Проблемы и значение привлечения инвестиций в Республику Беларусь.
Инвестиционный климат -- совокупность, политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов
Понятие инвестиционного климата включает сл. параметры: Гос. политика в отношении ИИ (соблюдение международных соглашений, прочность гос. институтов, преемственность власти); Экономические условия (общее состояние экономики (подъем, спад, стагнация)) Действующее законодательство о компаниях
Составляющие инвестиционного климата: потенциальные возможности (инвестиционный потенциал ); потенциальные опасности (инвестиционный риск); Законодательная база
Инвестиционный режим включает специальные межгосударственные соглашения о регулировании отношений в связи с ПИИ. Он действует на двусторонней и многосторонней основе. В соглашениях определяются статус иностранных инвестиций, защита их, порядок разрешения споров
Причины низкого уровня зарубежных инвестиций в РБ: несовершенство законодательной базы и налогообложения; экономическая нестабильность: инфляция; отсутствие гарантий в выполнении обязательств; неинтегрированность страны в мировое сообщество; низкий платежеспособный спрос (низкая покупательная способность населения); отсутствие развитого сектора малого предпринимательства; отсутствие надежной банковской системы;
Причины выгодности инвестирования в Республику Беларусь: геополитическое расположение страны (в центре Европы, удобство для внешней экспансии и освоения новых перспективных рынков стран СНГ); высокий уровень подготовки кадров, дешевая рабочая сила; стабильная макроэкономическая ситуация;активизация отношений с международными финансовыми организациями;Рост экспортного потенциала;единое таможенное пространство с Россией;низкие эксплуатационные издержки;развитая научно – техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний;положительный опыт иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов;стабильная внутриполитическая обстановка;защита (законом) прав иностранных инвесторов.
Значение инвестирования для РБ: дополнительный капитал; новые технологии, организационные инновации, современный маркетинг.
Декрет № 10 (август 2009 г.) «О создании дополнительных условий инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»
Меры по улучшению инвестиционного климата и обеспечению устойчивого притока ПИИ: сдерживание инфляции; жесткая монетарная политика; снижение базовой ставки рефинансирования; сокращение перечня товаров, в отношении которых осуществляется регулирование; создание специализированного инвестиционного банка развития.
25 Межд.миграция рабочей силы: понятие, причины, виды, современные тенденции развития. Миграция рабочей силы - это перемещение людских ресурсов через границы опр. территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением, к нему. Выделим основные виды межгос. миграций: - этническая миграция, которая состоит из двух потоков - консолидирующего, т.е. возвращение лиц на свою историческую родину, и дисперсного, т.е. создание тер. ареалов размещения диаспоры данной национальности за рубежами истор. родины: - трудовая миграция различных типов; - переселенческая, которая включает различные виды вынужденных мигрантов (потоки беженцев, в том числе в следствие военных конфликтов, а также по политическим и религиозным мотивам); - маятниковая трудовая миграция в приграничных районах различных стран; - межгос торговая миграция, бизнес-миграция. Обуславливают этот процесс в основном эк. факторы. В их числе: - различия в уровне эк. развития отдельных стран. - неодинаковый уровень заработной платы. -существование хронической. относительно высокой безработицы в развивающихся странах. В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции: - Межд, рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих нац. границы. постепенно вовлекая в этот процесс все новые континенты; - развитие межд. рынка труда приводит к тому, что все более тесно вплетаются в мирохозяйственные связи те страны, которые еще не достигли высокого уровня эк. и техн. развития, следовательно, экспорт рабочей силы для них выступает как своеобразный инструмент участия в межд. эк. отношениях: - происходит освоение рабочей силой стран-доноров современных технологий, передовых приемов труда, что способствует сглаживанию различии в квалификационном уровне населения более развитых и менее развитых стран.
26 Направления и эк последств междунар торг миграции. Совр центры прит раб силы…Миграция трудового населения охватила все континенты, весь мир и стала поистине глобальной.Направления междунар труд миграции:1 миграция из развив и бывших социалистич стран в развитые; 2 миграция в рамках развитых стран; 3 миграция между развивающимися странами; 4 миграция высококвалифицир раб силы из развитых в развив-ся страны.Использование иностранной рабочей силы оказ-т значит влияние на эк-ку как стран–доноров, так и стран–реципиентов, причем это влияние имеет как положит, так и отрицат эффект. положит эффекты от привлеч иностран раб силыдля стран–реципиентов:1.Повышение конкурентосп-ти национал тов вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностран раб силы.2.Мультипликационный эффект (стимулирование иностран раб силой пр-ва и занятости в стране пребывания).3.Экономия на затратах на образование и проф подготовку (при импорте квалифицированной рабочей силы) 4.Увеличение доходов госбюджета из-за роста налогов 5Экономия средств на пенсии, социальные пособия.
