Основы социального страхования

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Экзаменационные материалы

Предыстория развития института социального страхования

Человеческая жизнь всегда шла в среде, где были постоянные различные риски. С того времени когда еще не было института государства и в современности, исследователи отмечают сложные обстоятельства жизни людей. Эволюция рисков отражает развитие цивилизации.

Одним из значимых вопросов организации жизнедеятельности людей во все времена проблема их материальной необеспеченности. Проблема содержания людей, утративших трудоспособность в связи с трудовой деятельностью, существовала всегда.

Перечень причин рисков почти бесконечен. В аграрном обществе - это низкий уровень развития производительных сил; несправедливое, распределение материальных благ; частые природные катаклизмы - неурожаи, засухи, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, эпидемии; войны, грабежи, эксплуатация и т.д.

Защиту в виде социальной помощи обеспечивали семья, сельская община, у ремесленников – корпоративные структуры (цеха, гильдии и т.д.).

В письменных памятниках от Древнего мира и до середины Новой эры есть упоминания об элементах страхования жизни на основе временных соглашений. Это прослеживается в законодательства Хаммурапи (около 1800 лет до н.э.), у ремесленников и воинов Древнего Рима, в средневековом гильдийско-цеховом страховании уставного типа.

В период Средневековья государственная власть предпринимала эпизодические меры в области социальной защиты населения. Так, Карл Великий в начале IX в. при неурожае пытался нормировать цены на хлеб, стремился к расширению грамотности среди населения, доведению до людей знаний об основных законах, предписывал создавать бесплатные больницы в городах.

Элементы социальной защиты Древнего мира и Средневековья были «встроены» в трудовую сферу, семейную и общинную структуры. В особых случаях, когда требовалась помощь одиноким инвалидам и бездомным, применялись формы благотворительности, как правило, в церковных приходах.

В XIV-XV вв. государственная политика в области социальной защиты приобретала дифференцированный характер. С одной стороны, признаются социальные потребности уязвимых слоев населения (больных, инвалидов, вдов и сирот), с другой — формируется негативное отношение к здоровым нищим.

Основные формы социальной защиты населения в Древнем мире и в Средневековье:

• семейная помощь;

• общинные и цеховые формы взаимопомощи;

• церковная благотворительность, включая больницы и приюты при монастырях;

• частная благотворительность;

• элементы имущественного и личного страхования торговцев;

• государственные привилегии для бывших воинов и представителей привилегированных сословий;

• городские формы социальной помощи городским служащим;

• специальные работные дома для лиц, не имевших жилья и источников существования.

Категории

«Социальный риск» показывает массовый и общественный характер неблагоприятных событий, от которых защититься самостоятельно и с высокой степенью надежности в большинстве случаев невозможно, поскольку они предопределены сложным комплексом объективных социально-экономических условий и практически не зависят от воли отдельного человека.

Содержание термина «социальный» выражает особое значение для общества принятия соответствующих мер, но минимизации и компенсации этих видов рисков.

В категории слово «риск» выражает такое свойство этого явления, как вероятность наступления события, поскольку оно может произойти, а может и не наступить.

Наступление для работников и членов их семей социальных рисков сопровождается двумя видами неблагоприятных последствий – утратой заработной платы в связи с нетрудоспособностью или безработицей и дополнительными расходами, связанными с лечением, которые являются объектом страховой защиты различных видов социального страхования.

С социальных позиций социальное страхование – форма социальной защиты работников, позволяющая при наступлении для них социальных рисков компенсировать утрату заработков, сохранить необходимые стандарты уровня и качества жизни, а значит, и социальный статус. Факторы, влияющие на данный институт социальной защиты: демографическое состояние, уровень развития экономики, объемы финансовых средств, выделяемых на отдельные институты социального страхования.

Социальное страхование классифицируют:

· по видам социального риска:

• по болезни;

• от несчастного случая на производстве;

• по инвалидности;

• по старости;

• по беременности, материнству;

• по случаю смерти (страхование вдов и сирот, погребение);

• по случаю безработицы;

– по способу организации:

• государственное;

• муниципальное (местное и региональное);

• профессиональное (по отраслевому и профессиональному признаку);

• международное.

Ключевой момент социального страхования - экономическая характеристика взаимосвязи материальной обеспеченности наемного труда и объективно существующих при этом социальных рисков, обусловленных временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы.

