Лекция 6. Взаимодействие государства и бизнеса в социальной сфере
Трансформация роли бизнеса в социальной сфере
Государственное стимулирование социальной ответственности бизнеса
Государственно-частное партнерство в социальной сфере
Персональные социальные программы
Выводы
Значительное многообразие построения национальных систем социальной защиты объясняется: степенью социального, экономического и правового развития стран, особенностями географического их размещения, формой государственного устройства, культурными и историческими традициями, наличием развитого гражданского общества и т.д.
При этом в ходе эволюции национальных систем социальной защиты различные их формы как бы дополняли друг друга, откуда получалась различная комбинация частных, коллективно-групповых и государственных форм защиты, которая формировала модель социальной защиты.
Важнейший фактор, определяющий характерные черты моделей защиты это механизмы перераспределения средств на цели социальной защиты, они зависят от механизмов воспроизводства рабочей силы.
Шведский ученый Эспинг-Андерсен предложил группировку систем социальной защиты по типу «идеологии» государственного устройства:
1.либеральный тип.Критерий предоставления социальной помощи - проверка нуждаемости, характеризуется стремлением государства к отделению социальной помощи от свободного рынка, стремление к «адресной» помощи. Главная цель - ликвидация бедности. Страны - все англоговорящие, включая Великобританию, и Япония.
2. консервативный тип. Критерий предоставления социальной помощи - проверка выполнения установленных обязанностей, характеризуется применением классических бисмарковских систем социального страхования, стремление к компенсационному характеру помощи за прошлые заслуги. Цель - сохранение жизненного уровня, достигнутого в работоспособном периоде. Страны - большая часть Западной Европы, скорее с германской ориентацией.
3. социал-демократический тип. Критерий предоставления социальной помощи - установленный факт принадлежности к определенной группе/категории населения. Характеризуется предоставлением стандартных денежных или натуральных пособий или определенного набора услуг, стремление к уравнительному характеру помощи. Цель - перераспределение дохода. Скандинавские страны.
Схожий подход для классификации систем социальной защиты и пенсионного обеспечения, с точки зрения тенденций развития программ социальной защиты, предлагает Е.В. Тишин:
1. Неоконсервативные - США, Англия, Канада.
2. Социально-демократические - Швеция, Дания, Швейцария, Люксембург.
3. Основанные на теории социального государства - ФРГ, Австрия.
4. Основанные на теории государства всеобщего благосостояния - Франция, Бельгия, Япония.
Итак, зарубежные и отечественные ученые при рассмотрении систем социальной защиты отмечают их зависимость от государственного устройства, закрепленного в конституциях (правовое, социальное государство или государство социального благосостояния), экономического и социального развития страны, а также идеологические установки на данный предмет.
Помимо данных факторов на формирование систем социальной защиты ключевое влияние оказывают социально-трудовые отношения, определяющие способы воспроизводства рабочей силы. Рассмотрение моделей социальной защиты с учетом социально-трудовых отношений позволяет более рельефно продемонстрировать суть их национальных моделей, которые можно сгруппировать и представить тремя основными вариантами.
Модель Бисмарка.Её базовые характеристики социальной защиты - максимальный учет природы трудовых отношений, стремление сохранить уровень материального достатка работников в рамках профессиональных групп и категорий на основе обязательного социального страхования, выступающего основным институтом социальной защиты.
Эта модель применяется в ряде европейских стран: Германии, Франции, Австрии, странах Бенилюкса. Уровень социальных выплат (пенсий и пособий) связан с величиной заработной платы, что обеспечивается с помощью «высокой культуры» социального страхования:
· сохранение для застрахованных работников достигнутого уровня и качества жизни, социального статуса при наступлении социальных рисков, а также на предоставлении качественной медицинской помощи и реабилитационных услуг;
· оптимального сочетания интересов субъектов правоотношений - личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи, что воплощается в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями на паритетной основе, при этом размер пенсий и пособий зависит от размера заработной платы, величины страховых платежей и продолжительности страхового стажа;
· организация социального страхования по отдельным видам социальных рисков в форме товариществ взаимного страхования, в которых ключевую роль играют работодатели и работники. Их полномочные представители определяют размеры страховых тарифов, формируют политику по созданию страховой, социальной и медицинской инфраструктуры, организуют процесс управления деятельностью исполнительных органов (страховщиков);
· сочетание универсального и дифференцированного подходов при определении финансовой нагрузки и размеров страховых тарифов. Первый выражается в одинаковых для всех категорий занятых размерах отчислений на социальное страхование, второй - в гибких тарифах, позволяющих компенсировать затраты, связанные с различными последствиями социальных (профессиональных) рисков в зависимости от вредности или опасности условий труда, а также состояния (качества) используемой рабочей силы. Необходимой предпосылкой стабильного функционирования социального страхования является договорное профессиональное и межотраслевое регулирование заработной платы.
