Обязательное пенсионное страхование

Пенсионная система отражает все компоненты жизни государства: достигнутый уровень заработной платы, применяемую систему налогов, демографическую ситуацию в стране, развитость институтов власти. Ее нельзя изменить, не затрагивая всего круга социально-экономических составляющих жизни общества.

Пенсионная система - сложный организм, объединяющий экономические, правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев населения. Пенсионная система России в настоящее время находится в состоянии реформирования и модернизации; происходит формирование новых институтов, что влечет за собой изменения параметров и структуры пенсионной системы.

Выбор пенсионной системы - стратегический вопрос жизнедеятельности ряда поколений, что требует использования подходов и методов, более сложных, чем те, которые применяются при решении текущих проблем.

Обязательное пенсионное страхование в РФ исполняется страховщиком - Пенсионным фондом РФ (далее – Пенсионный фонд, ПФР). ПФР образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442–1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Председатель правления ПФР назначается Президентом РФ.

Структура Пенсионного фонда и региональных его отделений приведена на рис.

В системе ПФР более 150 тыс. специалистов различного профиля.

Среди важнейших функций Пенсионного фонда такие направления работы:

• аккумуляция страховых взносов и финансирование целевых расходов;

• осуществление контроля (с участием налоговых органов) за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроля за правильным и рациональным расходованием его средств;

• организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

• межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Средства ПФР (доходная часть его бюджета) формируется за счет:

• страховых взносов работодателей, исчисляемых как доли от заработной платы работников;

• поступлений из федерального бюджета, предназначенных на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, а семьям – социальных пенсий, а также на предоставление компенсационных выплат в форме пенсий и пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

• средств, возмещаемых ПФР Минтрудом России (из федерального бюджета) в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

• средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

• добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации пенсионных средств и других поступлений.

Принятие и введение в действие с 1 января 2002 г. пенсионных законов значительно расширило круг прав и обязанностей ПФР. Как страховщик государственного пенсионного страхования ПФР наделен следующими правами:

• проводить проверки документов у страхователей, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий по обязательному пенсионному страхованию;

• получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;

• представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

• осуществлять управление средствами бюджета ПФР и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством РФ.

Как страховщик ПФР обязан выполнять такие функции:

• подготавливать актуарное обоснование размера страховых взносов;

• назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

• осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (пересчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

• разрабатывать проект бюджета ПФР и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

• регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости.

Наши рекомендации