С экономических позиций социальное страхование - это институт социальной защиты наемных работников и членов их семей, основанный на регламентированных социально-трудовых отношениях индустриального общества

Его характеристики:

• обязательное участие (по закону) работодателей в страховании наемных работников от социальных рисков с помощью резервирования части оплаты труда для покрытия будущих расходов при утрате работниками трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость, утрата кормильца) или дополнительных расходов в связи с лечением, а также в связи с утратой рабочего места;

• личная ответственность работников за возможные социальные риски, выражающаяся в их финансовом участии в уплате части взносов (из своей заработной платы) на случай утраты трудоспособности или места работы;

• способы аккумулирования страховых ресурсов, размещаемых в специализированных фондах с целью повышения надежности сохранности средств и обеспечения тем самым целевого характера их использования па компенсации конкретных видов социальных рисков.

Принципы организации социального страхования:

• личной (индивидуальной) финансовой ответственности;

• солидарной взаимопомощи;

• оптимальной поддержки (принцип субсидиарности);

• взаимной ответственности субъектов социального страхования за исполнение возложенных законом обязанностей (принцип реципрокности).

Принципы организации социального страхования, закрепленные законодательно в ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»:

• устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая па основе принципа эквивалентности страхового обеспечения и средств обязательного социального страхования;

• всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий с помощью законов, а не гражданско-правовых отношений, что придает ему свойство надежной формы защиты для застрахованных лиц;

• государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

• государственное регулирование системы обязательного социального страхования, что, с одной стороны, предусматривает законодательные и контрольно-надзорные функции государства, а с другой – в необходимых случаях участие государства в его финансировании;

• паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

• обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

• ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

• обеспечение надзора и общественного контроля;

• автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Функции социального страхования. Эксперты МОТ - о двух основных:

• предохранительной сетки, призванной обеспечить, чтобы каждый член общества, оказавшийся в нужде, получал минимальный уровень денежного дохода, медицинских и социальных услуг, позволяющих ему вести социально содержательную жизнь;

• поддержания дохода, позволяет экономически активным членам общества или всем резидентам создавать предпосылки, которые обеспечат им поддержание достойного уровня жизни в периоды безработицы, болезни, материнства, старости, инвалидности и в случае потери кормильца, когда другие формы получения дохода и активности невозможны.

Таблица. Характеристики моделей социальной защиты

Характеристики Бисмарка Бевериджа Шведская России
Удельный вес заработной платы (в % ВВП) и степень ее дифференциации между крайними децилями 45%, низкая дифференциация 1:4 55%, высокая дифференциация 1:11 58%, средняя дифференциация 1:7 28%, критически высокая дифференциация 1:20
Базовые институты социальной защиты обязательное социальное страхование - 75% всех ресурсов на социальную защиту; социальная помощь - 15%; дополнительное страхование - 10% социальная поддержка - 35% всех ресурсов; обязательное профессиональное страхование - 35%; добровольное индивидуальное страхование 30% обязательное социальное страхование - 60%; социальная помощь - 30%; добровольное индивидуальное страхование - 10% социальная помощь - 65%; обязательное социальное страхование - 30%; добровольное страхование - 5%
Удельный вес всех затрат на все виды социального обеспечения, в % ВВП 30% 25% 32% 18%
Перераспределение средств между группами с высокими и низкими группами доходов среднее (35%) минимальное (25%) высокое (40%) сверх высокое (50%)
Уровень социальной защиты:        
коэффициент замещения 65% 50% 70% 30%
покупательная способность пенсий и пособий (потребительского бюджета пенсионеров) 2-х-3-х кратный потребительский бюджет от одного до двух потребительских бюджетов 2-х-3-х кратный потребительский бюджет один потребительский бюджет

Существенными факторами, отличающими социальные модели государства друг от друга, являются (см. таблицу):

• структура и конфигурация (сочетание) применяемых институтов доходов населения;

• круг охвата населения системами обязательного социального страхования, уровень зависимости размеров пенсий и пособий от размеров заработной платы;

• степень перераспределения ресурсов между застрахованными и получателями пенсий и пособий.

