Политика регулирования социальной сферы и социального страхования в экономически развитых странах
Современная система государственной социальной защиты населения в странах ЕС включает две организационные формы: социальное страхование и социальное обеспечение, финансируемое за счет средств государственного бюджета. Посредством этих двух форм перераспределяется 28% валового продукта стран членов ЕС.
Во всех странах превалируют обязательные формы социальной защиты, основу которой составляет социальное страхование - 17,4% к ВВП в рамках всего Европейского союза.
Европейские государства - Великобритания, Нидерланды и Франция — не укладываются в рамки традиционных моделей социальной защиты.
Великобритания - социальное обеспечение, социальное страхование и дополнительное личное страхование имеют приблизительно одинаковое значение.
Нидерланды - средства, поступающие по личному страхованию, уже превысили размеры государственного социального обеспечения в 2 раза, а во Франции почти сравнялись. Если принять в расчет не только страховые премии данного года, но и все резервы (накопленные премии), то в Великобритании они превысят среднегодовой объем обязательных форм социальной защиты в 6 раз, в Нидерландах - в 5, а во Франции — в 1,4 раза. В целом по ЕС средства, накопленные страховыми компаниями и пенсионными фондами к 1999 г., превысили годовой оборот обязательной социальной защиты в 2 раза.
Можно говорить о моделях социальной защиты, ориентированных на развитие коллективных и индивидуальных форм, которые призваны не заменить, а дополнить обязательные элементы. Социальное страхование остается наиболее распространенным и весомым элементом системы социальной защиты большинства государств. В европейской экономической зоне объем средств, ежегодно проходящих через механизм социального страхования, в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета и в 3 раза - поступления на дополнительную защиту.
Включение той или иной формы социальной защиты в социальное страхование или в социальное обеспечение определяется в основном особенностями социальной политики в данной стране. Так, помощь семьям с детьми в Германии осуществляется за счет средств государственного бюджета, а во Франции - за счет фондов социального страхования. Финансовое участие государственного бюджета преобладает только в Дании, а как в Нидерландах, Германии, Франции, Бельгии основная часть средств на социальную защиту поступает через социальное страхование.
В Скандинавских странах как и в Великобритании бюджетное финансирование и социальное страхование имеют приблизительно одинаковое значение.
Системы социального страхования развитых европейских стран имеют общие особенности и демонстрируют схожие тенденции в своем развитии, несмотря на национальную специфику. Прежде всего, это относится к функциональной организации социального страхования, формам его проведения и видам социальных выплат.
Медицинское страхование (больничное) - два основных вида покрытия:
1. восполнение заработка, потерянного в период нетрудоспособности; выплачиваются определенные денежные пособия,
2. компенсацию расходов, связанных с лечением и реабилитацией; застрахованному оплачиваются медицинские услуги, предоставленные лечебными учреждениями. Оба вида выплат стандартизированы.
В медицинском страховании используются такие выплаты: пособия по болезни, по уходу, по беременности и родам, по случаю рождения и смерти.
В Европе две базовые модели предоставления медицинских услуг:
1) государственное всеобщее медицинское обслуживание (модель Бевериджа); основана - государственное бюджетное финансирование;
2) страховая медицина в рамках социального страхования (модель Бисмарка); финансируется из взносов на социальное страхование.
Пенсионное страхование имеет наибольший удельный вес в объеме всех страховых выплат. Его основная задача - предоставление средств для жизнеобеспечения граждан, которые уже не могут зарабатывать сами. Различают основные виды пенсий:
• по старости;
• по инвалидности;
• по потере кормильца.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сочетает выплаты медицинского, и пенсионного страхования. Если несчастный случай приводит к временной нетрудоспособности, то его урегулирование аналогично методике медицинского страхования. Если ущерб более серьезен и пострадавшему устанавливается инвалидность, то в силу вступают долгосрочные пенсионные выплаты. При смертельном несчастном случае назначается ритуальное пособие, и пенсия по случаю потери кормильца. Обычно все выплаты по этому виду страхования выше, чем выплаты по универсальному медицинскому и пенсионному страхованию, что объясняется наличием вины работодателя изначально, как. пользователя «рабочей силой». Также полностью покрываются расходы по лечению и реабилитации без участия пациента в их финансировании. Право на выплаты по несчастному случаю чаще всего не ограничивает возможности в дальнейшем вернуться к трудовой деятельности, получая и пенсию, и зарплату.
