Проблемы и значение привлечения инвестиций в Республику Беларусь.

Инвестиционный климат -- совокупность, политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов

Понятие инвестиционного климата включает сл. параметры: Гос. политика в отношении ИИ (соблюдение международных соглашений, прочность гос. институтов, преемственность власти); Экономические условия (общее состояние экономики (подъем, спад, стагнация)) Действующее законодательство о компаниях

Составляющие инвестиционного климата: потенциальные возможности (инвестиционный потенциал ); потенциальные опасности (инвестиционный риск); Законодательная база

Инвестиционный режим включает специальные межгосударственные соглашения о регулировании отношений в связи с ПИИ. Он действует на двусторонней и многосторонней основе. В соглашениях определяются статус иностранных инвестиций, защита их, порядок разрешения споров

Причины низкого уровня зарубежных инвестиций в РБ: несовершенство законодательной базы и налогообложения; экономическая нестабильность: инфляция; отсутствие гарантий в выполнении обязательств; неинтегрированность страны в мировое сообщество; низкий платежеспособный спрос (низкая покупательная способность населения); отсутствие развитого сектора малого предпринимательства; отсутствие надежной банковской системы;

Причины выгодности инвестирования в Республику Беларусь: геополитическое расположение страны (в центре Европы, удобство для внешней экспансии и освоения новых перспективных рынков стран СНГ); высокий уровень подготовки кадров, дешевая рабочая сила; стабильная макроэкономическая ситуация;активизация отношений с международными финансовыми организациями;Рост экспортного потенциала;единое таможенное пространство с Россией;низкие эксплуатационные издержки;развитая научно – техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний;положительный опыт иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов;стабильная внутриполитическая обстановка;защита (законом) прав иностранных инвесторов.

Значение инвестирования для РБ: дополнительный капитал; новые технологии, организационные инновации, современный маркетинг.

Декрет № 10 (август 2009 г.) «О создании дополнительных условий инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»

Меры по улучшению инвестиционного климата и обеспечению устойчивого притока ПИИ: сдерживание инфляции; жесткая монетарная политика; снижение базовой ставки рефинансирования; сокращение перечня товаров, в отношении которых осуществляется регулирование; создание специализированного инвестиционного банка развития.

25 Межд.миграция рабочей силы: понятие, причины, виды, современные тенденции развития. Миграция рабочей силы - это перемещение людских ресурсов через границы опр. территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением, к нему. Выделим основные виды межгос. миграций: - этническая миграция, которая состоит из двух потоков - консолидирующего, т.е. возвращение лиц на свою историческую родину, и дисперсного, т.е. создание тер. ареалов размещения диаспоры данной национальности за рубежами истор. родины: - трудовая миграция различных типов; - переселенческая, которая включает различные виды вынужденных мигрантов (потоки беженцев, в том числе в следствие военных конфликтов, а также по политическим и религиозным мотивам); - маятниковая трудовая миграция в приграничных районах различных стран; - межгос торговая миграция, бизнес-миграция. Обуславливают этот процесс в основном эк. факторы. В их числе: - различия в уровне эк. развития отдельных стран. - неодинаковый уровень заработной платы. -существование хронической. относительно высокой безработицы в развивающихся странах. В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции: - Межд, рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих нац. границы. постепенно вовлекая в этот процесс все новые континенты; - развитие межд. рынка труда приводит к тому, что все более тесно вплетаются в мирохозяйственные связи те страны, которые еще не достигли высокого уровня эк. и техн. развития, следовательно, экспорт рабочей силы для них выступает как своеобразный инструмент участия в межд. эк. отношениях: - происходит освоение рабочей силой стран-доноров современных технологий, передовых приемов труда, что способствует сглаживанию различии в квалификационном уровне населения более развитых и менее развитых стран.

26 Направления и эк последств междунар торг миграции. Совр центры прит раб силы…Миграция трудового населения охватила все континенты, весь мир и стала поистине глобальной.Направления междунар труд миграции:1 миграция из развив и бывших социалистич стран в развитые; 2 миграция в рамках развитых стран; 3 миграция между развивающимися странами; 4 миграция высококвалифицир раб силы из развитых в развив-ся страны.Использование иностранной рабочей силы оказ-т значит влияние на эк-ку как стран–доноров, так и стран–реципиентов, причем это влияние имеет как положит, так и отрицат эффект. положит эффекты от привлеч иностран раб силыдля стран–реципиентов:1.Повышение конкурентосп-ти национал тов вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностран раб силы.2.Мультипликационный эффект (стимулирование иностран раб силой пр-ва и занятости в стране пребывания).3.Экономия на затратах на образование и проф подготовку (при импорте квалифицированной рабочей силы) 4.Увеличение доходов госбюджета из-за роста налогов 5Экономия средств на пенсии, социальные пособия.