К негативным последствиям относятся:1Обострение ситуации на национал рынке труда. Усиление тенденции к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной.2. Увеличение расходов госбюджета вследствие выплат пособий по бедности
Для стран – доноров след выгоды: 1. Экспорт рабочей силы – важный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты.2. Уменьшается давление избыточных труд рес-сов и соц напряжения в стране.3Раб сила бесплатно обучается новым профессион навыкам4. Междунар эк орг-ции и страны – реципиенты участвуют в финансировании соц-эк программ стран-доноров, нацеленных на создание новых раб мест. Негативных последствия:1.Эк ущерб от потери части труд ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте.2. Потеря затрат на общеобразоват и проф подготовку иммигрантов.Современные центры притяжения трудовых ресурсов. Важнейшим центром мирового рынка труда является Западная Европа. Иностранная раб сила в общей чис-ти насел сост от 4% в Великобритании до 57 % в Люксембурге. В целом в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей, без труда которых невозможно было бы функционирование целых отраслей экономики (строительство, автомобилестроение, металлообработка, сфера услуг).В 70-х гг. ХХ в. стремительно сформировался мировой рынок раб силы в р-не нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Здесь работает более 4,5 млн. иностранцев, число местных рабочих сост 2 млн. чел.В этом регионе своеобразным центром миграции стал Израиль. Североамериканский рынок раб силы принадлежит США. В США каждый 10-ый житель страны - иммигрант и иммиграция стала главным фактором прироста населения. Начиная с 50-х гг. проводится политика по привлечению высококвалифицированных кадров и инвесторов. Около половины американских математиков – выходцы из бывшего СССР, а 1/3 лауреатов Нобелевской премии – иммигранты.Еще один международный регион миграции сформировался в Австралии. Здесь занято около 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. с 80-х гг. ХХ в. Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, инвестирующие экономику страны.
главной эк причиной миграции рабочей силы являются различия в условиях оплаты в разных странах и миграция оказывает положительное воздействие на темпы эконом роста в стране, принимающей мигрантов.
27 Миграционная политика. Формы и методы гос. и международного регулирования внешней трудовой миграции. Миграционная политика РБ. Цель межгос. мигр политики -максимизация положительных эффектов межд. миграции, минимизация отрицательных последствий этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. В частности, регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели; - Защита нац. рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, обостряющего проблему занятости.процессов в РБ ведется с 1994г. В РБ трудовая миграция получила развитие в начале перестройки и постепенно наращивала свой потенциал в последующие годы. Лидером по приему мигрантов является Брестская обл, из приграничных районов Украины (около 70%), в основном оседающая в приграничных районах.
Гос. регулирование потоков трудовой миграции осуществляется посредством использования взаимосвязанных мер законодательного, эк. и оперативного характера. Законодательные методы обеспечивают формирование правовой основы разрешающего или запрещающего характера, регулируют общественные отношения, связанные с демографическим развитием общества, и опираются на основной закон страны — Конституцию РБ. Роль государства в регулировании трудовой миграции заключается в определении целей, нац. приоритетов, выработке механизма их реализации, а также создании условий для миграции активной части населения. Привлечение ин. рабочей силы в РБ осуществляется с учетом эк. целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем ин. гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории ин. и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.
28. Интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, экономические последствия (эффекты).
ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integratio - восстановление, восполнение; integer - целый) - объединение в целое каких-либо частей, элементов.
Под МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ понимают процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению их хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ представляет собой переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов стран определенного региона. Она обусловлена тем, что в некоторых регионах мира отдельные страны вступают друг с другом в более интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Условиями и предпосылками такого сближения являются:
1. Экономико-географические: территориальная близость
государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость, способность к взаимной адаптации
и др.
2. Культурно-этнические: близость языка, национальных
культур, традиций, обычаев.
3. Общие исторические корни народов сближающихся
стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то это дает дополнительные преимущества для их сближения.
4. Социально-политические предпосылки. Интеграция стран возможна лишь тогда, когда на это есть политическая воля их руководства и стремление к этому народов, ибо интеграция всегда сопровождается потерей части своего суверенитета.
Целью международной экономической интеграции является создание единого экономического пространства, в рамках которого обеспечивается свобода передвижения товаров, услуг, факторов производства (капитала и рабочей силы). В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся связи, причем не только в экономической, но и в других сферах жизни. Сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран.
Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:
1. Зона свободной торговли (отмена таможенных пошлин в
торговле между странами-участниками интеграционной группировки);
2. Таможенный союз (унификация таможенных пошлин в
отношении третьих стран);
3. Общий рынок (либерализация движения товаров, капиталов, рабочей силы между странами — участниками интеграционной группировки);
4. Экономический союз (координация и унификация внутри-
экономической политики стран-участников, включая переход к
единой валюте);
5. Политический союз (проведение единой внешней политики).