Отличительная черта этого вида страхования - полностью финансируется работодателем, а взносы дифференцированы по отраслям и отдельным предприятиям в зависимости от фактического уровня производственного травматизма. В Бельгии, Дании, Нидерландах и Португалии к работе данной страховой отрасли подключены частные страховщики, в Испании - общества взаимного страхования, а в Германии — профессиональные союзы. Налогообложение выплат по несчастным случаям различно по странам, В Германии, Великобритании, Нидерландах, Португалии и Италии они свободны от налогов, в других странах ограничились предоставлением налоговых льгот.
Страхование от безработицы - под пристальным вниманием европейской общественности. В этой области имеется наибольшая динамика в развитии новых форм и методов обеспечения занятости населения. Одновременно с осуществлением денежных выплат, компенсирующих заработок, европейские страны активно проводят политику помощи в трудоустройстве.
В основном помощь сводится к следующим мерам:
• оплата программы переобучения и повышения квалификации;
• субсидирование «обучающей» работы;
• предоставление налоговых льгот и субсидий работодателям, нанимающим длительно безработных или низкоквалифицированных работников;
• расширение участия работодателей в компенсации заработка уволенных работников;
• продолжение выплаты пособий в течение первых месяцев нового трудоустройства.
В отношении основных страховых выплат- пособий по безработице проводится политика ограничения. В Финляндии и Бельгии увеличены сроки «ожидания» назначения пособий. В Дании и Великобритании сокращен период выплаты компенсаций. Только в Австрии, Португалии и Германии пособия по безработице не подлежат налогообложению. Несмотря на ограничительные меры, уровень покрытия риска безработицы все равно остается достаточно высоким, зачастую доля сохраняемого в форме пособия заработка выше тех пропорций, которые установлены для пенсионного и медицинского страхования.
Для таких категорий населения, как самозанятые и с/х работники, фермеры, частично занятые работники, учащиеся, организованы специальные программы социального страхования. В некоторых странах в рамках традиционных отраслей социального страхования появляются отдельные виды страхования тех социальных рисков, которые по каким-либо политическим, экономическим или историческим причинам включаются в обязательную систему, например, страхование работников-мигрантов. Фактически разнообразие социального страхования гораздо шире базовых режимов. Но в любом случае и дополнительные программы, и особые условия функционируют на тех же принципах и в тех же формах, что и базовые.
Тенденции развития социального страхования - пик развития в 1960-е гг., когда многие государства приняли высокие обязательства по обеспечению комплексной интегрированной социальной защиты граждан. Рост расходов на социальную защиту опережал в несколько раз рост основных макроэкономических показателей.
Кризисы изменили ситуацию, что определило современные тенденции в социальной защите населения:
1) в 1980-1990-е гг. произошла смена акцентов в политике обязательной социальной защиты с государственного бюджетного финансирования в пользу социального страхования, основанного на эквивалентности взносов и выплат. Снижение в последнее десятилетие доли государственных расходов на социальную защиту по отношению к ВВП свидетельствует о приближении системы к определенному пороговому значению, отражающему современный уровень экономических возможностей общества в решении социальных вопросов.
2) в конце 1990-х гг. под воздействием экономической стагнации шла переоценка социальной роли государства. Имеется отказ от первенствующей роли государства в социальной защите населения в пользу коллективно-договорных форм. Прямое перераспределение доходов за счет налогов и обязательных страховых взносов во многих странах дополняется косвенным регулированием доходов с использованием превентивных и мотивационных механизмов. Государство не отказывается от принятых обязанностей по обеспечению необходимых социальных гарантий, но их качественное улучшение и рост переводит в сферу добровольного коллективного и индивидуального самообеспечения.