Итак, социальное страхование, по модели Бисмарка, основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности, что позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы, обеспечивающие гарантии предоставления качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат (пенсий и пособий). Данная модель характеризуется демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. Товарищества взаимного страхования действуют на основе самоуправления, самофинансирования и некоммерческого хозяйствования под государственным правовым контролем.
Гармоничное сочетание экономической деятельности и социального благополучия граждан достигается благодаря "страховой солидарности", которая обеспечивает нормативные основы для узаконивания значительной части перераспределительной деятельности государства благосостояния.
По мнению немецкого ученого Х. Ламперта, цели социального рыночного хозяйства в Германии в социальной защищенности граждан и социальной справедливости, а средства, необходимые для их достижения, должны проистекать из свободной хозяйственной деятельности.
Так, минимальное социальное обеспечение в форме социальной помощи охватывает всех граждан, оказавшихся в бедственном положении (в случаях, если их заработка или пенсии не хватает на жизнь или они попали в тяжелые жизненные обстоятельства). Средства на эти цели выделяются из бюджетов земель и общин (после проверки материального положения нуждающихся граждан). Типовая ставка помощи на практике составляла в последние годы в среднем около 500 евро в месяц.
Модель Бевериджа.
· трехуровневый тип социальной защиты, закрепляющий за государством обязанности предоставления базовых гарантий социальной защиты всему населению, за работодателем - социальное (профессиональное) страхование наемных работников (в котором частичное участие принимает работник), за работником - дополнительное личное страхование;
· ориентация государственных социальных гарантий на прожиточный минимум, дополнительного профессионального страхования - на замещение (компенсацию) заработка, дополнительного добровольного личного страхования - на реализацию работниками своих личных возможностей в интересах собственной социальной защиты;
· обеспечение государством трех базовых условий жизнедеятельности населения - государственное здравоохранение, предоставление равных возможностей для воспитания детей семьям с разными доходами (пособия на детей) и предотвращение массовой безработицы.
Беверидж полагал, что семейные пособия и национальную службу здравоохранения следует финансировать из госбюджета, а прочие меры социальной защиты – за счет отчислений самих работников и работодателей, а также субсидий государства.
В Великобритании на каждый из институтов социальной защиты (государственное социальное обеспечение, социальное страхование и дополнительное личное страхование) приходится примерно равная доля финансовых ресурсов.
Система здравоохранения и социального обеспечения в Великобритании включает:
· Национальную службу здравоохранения, услуги которой доступны всем гражданам страны, а также проживающим, имеющим статус постоянного жителя;
· социальные службы при местных органах власти (муниципалитетах), обеспечивающих на местах заботу о престарелых, инвалидах, людях с умственными расстройствами, а также о семьях с детьми;
· социальное обеспечение – систему, призванную, во-первых, поддерживать базовый стандарт жизни для людей, которые лишились или не могут найти работу, а, во-вторых, – обеспечивать финансовую помощь семьям и инвалидам.
Все эти организации имеют «прозрачный» бюджет, а их деятельность относится к числу главных приоритетов британского правительства: на их содержание уходит около половины всех правительственных расходов.
Шведская модель. Главные цели - равенство и полная занятость, а сущностные компоненты - универсальная (всеобщая) система социального обеспечения, развитый и значительный по масштабу государственный сектор социальных услуг, политика солидарности в области заработной платы и активная политика занятости.Так, уровень официальной безработицы в течении нескольких десятилетий ниже 2% самодеятельного населения.
Политика солидарности в области заработной платы позволила сократить разницу в доходах между высоко- и низкооплачиваемыми рабочими с 30% в 1960-е гг. до 15% в конце 1980-х гг.Следствие - предприятия, не способные платить предписанные сверху ее высокие ставки, вынуждались к сокращению производства и персонала, либо к банкротству. Высвобождаемая в результате рабочая сила должна была поощряться пособиями на переезд и переквалификацию к трудоустройству в районах перспективного индустриального развития. Так политика солидарности должна была ускорять структурные изменения и экономический рост.
Отличительные черты шведской модели:
· финансирование социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета, прогрессивная шкала налогообложения доходов (изымается до 65% доходов высокодоходных групп населения); приоритет принципов равенства и солидарности в осуществлении социальной политики;
· отраслевое договорное регулирование заработной платы и равномерное распределение доходов;
· активная государственная политика по созданию рабочих мест с целью достижения полной занятости, упреждающий характер мер по недопущению длительной безработицы;
· высокий уровень и общедоступность мер социальной поддержки населения (см. рисунок).
