Понятие органов и агентов валютного контроля, особенности их взаимодействия
Валютный контроль как особый элемент механизма валютного регулирования отличается своей субъектной стороной. Если валютное регулирование осуществляется органами валютного регулирования, т.е. его субъектная сторона выглядит как одноуровневая, то аналогичная сторона валютного контроля имеет три уровня. В соответствии с Законом эти уровни представлены: 1) Правительством РФ; 2) органами валютного контроля; 3) агентами валютного контроля.
Правительство РФ здесь выполняет особую функцию: координирует деятельность органов валютного контроля и взаимодействие его агентов. Осуществлением валютного контроля непосредственно занимаются органы и агенты. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:
· издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, которые не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций;
· проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
· производит проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
· запрашивать и получать документы и информацию, которые связанны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
· применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля.[19]
Полномочия между органами валютного контроля разделены таким образом, что Центральный банк РФ осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за валютными операциями иных резидентов и нерезидентов.
Функция Центрального банка РФ (Банка России) по осуществлению валютного контроля закреплена среди ряда других направлений деятельности этого государственного органа в ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[20]. Согласно этой статье, Банк России «организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ». В ст. 54 данного Закона Банк России определяется как орган валютного контроля, осуществляющий функции валютного контроля в соответствии с Законом о валютном регулировании и иными федеральными законами.
В Законе о валютном регулировании в качестве органа валютного контроля напрямую определен только Центральный банк РФ. Другой федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов РФ, - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) – получил полномочия органа валютного контроля опосредованно – через принятие Правительством РФ соответствующего решения. Оно было оформлено Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2014 № 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора")[21].
В субъектах Федерации органы валютного контроля выполняют свои функции через свои территориальные органы – учреждения банка России по субъекту Федерации и территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
В качестве органа валютного контроля Росфиннадзор:
· осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции службы;
· в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
· осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;
· обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации.[22]
Агентами валютного контроля являются: 1) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ; 2) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»; 3) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные рынки участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 4) таможенные органы; 5) налоговые органы.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг, участвующие в валютном контроле, это организации, основное направление деятельности которых связанно с учетом ценных бумаг. В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[23] к таким организациям относятся депозитарии и регистраторы. Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету перехода прав на ценные бумаги. Регистраторы осуществляют сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Как несложно заметить, в осуществлении контрольных действий государства принимают участие не только государственные органы – таможенные и налоговые службы, но и негосударственные организации – коммерческие банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг. Это ставит данные организации в двойственное положение. С одной стороны, они, являясь по своей природе экономическими субъектами, имеют собственные интересы, связанные с максимизацией прибыли, в том числе при осуществлении валютных операций, участвуют в конкурентной борьбе на соответствующих рынках за привлечение клиентуры, что особенно характерно для коммерческих банков. С другой стороны, негосударственные организации должны принимать участие, нередко в ущерб собственным интересам, в обеспечении интересов государства, неся при этом соответствующую ответственность.
Данное обстоятельство усложняет и деятельность коммерческих структур, и осуществление валютного контроля. Тем не менее, как показывает мировая и отечественная практика, без привлечения коммерческих банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг государство не может полноценно контролировать применение им установленных ограничений. Коммерческие банки, производя расчеты в иностранной валюте, которые сопровождают различные валютные операции, обслуживающие внешнеэкономические сделки, являются единственным обладателем необходимой для осуществления валютного контроля информацией. Точно так же депозитарии и регистраторы обладают первичной информацией о движении ценных бумаг, составляющих валютные ценности, операции с которыми подлежат валютному контролю. Необходимость участия в нем Внешэкономбанка обусловлена аналогичным обстоятельством: данная государственная корпорация ведет учет движения государственных внешних ценных бумаг.
Особое место в составе агентов валютного контроля занимают налоговые и таможенные органы, выполняющие значительный объем работы по осуществлению контролирующих действий во внешнеэкономической сфере в пределах установленной компетенции.
Федеральная налоговая служба обеспечивает валютный контроль:
· внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги, интеллектуальная собственность);
· обоснованность расчетов платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории РФ;
· полноты поступления в РФ выручки от экспорта работ, услуг, интеллектуальной деятельности. [24]
Федеральная таможенная служба (ФТС) осуществляет валютный контроль, связанный с экспортом и импортом товаров, а также трансграничным перемещением валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг.
Агенты валютного контроля в отличии от его органов обладают более низким уровнем компетенции. Они не имеют права выдавать предписания об установлении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования, а так же применять установленные законодательством РФ меры ответственности за допущенные нарушения.
Исходя из места в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которое таможенные органы занимают, их функции как агентов валютного контроля ограничиваются по преимуществу контролирующими действиями в отношении валютных операций резидентов и нерезидентов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
К этим операциям применяются валютные ограничения, требующие: 1) получение резидентами от нерезидентов в сроки, предусмотренные экспортными контрактами, на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающиеся за переданные нерезидентом товары; 2) возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами в соответствии с импортными контрактами, за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары. Поэтому таможенные органы направляют основные усилия на обеспечение действий данных ограничений. Кроме того, в их компетенцию входит контроль соблюдения эквивалентности и сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок, за действием ограничений, касающихся трансграничных операций, а также контроль за соблюдением законности валютных операций, сопровождающих внешнеторговые сделки, порядка и сроков оформления паспортов сделок.
