Правовое обеспечение социального страхования

В России с начала 1990-х гг. среди наиболее крупных вопросов государственной социальной политики, встала стратегическая задача модернизации системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям функционирования рыночной экономики, формирования экономических, организационных и правовых механизмов социального страхования.

Решая эту задачу, исполнительные и законодательные органы страны в последние 15-20 лет разработали законодательную базу социального страхования. Оно должно было регламентировать деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере. На новой основе создали государственные внебюджетные социальные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). Ранее действовал и Государственный фонд занятости населения (ГФЗ). В начале 2000-х ГФЗ ликвидирован по причине неэффективность в решении поставленных правительством задач. Период тотальной безработицы прошел, отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Право социального страхования - отрасль права социального обеспечения, оно носит характер конституционного и публичного права. По своему содержанию правоотношения по социальному обеспечению являются обязательствами. Страховое обязательство это разновидность обязательства. Единство социальных обязательств в том, что они могут возникать на основании, как закона, так и договора. Но более распространены в системе социального страхования договорные начала.

В системе социального страхования можно выделить две части. 1-я обеспечивает восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; 2-я гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.

Особенности правового регулирования социального страхования:

1) правовая основа – законы и нормативно-правовые акты;

2) это форма социальной защиты населения и элемент социального обеспечения.

Оно выражает 5 групп общественных отношений:

- социально-защитных;

- социально-обеспечительных;

- экономических;

- финансовых;

- организационных.

Важнейшие методы права обязательного страхования:

- метод целевого предназначения – социальной защиты работников и членов их семей от социальных рисков утраты заработной платы;

- метод функциональности – обеспечиваемый с помощью государственно-правового обязательного характера регулирования правоотношений;

- метод установленной нормативности -регулирующий размер пенсий, пособий в соответствии с размерами заработной платы;

- наличие государственных норм характеризующих предмет регулирования; юридических признаков, раскрывающих специфику, принципы и функции нормативно-правового воздействия данного права на функционирование социального страхования предмета.

Основные положения предмета права социального страхования определены в ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Данный Закон носит рамочный характер, и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования. Обязательному социальному страхованию подлежат:

- наемные работники (лица, заключившие трудовой договор);

- лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- другие лица при условии уплаты ими (или за них) страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Ст. 4 Закона об основах обязательного социального страхования. Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками. В этих целях за счет взносов заинтересованных сторон создается денежный фонд, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.

Идея государственного (обязательного) социального страхования заключается в разделении ответственности за наступление социального страхового риска (страхового случая) между работодателями, работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному страхованию, и государством.

Социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления, которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Перечень страховых случаев - ст. 7 Закона об основах обязательного социального страхования:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) старость;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Страховое обеспечение (по обязательному социальному страхованию) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основание для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу - наступление документально подтвержденного страхового случая.

Страховое обеспечение по отдельным видам обязательного социального страхования, установлено ст. 8 Закона об основах обязательного социального страхования. Но система социального страхования от безработицы ликвидирована, а социальное обеспечение безработных граждан переведено на бюджетное финансирование. Сейчас пособие по безработице является одной из мер социальной поддержки безработных граждан.

Обязательное социальное страхование причисляется к государственной системе социальной защиты населения. Его характерная черта - страхование работающих граждан от возможного изменения материального положения.

Конкретные виды обязательного страхования регулируются специальными законами: об обязательном пенсионном страховании и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также Законом о медицинском страховании граждан.

Предмет права социального страхования:

· отношения по социальной защите застрахованных работающих граждан, возникающие между ними, работодателями, страховыми организациями и государственными органами;

· отношения по сбору и распределению финансовых ресурсов социального страхования между субъектами правоотношений;

· процедурные и процессуальные регулятивные отношения по установлению прав и обязанностей субъектов социального страхования (установление порядка определения страхового стажа и его подсчета, исчисления размеров пенсий и пособий в случаях инвалидности и потери кормильца и проч.).

По содержанию страховые правоотношения в системе социального страхования многосторонние, их участники соединены комплексом единых обязанностей, вытекающих из них прав и гарантий. Застрахованные обязаны трудиться, страхователи – вносить страховые взносы, страховщики – выплачивать пенсии и пособия, государство – разрабатывать законы и следить за их исполнением.