Значительная роль дотаций из госбюджета в систему обязательного социального страхования объясняет активную роль государства в функционировании этой системы, деятельность которой находится под строгим государственным контролем.
Цели шведской модели, в силу их выраженной социальной ориентированности и финансовой затратности, требуют консенсуса по этим вопросам всего общества и значительных усилий государства, наличия соответствующих институтов и инструментов макромасштабного, в первую очередь государственного, воздействия. В их кругу социально ориентированная бюджетная политика, развитое социальное и трудовое законодательство, а также активно применяемое договорное (на отраслевом уровне и на уровне организаций) регулирование оплаты труда в промышленности и других отраслях экономики.
Политика на рынке труда ориентирована на достижение и поддержание полной занятости, обеспечение преимущественного роста заработной платы низкооплачиваемых работников, социальное выравнивание доходов и предоставление равных возможностей в сфере образования и здравоохранения.
Сущностными компонентами при этом выступают: универсальная (всеобщая) система социального обеспечения и большой государственный сектор социальных услуг. С целью выравнивания распределения жизненных благ с конца 1960-х гг. значительно расширены и переданы в ведение государства сферы здравоохранения, образования, социального страхования и обеспечения, услуги которых стали всеобщими и фактически бесплатными для населения.
Для среднего шведа совокупная стоимость услуг здравоохранения, образования и социальных трансфертов еще в конце 1990-х гг. превысила его трудовые доходы. То есть благосостояние среднего шведа более чем наполовину зависит от государства, а не от его личных трудовых усилий, оцениваемых рынком.
Значительная роль дотаций из госбюджета в систему обязательного социального страхования и обеспечения объясняет активную роль государства в функционировании этой системы, деятельность которой находится под строгим государственным контролем.
Государственное социальное страхование включает поддержку и пособия, предоставляющие денежные средства вместо утраченного дохода по причине того, что вы не можете работать. К таким пособиям относятся, например, денежные выплаты родителям, больным или пожилым. Решения по выдаче пособий принимает Страховая касса, которая является государственным органом и осуществляет выплаты денежных средств. Например, Декретное пособие можно получать в течение 480 дней. Первые 390 дней выплачивается 80 % от зарплаты, но не более 935 крон в день (1 крона около 0,1 доллара США). Последующие 90 дней получают 180 крон в день. Малоимущие родители с маленькой зарплатой или совсем без каких-либо доходов имеют право получать 180 крон в день в течение 480 дней.
Достижение всеобщего благосостояния и высокого при этом уровня предоставляемых социальных гарантий требует значительных затрат со стороны шведского государства. С этой целью в стране функционирует прогрессивная налоговая система, которая позволяет аккумулировать в государственном бюджете большие объемы ресурсов и перераспределять тем самым значительные объемы первично распределяемых доходов. Так, социальные расходы составляют в Швеции почти 50% к объему государственных расходов.
Это позволяло до недавнего времени поддерживать высокий уровень замещения (от величины заработной платы) пенсий и пособий: пенсий до 65-75% от заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности до 90%.
Итак, основу современных систем государственной социальной защиты, государственной социальной политики в странах Евросоюза ЕС, составляют два базовых института: социальное страхование и государственное социальное обеспечение. С их помощью формируют ся крупные финансовые ресурсы, которые достигают 30 и более % ВВП. При этом на долю социального страхования в большинстве стран ЕС (в Германии, Франции, Бельгии, Италии) приходится примерно 60-70% всех затрат на цели социальной защиты. В Скандинавских странах и Великобритании государственное бюджетное финансирование систем социальной поддержки населения и расходы на социальное страхование приблизительно равны.
Социальная защита, как законодательная форма и доктрина социальной поддержки граждан в случае наступления социальных рисков материальной необеспеченности, пришла в России на смену социалистической парадигме государственного социального обеспечения советского периода. В отличие от государственного социального обеспечения, основанного на принципах алиментарности (бесплатности для получателей) и исключительно государственного (бюджетного) устройства, для системы социальной защиты России, все более характерным становится сочетание страховых и бюджетных принципов устройства. Она ни в чем принципиально не отличается от систем социальной защиты западноевропейских стран, а ее недостаточно развитые страховые институты во многом можно объяснить «молодостью» и низкой степенью урегулированности системы заработной платы.
[1] См.: Роик В.Д. Социальная защита: содержание понятия//Человек и труд, 2000, № 11, С.42.