К негативным последствиям относятся:1Обострение ситуации на национал рынке труда. Усиление тенденции к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной.2. Увеличение расходов госбюджета вследствие выплат пособий по бедности

Для стран – доноров след выгоды: 1. Экспорт рабочей силы – важный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты.2. Уменьшается давление избыточных труд рес-сов и соц напряжения в стране.3Раб сила бесплатно обучается новым профессион навыкам4. Междунар эк орг-ции и страны – реципиенты участвуют в финансировании соц-эк программ стран-доноров, нацеленных на создание новых раб мест. Негативных последствия:1.Эк ущерб от потери части труд ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте.2. Потеря затрат на общеобразоват и проф подготовку иммигрантов.Современные центры притяжения трудовых ресурсов. Важнейшим центром мирового рынка труда является Западная Европа. Иностранная раб сила в общей чис-ти насел сост от 4% в Великобритании до 57 % в Люксембурге. В целом в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей, без труда которых невозможно было бы функционирование целых отраслей экономики (строительство, автомобилестроение, металлообработка, сфера услуг).В 70-х гг. ХХ в. стремительно сформировался мировой рынок раб силы в р-не нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Здесь работает более 4,5 млн. иностранцев, число местных рабочих сост 2 млн. чел.В этом регионе своеобразным центром миграции стал Израиль. Североамериканский рынок раб силы принадлежит США. В США каждый 10-ый житель страны - иммигрант и иммиграция стала главным фактором прироста населения. Начиная с 50-х гг. проводится политика по привлечению высококвалифицированных кадров и инвесторов. Около половины американских математиков – выходцы из бывшего СССР, а 1/3 лауреатов Нобелевской премии – иммигранты.Еще один международный регион миграции сформировался в Австралии. Здесь занято около 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. с 80-х гг. ХХ в. Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, инвестирующие экономику страны.

главной эк причиной миграции рабочей силы являются различия в условиях оплаты в разных странах и миграция оказывает положительное воздействие на темпы эконом роста в стране, принимающей мигрантов.

27 Миграционная политика. Формы и методы гос. и международного регулирования внешней трудовой миграции. Миграционная политика РБ. Цель межгос. мигр политики -максимизация положительных эффектов межд. миграции, минимизация отрицательных последствий этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. В частности, регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели; - Защита нац. рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, обостряющего проблему занятости.процессов в РБ ведется с 1994г. В РБ трудовая миграция получила развитие в начале перестройки и постепенно наращивала свой потенциал в последующие годы. Лидером по приему мигрантов является Брестская обл, из приграничных районов Украины (около 70%), в основном оседающая в приграничных районах.

Гос. регулирование потоков трудовой миграции осуществляется посредством использования взаимосвязанных мер законодательного, эк. и оперативного характера. Законодательные методы обеспечивают формирование правовой основы разрешающего или запрещающего характера, регулируют общественные отношения, связанные с демографическим развитием общества, и опираются на основной закон страны — Конституцию РБ. Роль государства в регулировании трудовой миграции заключается в определении целей, нац. приоритетов, выработке механизма их реализации, а также создании условий для миграции активной части населения. Привлечение ин. рабочей силы в РБ осуществляется с учетом эк. целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем ин. гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории ин. и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

28. Интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, экономические последствия (эффекты).

ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integratio - восстановление, воспол­нение; integer - целый) - объединение в целое каких-либо час­тей, элементов.

Под МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕС­КОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ понимают процесс экономического вза­имодействия стран, приводящий к сближению их хозяйствен­ных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударствен­ными органами. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ представ­ляет собой переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов стран определенного региона. Она обусловлена тем, что в некоторых регионах мира отде­льные страны вступают друг с другом в более интенсивные эко­номические отношения, чем с другими странами. Условиями и предпосылками такого сближения являются:

1. Экономико-географические: территориальная близость
государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость, способность к взаимной адаптации
и др.

2. Культурно-этнические: близость языка, национальных
культур, традиций, обычаев.

3. Общие исторические корни народов сближающихся
стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то это дает дополнительные преимущества для их сближения.

4. Социально-политические предпосылки. Интеграция стран возможна лишь тогда, когда на это есть политическая воля их руководства и стремление к этому народов, ибо интеграция всегда сопровождается потерей части своего суверенитета.

Целью международной экономической интеграции является создание единого экономического пространства, в рамках ко­торого обеспечивается свобода передвижения товаров, услуг, факторов производства (капитала и рабочей силы). В резуль­тате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся связи, причем не только в экономической, но и в других сферах жизни. Сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран.

Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

1. Зона свободной торговли (отмена таможенных пошлин в
торговле между странами-участниками интеграционной группировки);

2. Таможенный союз (унификация таможенных пошлин в
отношении третьих стран);

3. Общий рынок (либерализация движения товаров, капиталов, рабочей силы между странами — участниками интеграци­онной группировки);

4. Экономический союз (координация и унификация внутри-
экономической политики стран-участников, включая переход к
единой валюте);

5. Политический союз (проведение единой внешней поли­тики).

На каждой из этих ступеней устраняются определенные эко­номические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграцион­ного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффектив­ности деятельности фирм и понижения государственных рас­ходов на таможенный контроль. Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприят­ные условия для фирм стран — участниц экономической интег­рации, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий разви­тия наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рын­ке труда, проводить научно-техническую политику и т.д.