В осуществлении валютного контроля принимают участие все уровни системы таможенных органов РФ посредством выполнения определенных функций их специализированными подразделениями.
На уровне Центрального аппарата ФТС этим занимается Управление торговых ограничений, экспортного и валютного контроля. Оно обеспечивает формирование и совершенствование ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля, представляет интересы ФТС в государственных и иных органах при рассмотрении вопросов валютного контроля, входящих в компетенцию таможенной службы, осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов, связанной с валютным контролем, контролирует выполнение нижестоящими таможенными органами своих функций, организует информационный обмен, в том числе межведомственный. [25]
Полномочия регионального таможенного управления (РТУ) в сфере валютного контроля определяются Общим положением о региональном таможенном управлении, утвержденным Приказом ФТС РФ от 12.01.2005 г. № 7. Эти полномочия состоят в осуществлении:
· валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
· контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок;
· контроля валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу России;
· координации и контроля деятельности подчиненных таможенных органов;
· взаимодействие с органами и другими агентами валютного контроля, в обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов.[26]
В региональном таможенном управлении функции валютного контроля выполняются отделом валютного контроля. Основное содержание его деятельности определяется Приказом ФТС РФ от 03.03.2011 № 478 (ред. от 05.04.2013) "Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов" и состоит в следующем:
· организация и осуществление в регионе деятельности РТУ валютного и государственного контроля внешнеторговых бартерных сделок;
· организация проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства РФ о государственном контроле внешнеторговых бартерных сделок и анализе результатов проведения проверок;
· возбуждение дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ о административных правонарушениях (КоАП РФ) и осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренным КоАП РФ;
· анализе деятельности подчиненных таможенных органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства РФ о государственном контроле внешнеторговых бартерных сделок;
· взаимодействие с органами и агентами валютного контроля, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по вопросам валютного контроля, обеспечении взаимодействия с ними подчиненных органов;
· разработке проектов профилей риска, методическом руководстве деятельностью подразделений подчиненных таможенных органов по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела;
· обобщении и анализе статистических данных о результатах валютного контроля, формировании отчетности, связанной с выполнением таможенными органами региона своих функций, и направлении ее в ФТС по установленным формам и в установленные сроки;
· рассмотрении в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам валютного контроля, осуществляемого таможенными органами региона, и др.[27]
Значительный объем работы по осуществлению валютного контроля приходиться на таможню. На таможнях высшей и первой категории эта работа выполняется отделами валютного контроля, на таможнях второй категории – отделами контроля таможенной стоимости и валютного контроля. При этом данные подразделения выполняют в пределах своей компетенции широкий круг функций, которые также определенны Приказом ФТС РФ №478. Вот их основной перечень:
· принятие решений по вопросам валютного контроля и контроля внешнеторговых бартерных сделок, возникающим в ходе таможенного оформления и таможенного контроля;
· проведение контроля соблюдения структурными подразделениями таможни, подчиненными таможенными постами порядка осуществления валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками;
· организация и проведение проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, законодательства РФ о регулировании внешнеторговых бартерных сделок и анализ результатов проверок;
· возбуждение дел об административных правонарушениях (АП) в соответствии с КоАП РФ, а также направление протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами валютного отдела в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ, для рассмотрения в уполномоченные органы;
· осуществление мероприятий по реализации системы управления рисками в рамках изданных профилей риска по вопросам валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, а также организация работы по анализу данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела;
· формирование и анализ электронных баз данных, обеспечивающих деятельность отдела и учет его результатов;
· учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу РФ физическими и юридическими лицами валюты РФ, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме;
· учет и систематизация карточек с образцами оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, а также доведение их до подчиненных таможенных постов;
· анализ деятельности структурных подразделений таможни, подчиненных таможенных постов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
· подготовка и представление в РТУ в соответствии с установленным порядком требуемых статистических и отчетных данных о деятельности таможни по осуществлению валютного контроля и контроля внешнеторговых бартерных сделок;
· рассмотрение в пределах своей компетенции обращение физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
· разработка мероприятий, направленных на предотвращение и устранение нарушений валютного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок.[28]
Таможенные посты – низший уровень организации таможенной системы РФ – участвуют в осуществлении валютного контроля в ходе выполнения их должностными лицами своих основных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств при пересечении ими таможенной границы РФ.
Итак, являясь агентом валютного контроля, таможенные органы осуществляют деятельность в данном качестве на системной основе, посредством четкого распределения компетенции по различным уровням своей организации, обеспечивая тем самым выполнение в полной мере функции, установленной Законом о валютном регулировании.