Основные проблемы системы социального страхования
Российская система обязательного социального страхования содержит много нерешенных проблем: дефицит средств Фондов, несоблюдение страховых принципов из-за ряда внешних факторов, неблагоприятное состояние национальной экономики, сильнейшая дифференциация доходов населения.
Эффективность работы экономики страны определяет виды и объем финансового обеспечения. На это указывает опыт и анализ социального страхования в европейских странах. Развивающиеся страны с относительно невысоким экономическим потенциалом расходуют на социальное обеспечение не более 16-18% ВНП; расходы в высокоразвитых странах составляют 30% ВНП. В России данный показатель около 13%, то есть это низкий уровень страховой защиты, не способный обеспечить достойную жизнь в отдельных случаях. Возможно выплачивать пенсии и пособия, размер которых в совокупном выражении лишь 30-35% размера предшествующей заработной платы. Средней размер самой заработной платы в несколько раз меньше средних размеров заработных плат в европейских странах.
Итак, совершенствование системы социального страхования это понятая необходимость.
Среди общих проблем системы обязательного социального страхования можно выделить такие:
- дублирование функций, отсутствие отлаженной взаимосвязи с социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;
- отсутствие единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования;
- отсутствие актуарных расчетов для определения размера страховых тарифов;
- применение заниженного по сравнению с социальными стандартами (минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума) размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных гарантий;
- применение неэффективного и неадаптированного к современной реальности механизма перерасчета (индексации) размера страховых выплат; - непоследовательные действия государства при организации деятельности системы обязательного социального страхования.
На сегодняшний день все прекрасно понимают, что социальное страхование вовсе несовершенно, и все задаются вопросом, как же развить социальное страхование до высокого уровня? Допустим три варианта:
- создание федеральных служб для отраслей социального страхования (например федеральная служба медицинского страхования)
- передача функций социального страхования под частный капитал
- поручение полномочий управления системой социального страхования общественно - правовым организациям
Итак, социальное страхование в РФ несовершенно, его развитие до высокого уровня допускает три варианта:
1) создание федеральных служб для отраслей социального страхования, например федеральная служба медицинского страхования;
2) передача функций социального страхования под частный капитал;
3) поручение полномочий управления системой социального страхования общественно - правовым организациям.
Создание федеральных служб является лучшим вариантом, они плотно укрепят социальное страхование в России, ведь именно федеральные службы контролируют уплату страховых взносов в определенные фонды.
Анализ нынешних форм социального страхования демонстрирует, что данная модель социального страхования РФ, лимитированная финансами, пока что ещё не подходит к условиям различия форм собственности. Ей не достает эластичности, действительно необходимой для передачи полномочий на более низкие уровни управления, в ней не развиты механизмы самоуправления, когда работодатели и застрахованные несут некую часть ответственности за управление страховой организацией, в то время, как в условиях рыночной экономики солидарное, предусмотренное на опасный случай социальное страхование складывается с личной ответственностью индивида за формирование условий своей жизни.
Поэтому, перед Россией есть смысл брать в расчет задачу построения такой системы социального страхования, которая смогла бы довольно молниеносно и доброкачественно покрывать упадок уровня жизни работающих граждан, переносивших влияние тех или иных социальных нажитых рисков, и не оказывать подавляющее воздействие на совершенствование экономики. Это достижимо при эскалации взаимодействия государственного социального страхования с негосударственными страховыми компаниями для следующего улучшения отечественной модели социального страхования, в виде соответствующего существования открыто - юридических страховых госучреждений и личной страховой активности. Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования.
Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
Ключевые проблемы социального страхования в России следует решать не через сбалансирование статей бюджета или поиска новых источников вклада доходов, а по средствам постепенного законодательного изменения системы социального страхования России в целом.
Необходимо разработать стратегию социальной политики государства на долгосрочный период и среднесрочное планирование развития обязательного социального страхования, ориентированного на результат, на достижение социальной и экономической эффективности деятельности