Табл. Сравнение обязательного социального страхования и социальной помощи

Социальное страхование Социальная помощь
Финансирование за счет страховых взносов работодателей и трудящихся с возможным участием государства Финансируется за счет государственных и местных бюджетов. По законодательству выплаты производятся определенным категориям нуждающихся
Участие обязательно. Выплаты производятся из специальных страховых фондов, формируемых на основе взносов При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц. Иногда, однако, некоторые составляющие не учитываются (например, личные накопления небольших размеров)
Зачастую не требует дополнительных средств, т.к. часть фондов инвестируется с целью получения прибыли
Право лица на пособие основывается на записях о получении взносов без учета нуждаемости Цель выдачи пособия - доведение уровня доходов лица до определенного минимума с учетом прочих факторов, таких как размеры семьи, обязательные выплаты и т.д. Размер пособия не связан с предшествующими уровнями заработной платы или уровнями жизни
Уровень взносов и выплат зачастую прямо зависит от того, что из себя представляет отдельное лицо (вдова, инвалид и т.д.), либо от его заработка
Схемы страхования от несчастных случаев на производстве обычно полностью финансируются работодателями с возможным участием государства Социальная помощь имеет общие черты с вопросами благосостояния и ориентирована на решение проблемы недопущения крайних форм бедности и социальной уязвимости

Главное что отличает социальное страхование (личное, обязательное) от других институтов социальной защиты, в том, что застрахованное лицо имеет право на страховые выплаты при условии, что оно было застраховано (самостоятельно уплачивало взносы или за него это делало другое лицо) и подтвержден факт наступления страхового случая. Это предполагает принципиальный момент – отсутствие проверки нуждаемости (проверки материального состояния данного лица).

Социальное страхование помимо компенсационных функций выполняет и ряд других: оценку социального риска и в тех случаях, где это возможно, – предупреждение его последствий – профилактику риска.

Социальное страхование отличается от других институтов социальной защиты рядом признаков:

– в его основе лежат виды и группы потребностей, которые могут с большой вероятностью возникнуть в будущем (замещение заработка в связи с болезнью, несчастным случаем, старостью);

– наличием тесной связи с трудовыми отношениями;

– обеспечением широкого круга социальных гарантий реализации нрав застрахованных лиц с помощью законодательного определения уровней гарантий, субъектов и порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг.

Институты личного страхования и социальной помощи это не решают. Так, если рассматривать личное страхование, то значительная часть населения не располагает достаточными ресурсами для уплаты страховых взносов. Социальная помощь, которая финансируется па основе государственного бюджета, также имеет весьма скромные финансовые возможности и предназначена исключительно для нетрудоспособных членов общества, не имеющих иных источников дохода.

При личном страховании объем страховых взносов и выплат определяется индивидуально на договорной основе, тогда как в социальном страховании они определяются на основе законов, а для этого используются механизмы и методология оценки социальных рисков.

Практика финансирования систем социального страхования строится с отходом от принципов личного страхования, в основе которого характерным является безусловное соблюдение принципа эквивалентности страховых взносов и выплат для отдельных страхующихся. Социальное страхование предполагает значительное перераспределение страховых накоплений с учетом принципа солидарности, когда более обеспеченные лица оказывают материальную поддержку менее обеспеченным застрахованным.

В социальном страховании есть и нестраховое перераспределение финансовых средств, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны.

По сравнению с другими формами коллективного социального обеспечения (социальной помощью и фирменными (корпоративными) системами) данный институт защиты обладает рядом преимуществ.

1) создаются специализированные (высокоэффективные) страховые учреждения, занимающиеся исключительно профилактикой, медицинским обслуживанием и денежными выплатами, которые обеспечиваются одной и той же организацией, что предоставляет максимум удобства для страхуемых лиц. Социальное страхование выполняет функции не только компенсации последствий социального риска, но и зачастую выявления (оценки) риска и его минимизации с помощью профилактических мер, например вакцинации населения от массовых болезней, обучения работающих безопасным методам работы, переобучения при рисках безработицы и т.д.

2) гарантируется реализация конституционных прав граждан, уплачивающих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий.

3) величина выплат гарантируется путем систематического резервирования части затрат на рабочую силу и их распределения в течение длительного периода в соответствии со страховыми (актуарными) расчетами, а также законами. При этом уровень страхового обеспечения выгодно отличается от уровня социальной помощи или государственного социального обеспечения.

