛИЦА 3
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ | ВОЗВЫШЕНИЕ ИМИДЖА | ОТСТРОЙКА ОТ КОНКУРЕНТОВ | КОНТРРЕКЛАМА | |
ФИРМА | ||||
ТОВАР(УСЛУГА) | ||||
МАРКА | ||||
ЦЕНА | ||||
ФУНКЦИЯ | ||||
КООРДИНАТЫ |
Позиции, заполненные для страховой компании, см. в таблице 4.
ТАБЛИЦА 4
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ | ВОЗВЫШЕНИЕ ИМИДЖА | ОТСТРОЙКА ОТ КОНКУРЕНТОВ | КОНТРРЕКЛАМА | |
УСЛУГА | ||||
ЦЕНА | ||||
ФУНКЦИЯ |
Пустой столбец ("Возвышение имиджа") можно убрать (см. таблицу 5).
ТАБЛИЦА 5
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ | ОТСТРОЙКА ОТ КОНКУРЕНТОВ | КОНТРРЕКЛАМА | |
УСЛУГА | |||
ЦЕНА | |||
ФУНКЦИЯ |