Основы финансового обеспечения социального страхования
Основные вопросы, связанные с финансированием социального страхования и социального обеспечения, состоят в определении плательщиков и объемов страховых взносов, механизмов их аккумуляции и расходования. При определении видов финансирования социального страхования встают вопросы: кто платит? сколько? на какой основе? через какие учреждения?
Ответы зависят от целей системы социальной защиты и финансируемых пособий. Если цель в гарантировании некоего минимального уровня дохода или стандарта услуг для всего населения, что более характерно для систем социальной помощи или государственного социального обеспечения, то чаще всего прибегают к финансированию за счет общих налоговых поступлений.
Если цель в замещении заработков в течение трудовой жизни – в случае болезни, нетрудоспособности или безработицы, а также после выхода на пенсию, как это имеет место в системах социального страхования, то обычно используют финансирование за счет страховых взносов, взимаемых с целью резервирования части заработной платы на будущие выплаты в случае ее утраты.
Основные источники доходов системы социального страхования - это взносы работодателей и застрахованных лиц. Трансферты из федерального бюджета и доходы от капитала выполняют роль вспомогательных источников.
Финансирование за счет взносов.Если финансовые ресурсы, используемые для выплаты пособий, поступают от работодателей и работников, охваченных системами социального страхования, а размеры получаемых пенсий и пособий основаны на уплаченных суммах, то ресурсы именуют взносами. Они отличаются от налогов тем, что взносы предназначены для увеличения пособий самого работника. Налоги используют для общих расходов правительства, а платежи работника в форме подоходного налога не влияют на размер получаемых им пособий.
В ряде случаев государство также может делать взносы в систему либо на основе формулы, либо для покрытия ее дефицита. Когда источником средств служат взносы работодателя и работника (т.е. отсутствует финансирование за счет общих поступлений), систему считают самофинансирующейся. Страховые взносы могут быть фиксированными или зависеть от заработка. Во многих случаях при их зависимости от заработка устанавливают потолок и (или) порог. В большинстве систем, основанных на взносах, право на пособия устанавливают на основе учета взносов.
Преимущество финансирования за счет взносов часто усматривают в том, что люди более склонны платить взносы на социальное страхование, чем налоги; поэтому потенциальные доходы системы будут выше. Системы социального страхования, основанные на страховых взносах, пользуются поддержкой общественного мнения, поскольку плательщики видят связь между взносами и пособиями. Вместе с тем эти системы иногда требуют использования сложных управленческих структур для определения и сбора взносов. Необходимость ведения учета ведет к росту административных издержек, особенно когда размер пособий зависит от прошлых взносов.
Оба метода финансирования отражены в международных трудовых нормах МОТ. Так, в Конвенции № 102 записано, что «расходы на пособия, предусмотренные в силу настоящей Конвенции, и административные расходы, связанные с выдачей таких пособий, покрываются за счет страховых взносов или налогообложения, или тем и другим способом в коллективном порядке так, чтобы это не было обременительным для лиц с небольшими средствами и чтобы было принято во внимание экономическое состояние Члена Организации и экономическое положение соответствующих категорий подлежащих обеспечению лиц» (п. 1 ст. 71).
Финансирование за счет налогообложения.Налоги могут базироваться на личном доходе, капитале, прибыли или потреблении (например, налог на добавленную стоимость). В этом отношении финансирование социального обеспечения – это часть бюджетного процесса, организуемого под контролем парламента, а социальное обеспечение – это одна из статей более общей категории социальных расходов, включающей образование и здравоохранение. Однако в некоторых странах существуют некоторые налоги, специально предназначенные для финансирования социального обеспечения, в частности налог на табак, используемый для финансирования медицинских услуг.
Финансирование за счет общих поступлений налогов часто связано с всеобщими системами выплаты пособий, например для всех резидентов. В качестве примера можно назвать всеобщие пенсии по старости в Канаде, Дании и Новой Зеландии, иногда именуемые «демогрантами», а также общенациональные медицинские услуги в Великобритании и Италии.
Пособия в рамках социальной помощи (выплачиваемые на основе проверки нуждаемости) также финансируются за счет общих поступлений. Эти пособия служат проявлением солидарности на уровне страны и права получателей в качестве членов общества на социальную защиту. Так, во многих странах медицинское обслуживание, детские пособия и помощь лицам с низкими доходами финансируют за счет государственного бюджета.
Считается что в качестве средства для снижения уровня бедности системы социальной защиты, финансируемые за счет налогообложения, предпочтительнее систем социального страхования. Дело в том, что пособия обычно единообразны и рассчитаны на людей, которые почти или совсем не связаны с рабочей силой и почти неспособны платить взносы. Последствия распределения доходов и особенно перераспределения их между поколениями носят более кратковременный и прозрачный характер, так как пособия платят нынешним получателям за счет налогов, уплачиваемых нынешним поколением. Тем не менее, всеобщие системы дорогостоящи, а размер денежного пособия обычно невелик. Адресная направленность пособий на основе проверки нуждаемости позволяет платить более высокие пособия, чем во всеобщих системах, при том же уровне расходов на систему. В отличие от других систем социальной помощи проверка нуждаемости рассчитана на исключение только лиц с высокими доходами.
Фондовые бюджеты формируются независимо от основного годового баланса государства. Средства внебюджетных организаций не подлежат изъятию (ст. 16 ФЗ №165).
Рис. Финансовая система социального страхования в РФ
Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.
Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации. Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны (ст.24 ФЗ №165).
В системе добровольного страхования таких гарантий нет. Добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.