Рис. Экономический механизм социального страхования

Характерные черты системы социального страхования – особенности его категорий и субъектных отношений (см. низ табл.):

• объект, в качестве которого выступает заработок (доход) или часть заработка, принимаемые за базу при начислении страховых взносов и при исчислении размеров пенсий, пособий, определении видов и объемов медицинских и реабилитационных услуг;

• виды страховых случаев, которые определяются законодательно исходя из наиболее типичных и массовых рисков

утраты трудоспособности (болезнь, старость, несчастный случай) или места работы;

• круг страхуемых лиц – все работающие по найму работники, часть самозанятого населения (в случае его финансового участия);

• размеры предоставляемых пособий, пенсий, виды и объемы медицинской помощи, которые определяются исходя из принципов возмещения утраченного дохода, возможности восстановления трудоспособности и сохранения здоровья;

• источники финансирования и способы распределения страховых средств, основанные на участии работодателей и работников в авансовых платежах в форме страховых взносов.

Таблица.Характеристики системы обязательного социального страхования в России (на 01.01. 2013 г.)

Виды /Элементы Пенс. страх. Мед. страх. Соц. страх. временной утраты трудоспособности Страх. от несчастных случаев на производстве
Соц. риски Утрата постоянной трудосп. в связи со старостью, инвалидностью, утрата кормильца Болезнь Утрата временной трудоспособности Утрата временной и постоянной трудоспособности, смерть
Экономические последствия наступления соц-го риска Долговременная (пост.) утрата заработной платы Расходы на мед. помощь Временная утрата заработной платы Временная и (или) постоянная утрата заработной платы и расходы на лечение
Круг застрахованных Наемные работники Все население Наемные работники, их дети Наемные работники
Страхователи Хозяйствующие субъекты Хозяйствующие субъекты (для работников) и местные органы исполнительной власти (для неработающих) Юридические лица; граждане, использующие наемный труд Юридические лица; граждане, использующие наемный труд
Страховщики Пенс. фонд РФ Федер. и террит. фонды ОМС Фонд соц. страхования РФ Фонд соц. страхования РФ
Единые страх. тарифы с верхним ограничителем страхуемой зарплаты в 512 тыс. руб/год 22,0 5,1 2,9 0,2-8,5 по 32 разрядам классов профессионал риска (средняя величина тарифа - 0,8% фонда оплаты труда)

Сильная сторона института соцстрахования это тесная увязка индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий и пособий, которые рассчитываются исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы, периода внесения страховых взносов и периода выплат.

Таблица. Совокупные ставки страховых взносов на пенсии по старости, инвалидности и при потере кормильца в некоторых странах, 2012 г.

Страна Работодатель, % от фонда заработной платы Работник, % от заработка Совокупный тариф, % от заработка
Австрия 12,55 10,25 22,8
ФРГ 9,3 9,3 18,6
Греция 13,33 6,67 20,0
Канада 2,7 2,7 5,4
США 7,4 6,2 13,6
Япония 8,25 8,25 17,0
Россия 22,0 - 22,0

Распределение страховой нагрузки. При рассмотрении финансовых вопросов социального страхования часто задают такие вопросы:

– кто реально несет тяжесть взносов?

– являются ли взносы работодателей отложенной заработной платой трудящихся?

– перекладывают ли работодатели бремя своих взносов на потребителей в виде более высоких цен или же занижают заработную плату (либо надбавки к ней), чтобы компенсировать сумму взносов?

Практика свидетельствует, что трудящиеся зачастую готовы смириться с занижением заработной платы в связи с расходами, которые несут предприниматели по финансированию социального страхования. Поэтому, если даже заработная плата трудящихся снижается, а взносы гарантируют достаточную защиту трудящихся и их иждивенцев в виде пособий, упущенную заработную плату можно считать компенсированной путем предоставленной защиты.

В то же время источники финансирования государственных расходов на государственное социальное обеспечение не носят целевой характер, так как оно обеспечивается за счет государственного бюджета, поступления в который складываются за счет прямых и косвенных налогов и сборов. Следовательно, невозможно утверждать, что доля средств, выделенная на социальное обеспечение, поступает за счет той или иной доходной статьи государственного бюджета. Конвенция № 102 предусматривает, что финансовое бремя, связанное с пенсиями и пособиям, следует возлагать как на работодателей, так и на работников. Такой подход позволяет избегать чрезмерной нагрузки для физических лиц и работодателей с небольшими доходами, позволяет учитывать экономическую ситуацию в конкретной стране, интересы страхуемых лиц.