Регулирование правоотношения в системе обязательного социального страхования - с помощью законов и нормативных правовых актов. Они определяют порядок предоставления пенсий, пособий и медицинской помощи и включают: отношения по поводу страховых взносов, денежных выплат (пенсий и пособий), услуг (медицинских и реабилитационных), каждое из которых имеет свой субъектный состав, основания возникновения, содержание и объект.

Субъекты социально-страховых правоотношений:

· застрахованные лица, обладающие трудовой правосубъектностью, физические лица, выполняющие работу на основании договора (контракта), заключенного со страхователем;

· страхователи (работодатели) - юридические лица любой организационно-правовой формы, или физические лица, использующие наемный труд;

· страховщик – Пенсионный фонд, фонды медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

По субъектному составу социально-страховые отношения, как правило, трехсторонние.

По содержанию, социально-страховые правоотношения материальные и многосторонние. Их участники обладают взаимными правами и обязанностями по вопросам компенсации утраты доходов, здоровья и трудоспособности. Эти отношения проявляются в системе 3-х видов правовых связей: застрахованного лица и страхователя, страхователя и страховщика; страховщика и застрахованного.

Объект социально-страховых правоотношений - страховые выплаты (пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, единовременные страховые выплаты) и страховые услуги (по медицинскому лечению и реабилитации).

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

а) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

б) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;

в) у страховщика - с момента регистрации страхователя;

г) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

д) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральными законами.

Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования установлены ст. 10-12 Закона об основах обязательного социального страхования.

Застрахованные лица имеют право на:

- своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

- защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде;

- участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием;

- получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;

- внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство РФ.

Страхователи в системе социального страхования, в частности, должны:

- уплачивать в установленные сроки и в должном размере страховые взносы;

- представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального учета уплаченных страховых взносов;

- выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с ФЗ-ми о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Порядок регистрации страхователя в исполнительных органах страховщика и ответственность за уклонение от регистрации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и правовыми актами регистрирующих органов. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и региональном уровнях создаются целевые внебюджетные денежные фонды.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

По юридической силе источники права делятся на законы и иные нормативные правовые акты. Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими.

Источники права социального страхования:

- российское законодательство;

- международные конвенции и договоры (МОТ, ВОЗ, МАСО); многосторонние договоры (СНГ); двусторонние договоры.

- законы (федеральные; субъектов РФ);

- нормативные правовые акты: указы президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления правительств субъектов РФ; нормативные правовые акты ФСС РФ.

Правовая основа обязательного социального страхования - федеральные законы и нормативные правовые акты, где важнейшие:

• ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

• ФЗ от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» - «рамочный закон»;

• ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

• ФЗ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования.

Правовая основа социального страхования - международные правовые акты.

В их числе:

- документы ООН;

- конвенции и рекомендации МОТ;

- Международной ассоциации социального обеспечения;

- Всемирной организации здравоохранения;

- конвенции и рекомендации по организации национальных систем социального страхования. Свыше 20 наименований.

Особое место у Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Ст. ст. 22 и 25 фиксируют право каждого человека на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Источники международно-правового регулирования - акты ООН и ее специализированных организаций: Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО).

Социальное страхование можно классифицировать на обязательное и добровольное по таким признакам:

- установление и реализация социальных и страховых отношений;

- степень централизации процессов осуществления, организации и контроля страхования.

Обязательное социальное страхование включает:

- централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму;

- децентрализованную форму, организованную и осуществляемую в соответствии с ФЗ-ми законами.

Добровольное социальное страхование состоит из:

- корпоративной и коллективной формы личного социального страхования;

- индивидуальной формы личного социального страхования.

Эти формы социального страхования имеют много общего:цель, принципы, объекты, страховые случаи.

Вопрос о месте обязательного социального страхования в системе права России - спорный и дискуссионным: в юридической науке нет единого подхода и единое мнения.

1) В. Роик: обязательное социальное страхование должно выделить в самостоятельную правовую отрасль, которой присущи соответствующие признаки: предмет, метод, система, принципы правового регулирования и др.

2) М. Гордиенко: существующая система обязательного социального страхования не может быть выделена в отдельную отрасль права и является комплексным правовым образованием, регулируемым финансовым правом.

Наши рекомендации