Развитие экономической интеграции, несомненно, имеет и определенные негативные последствия. Взаимодействие наци­ональных хозяйств происходит с разной степенью интенсив­ности, по-разному проявляется в отдельных регионах, в резуль­тате чего периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Функционирование зон свободной торговли и либерализация импорта усиливают кон­куренцию на внутреннем рынке, что создает угрозу для нацио­нальных производителей товаров. Проявляются и другие нега­тивные стороны экономической интеграции.

29 Интеграция в Западной Европе. ЕС: эволюция, механизм функционирования, условия вступления, расширения в современных условиях. Примером регионального интеграционного объединения стран является Европейский Союз в состав которого входят 27 европейских государств с территорией более 4,2 млн кв. км и населением более 484 млн человек. В 1948г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского эк. сотрудничества. В 1949г. был основан Совет Европы. Дальнейшее развитие интеграционного процесса инициировала Франция, предложившая передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному- органу. План создания европейского объединения угля предусматривал установление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для его участников. Осознавая важность данного плана, Италия и страны Бенилюкса выразили желание к нему присоединиться. Итак, история ЕС началась в 1951году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.

В качестве "пропускных критериев" участия в зоне евро были установлены следующие: - Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП. - Государственный долг не более 60% к ВВП. - Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. - Инфляция не более чем на 1,5 процентных пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. - Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики.

30 Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Соглашение между США и Канадой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли было подписано в 1988г., а в 1992г. к нему присоединилась Мексика С 1994т. оно официально вступило в силу. Сегодня НАФТА представляет крупнейшую региональную зону свободной торговли. В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограничений для экспорта и импорта. Создаются условия для свободного движения не только товаров, но и услуг капиталов. профессионально подготовленной рабочей силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите Интел, собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных норм. Участие каждой страны-участницы НАФТА в Соглашении имеет свои экономически обоснованные причины. НАФТА дала возможность США увеличить число рабочих мест за счет наращивания экспортных поставок в Мексику, а также снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность некоторых отраслей американской промышленности за счет перенесения трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику. Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 70% и, наоборот, доля Канады - 20%. НАФТА значительно повысило привлекательность Канады для иностранных инвесторов. одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в экономику партнеров по соглашению. Мексика связывает с НАФТА большие надежды и рассчитывает, резко ускорив темпы и качество экономического роста, через 10— 15 лет приблизиться по уровню социально - эк. развития к промышленно развитым странам.

31 Интеграции в Азиатско-Тих. Регионе (АТЭС). С середины 80-х в Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается значительная интенсификация внутренних потоков товаров, капиталов и финансовой помощи. Как результат этих процессов в 1989г. создано Азиатско-Тихоокеанские экономическое сообщество (АТЭС), котороевключает следующие страны: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию. Россию, Вьетнам и Перу. АТЭС ставит задачу поэтапного создания зоны свободной торговли и инвестиций. К 2010г. - для развитых стран региона, к 2020г. - для развивающихся стран. Россия была принята в члены организации в 1997г. Без участия в АТЭС Россия была бы изолированной от этого наиболеединамичного района мира. Более того,под угрозой мог бы оказаться и контроль России над Сибирью. В настоящее время на долю стран АТЭС приходится 10% российской внешней торговли, а без учета США и Канады - 5%. Внимание к региону определяется тем, что в последнюю, четверть века он неизменно оставался наиболее динамично развивающимся районом мира. Модернизация инфраструктуры и перестройка промышленной базы, увеличение внутреннего потребительского спроса за счет расширения собственного среднего слоя населения способствовали росту производства, стимулировали появление нетрадиционных перспективных рынков, трансформировали региональные товаропотоки, содействовали оживлению инвестиционных и технологических обменов. Большим потрясением для АТР, да и всего мира, были позиция КНДР в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия. С одной стороны, японское руководство заявило, что если у Северной Кореи будет свое ядерное оружие, то оно будет считать себя свободным от всех закрепленных в конституции и определенных международно-правовымн документами ограничений в сфере вооружении. Различия во взглядах на возможное членство России в АТР, существующие между участниками этой организации, нетрудно объяснять и понять. Сложнее понята позицию самой России. С одной стороны, политика России в отношении АТР значительно активизировалась. В 1992-1994гг. состоялась серия визитов российского руководства во многие страны региона. В ходе визитов Президента России Ельцина в Республику Корея, КНР и Японию, а также во "внешнеполитической концепции Российской Федерации" сформулирован курс России в АТР. Начиная с 1992г. российский министр иностранных дел начал принимать участие в работе расширенного совещания министров иностранных дел стран АСЕАН. Россия вступила в ряд неправительственных региональных организаций. Она поддержала позицию высших руководителей семи развитых стран, которые на своей встрече в Токио в 1993г. высказались в пользу создания переговорного механизма контроля за политическим решением конфликтов в АТР.

Наши рекомендации