Для этого Конвенция № 102 рекомендует при разработке финансовых механизмов придерживаться позиции, при которой совокупные страховые взносы защищенных работников не должны превышать 50% всех финансовых ресурсов, предназначенных для страховой защиты трудящихся, их жен и детей. Кроме того, в числе важных установок Конвенции – принцип ответственности государства за организацию на национальном уровне всей системы социального страхования и отдельных его институтов, включая вопрос о должном обеспечении выплат. Это, однако, не означает, что государство обязано участвовать в финансировании системы на регулярной основе.

Тарифы и порядок уплаты страховых взносов в России.С 2011 г. совокупный размер тарифа в государственные внебюджетные фонды России составляет 30%, включая его составные элементы:

– 22% заработной платы – в ПФР;

– 2,9% – в Фонд социального страхования РФ (ФСС);

– 5,1% – в фонды обязательного медицинского страхования, из них 2,1% – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), 3% – в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Кроме установленных единых страховых тарифов работодатели уплачивают страховые взносы в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховщиком которой выступает ФСС, в размере от 0,2 до 8,5% в зависимости от 32 классов профессиональных рисков. Средняя величина тарифа этого вида страхования составляет 0,5% заработной платы.

В итоге совокупный размер страховых взносов составляет 30,5% фонда оплаты труда.

База для начисления страховых взносов для страхователей это сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые не подлежат обложению страховыми взносами.

Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме не более 415 тыс. руб. в год нарастающим итогом с начала календарного года.

Отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам необходимо представлять в территориальные органы ПФР (за страховые взносы в ПФР и ФОМС) и ФССР (за платежи в ФСС и страхование от несчастных случаев на производстве) ежеквартально до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Если работодатель не уплачивает или не полностью уплачивает страховые взносы в установленный срок, эта обязанность исполняется в принудительном порядке. Для обязательного пенсионного и медицинского страхования эту процедуру осуществляет ПФР, для обязательного страхования временной нетрудоспособности и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – ФСС.

С этой целью ПФР или ФСС направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. После того как истекает срок, установленный в требовании об уплате (но не позднее двух месяцев), ПФР и ФСС принимают решение о взыскании, которое в течение шести дней также доводится до сведения плательщика. Взыскание может производиться с расчетных (текущих) счетов в российской валюте, а при их недостаточности – в иностранной валюте.

Если на счетах плательщиков страховых взносов недостаточно денежных средств или они вовсе отсутствуют, то поручение о перечислении страховых взносов исполняется по мере того, как будут поступать денежные средства на счет. Пенсионный фонд России также может взыскивать страховые взносы за счет иного имущества работодателя, направив решение о взыскании в службу судебных приставов.

Таблица. Показатели но доходам и расходам бюджета ФФОМС за период 2011–2014 гг., млрд руб.

Показатель Годы
Общий объем доходов бюджета ФФОМС 336,0 891,7 1034,4 1188,5
в том числе межбюджетные трансфеты, получаемые из федерального бюджета 21,1 51,8 50,4 18,8
Общий объем расходов бюджета ФФОМС 336,0 891,7 1034,4 1188,5
в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые ФСС РФ 18,0 19,0 19,0 19,0

Источник: Федеральный закон от 30 ноября 2011г. № 370-Φ3 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Специфика положения дел - постоянный рост межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету ФОМС (за три года – на 22,3%), которые предназначаются на оплату учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В их числе оплата услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. руб. и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. руб. соответственно за каждую женщину, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, в сумме 1,0 тыс. руб. за первые шесть месяцев и 1,0 тыс. руб. за вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет и организации услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования РФ бланков родовых сертификатов.

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также дотации из ФФОМС, направляемые в бюджеты ТФОМС ежемесячно.

Страховые услуги ФОМС.По Конвенции № 102 медицинская помощь должна предоставляться в случаях любого болезненного состояния независимо от вызвавшей его причины, а также в случаях беременности, родов и их последствий. В соответствии со ст. 7 Конвенции № 102 медицинская помощь это денежные пособия, выплачиваемые нуждающимся лицам для оплаты медицинских услуг профилактического или лечебного характера. Таким образом, объектом социального обеспечения являются не сами медицинские услуги, а их денежное выражение в виде пособия, призванного компенсировать медицинские расходы.

В системе ОМС России исполняется покрытие расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, предусмотренной Федеральной базовой программой ОМС, по так называемому гарантированному объему бесплатной (страховой) медицинской помощи, которая конкретизируется с помощью территориальных базовых программ ОМС.