На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль. Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику и т.д.
Развитие экономической интеграции, несомненно, имеет и определенные негативные последствия. Взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, по-разному проявляется в отдельных регионах, в результате чего периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Функционирование зон свободной торговли и либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает угрозу для национальных производителей товаров. Проявляются и другие негативные стороны экономической интеграции.
29 Интеграция в Западной Европе. ЕС: эволюция, механизм функционирования, условия вступления, расширения в современных условиях. Примером регионального интеграционного объединения стран является Европейский Союз в состав которого входят 27 европейских государств с территорией более 4,2 млн кв. км и населением более 484 млн человек. В 1948г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского эк. сотрудничества. В 1949г. был основан Совет Европы. Дальнейшее развитие интеграционного процесса инициировала Франция, предложившая передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному- органу. План создания европейского объединения угля предусматривал установление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для его участников. Осознавая важность данного плана, Италия и страны Бенилюкса выразили желание к нему присоединиться. Итак, история ЕС началась в 1951году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.
В качестве "пропускных критериев" участия в зоне евро были установлены следующие: - Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП. - Государственный долг не более 60% к ВВП. - Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. - Инфляция не более чем на 1,5 процентных пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. - Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики.
30 Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Соглашение между США и Канадой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли было подписано в 1988г., а в 1992г. к нему присоединилась Мексика С 1994т. оно официально вступило в силу. Сегодня НАФТА представляет крупнейшую региональную зону свободной торговли. В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограничений для экспорта и импорта. Создаются условия для свободного движения не только товаров, но и услуг капиталов. профессионально подготовленной рабочей силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите Интел, собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных норм. Участие каждой страны-участницы НАФТА в Соглашении имеет свои экономически обоснованные причины. НАФТА дала возможность США увеличить число рабочих мест за счет наращивания экспортных поставок в Мексику, а также снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность некоторых отраслей американской промышленности за счет перенесения трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику. Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 70% и, наоборот, доля Канады - 20%. НАФТА значительно повысило привлекательность Канады для иностранных инвесторов. одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в экономику партнеров по соглашению. Мексика связывает с НАФТА большие надежды и рассчитывает, резко ускорив темпы и качество экономического роста, через 10— 15 лет приблизиться по уровню социально - эк. развития к промышленно развитым странам.
31 Интеграции в Азиатско-Тих. Регионе (АТЭС). С середины 80-х в Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается значительная интенсификация внутренних потоков товаров, капиталов и финансовой помощи. Как результат этих процессов в 1989г. создано Азиатско-Тихоокеанские экономическое сообщество (АТЭС), котороевключает следующие страны: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию. Россию, Вьетнам и Перу. АТЭС ставит задачу поэтапного создания зоны свободной торговли и инвестиций. К 2010г. - для развитых стран региона, к 2020г. - для развивающихся стран. Россия была принята в члены организации в 1997г. Без участия в АТЭС Россия была бы изолированной от этого наиболеединамичного района мира. Более того,под угрозой мог бы оказаться и контроль России над Сибирью. В настоящее время на долю стран АТЭС приходится 10% российской внешней торговли, а без учета США и Канады - 5%. Внимание к региону определяется тем, что в последнюю, четверть века он неизменно оставался наиболее динамично развивающимся районом мира. Модернизация инфраструктуры и перестройка промышленной базы, увеличение внутреннего потребительского спроса за счет расширения собственного среднего слоя населения способствовали росту производства, стимулировали появление нетрадиционных перспективных рынков, трансформировали региональные товаропотоки, содействовали оживлению инвестиционных и технологических обменов. Большим потрясением для АТР, да и всего мира, были позиция КНДР в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия. С одной стороны, японское руководство заявило, что если у Северной Кореи будет свое ядерное оружие, то оно будет считать себя свободным от всех закрепленных в конституции и определенных международно-правовымн документами ограничений в сфере вооружении. Различия во взглядах на возможное членство России в АТР, существующие между участниками этой организации, нетрудно объяснять и понять. Сложнее понята позицию самой России. С одной стороны, политика России в отношении АТР значительно активизировалась. В 1992-1994гг. состоялась серия визитов российского руководства во многие страны региона. В ходе визитов Президента России Ельцина в Республику Корея, КНР и Японию, а также во "внешнеполитической концепции Российской Федерации" сформулирован курс России в АТР. Начиная с 1992г. российский министр иностранных дел начал принимать участие в работе расширенного совещания министров иностранных дел стран АСЕАН. Россия вступила в ряд неправительственных региональных организаций. Она поддержала позицию высших руководителей семи развитых стран, которые на своей встрече в Токио в 1993г. высказались в пользу создания переговорного механизма контроля за политическим решением конфликтов в АТР.