Базовая программа ОМС является составной частью Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, ежегодно утверждаемой начиная с 1999 г. постановлениями Правительства РФ.

Перечень видов медицинской помощи, которые медицинские учреждения должны оказывать застрахованным лицам в рамках ОМС, определяется территориальной программой ОМС.

Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению за счет средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС:

1) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

2) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

3) стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации;

4) медицинская помощь, оказываемая в дневных стационарах всех типов.

Кроме того, за счет средств бюджетов всех уровней финансируются дорогостоящие виды помощи, перечень которых утверждается в установленном порядке органом управления здравоохранения субъекта РФ и включает:

– льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, ушное, глазное);

– медицинскую помощь, оказываемую фельдшерско- акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе со СПИДом, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, детскими санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомической экспертизы, отделениями и центрами профпатологии, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией.

Модель Бевериджа.

· трехуровневый тип социальной защиты, закрепляющий за государством обязанности предоставления базовых гарантий социальной защиты всему населению, за работодателем - социальное (профессиональное) страхование наемных работников (в котором частичное участие принимает работник), за работником - дополнительное личное страхование;

· ориентация государственных социальных гарантий на прожиточный минимум, дополнительного профессионального страхования - на замещение (компенсацию) заработка, дополнительного добровольного личного страхования - на реализацию работниками своих личных возможностей в интересах собственной социальной защиты;

· обеспечение государством трех базовых условий жизнедеятельности населения - государственное здравоохранение, предоставление равных возможностей для воспитания детей семьям с разными доходами (пособия на детей) и предотвращение массовой безработицы.

Беверидж полагал, что семейные пособия и национальную службу здравоохранения следует финансировать из госбюджета, а прочие меры социальной защиты – за счет отчислений самих работников и работодателей, а также субсидий государства.

В Великобритании на каждый из институтов социальной защиты (государственное социальное обеспечение, социальное страхование и дополнительное личное страхование) приходится примерно равная доля финансовых ресурсов.

Система здравоохранения и социального обеспечения в Великобритании включает:

· Национальную службу здравоохранения, услуги которой доступны всем гражданам страны, а также проживающим, имеющим статус постоянного жителя;

· социальные службы при местных органах власти (муниципалитетах), обеспечивающих на местах заботу о престарелых, инвалидах, людях с умственными расстройствами, а также о семьях с детьми;

· социальное обеспечение – систему, призванную, во-первых, поддерживать базовый стандарт жизни для людей, которые лишились или не могут найти работу, а, во-вторых, – обеспечивать финансовую помощь семьям и инвалидам.

Все эти организации имеют «прозрачный» бюджет, а их деятельность относится к числу главных приоритетов британского правительства: на их содержание уходит около половины всех правительственных расходов.

Шведская модель. Главные цели - равенство и полная занятость, а сущностные компоненты - универсальная (всеобщая) система социального обеспечения, развитый и значительный по масштабу государственный сектор социальных услуг, политика солидарности в области заработной платы и активная политика занятости.Так, уровень официальной безработицы в течении нескольких десятилетий ниже 2% самодеятельного населения.

Политика солидарности в области заработной платы позволила сократить разницу в доходах между высоко- и низкооплачиваемыми рабочими с 30% в 1960-е гг. до 15% в конце 1980-х гг.Следствие - предприятия, не способные платить предписанные сверху ее высокие ставки, вынуждались к сокращению производства и персонала, либо к банкротству. Высвобождаемая в результате рабочая сила должна была поощряться пособиями на переезд и переквалификацию к трудоустройству в районах перспективного индустриального развития. Так политика солидарности должна была ускорять структурные изменения и экономический рост.

Отличительные черты шведской модели:

· финансирование социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета, прогрессивная шкала налогообложения доходов (изымается до 65% доходов высокодоходных групп населения); приоритет принципов равенства и солидарности в осуществлении социальной политики;

· отраслевое договорное регулирование заработной платы и равномерное распределение доходов;

· активная государственная политика по созданию рабочих мест с целью достижения полной занятости, упреждающий характер мер по недопущению длительной безработицы;

· высокий уровень и общедоступность мер социальной поддержки населения (см. рисунок).

Значительная роль дотаций из госбюджета в систему обязательного социального страхования объясняет активную роль государства в функционировании этой системы, деятельность которой находится под строгим государственным контролем.

Цели швед

Наши рекомендации