Поволжский институт УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поволжский институт УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 080115.65 Таможенное дело
Специализация «Таможенные платежи и валютное регулирование»
Выпускающая кафедра экономики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯРАБОТА)
на тему:
«Совершенствование организации валютного контроля в Российской Федерации»
Автор работы:
студент 5 курса
очной формы обучения
Лазутина Дарья Валерьевна
________________________
Научный руководитель работы:
кандидат экономических наук, доцент
Малеин Виктор Михайлович
________________________
Заведующий кафедрой:
Профессор кафедры экономики, доктор экономических наук
Герасимова Валентина Владимировна
_______________________
Саратов 2014 г.
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Основы организации валютного контроля в РФ.. 7
1.1 Основные этапы эволюции валютного контроля в РФ.. 7
1.2 Нормативно – правовые и информационные основы валютного контроля 14
1.3 Понятие органов и агентов валютного контроля, особенности их взаимодействия. 21
Глава 2 Анализ современной ситуации организации валютного контроля. 31
2.1 Деятельность территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области в сфере валютного контроля 31
2.2. Проблемы действующей системы организации валютного контроля и пути ее совершенствования. 41
Заключение. 51
Библиографический список. 55
Введение
Становление российской экономики, развитие внешнеэкономической деятельности страны невозможны без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок. Являясь формой организации движения валютных ценностей в Российской Федерации (РФ), валютный рынок в последние годы развивался быстрыми темпами: появились новые уполномоченные банки, валютные биржи, валютные отделы на фондовых биржах, широкая сеть обменных пунктов, растет объем валютной выручки предприятий от экспорта товаров, работ и услуг.
При изучении сущности валютного контроля необходимо выявление причин, условий и факторов, приводящих к изменению валютной политики в стране, и выработки на этой основе предложений по созданию комплексной системы валютного контроля, адекватной происходящим переменам в экономической ситуации в России.
Актуальность темы дипломной работы имеет две временные перспективы, связанные с необходимостью совершенствования системы валютного контроля на данном историческом этапе, и в то же время подготовки ее реформирования для следующей ступени развития отечественной финансовой системы. Так актуальность в краткосрочной перспективе обусловлена решением имеющихся проблем, связанных с утечкой капитала за рубеж и с необходимостью изменения и дополнения норм ответственности за противоправные деяния в области валютного законодательства, совершенствованием отдельных вопросов осуществления валютного контроля и корректировкой правовой регламентации деятельности его субъектов, тогда как актуальность в перспективе системного институционального реформирования вызвана необходимостью изменения форм и методов осуществления валютного контроля, создания иных институтов его осуществления, придающих новые черты всей внешнеэкономической деятельности.
Два этапа реформы валютного контроля прошли в России в 1991 и 2003 годах, создав систему валютного контроля, являющуюся инструментом денежно-кредитной политики, элементом механизма финансовой системы страны, систему, носящую в основном фискальные функции, главным направлением которой является наказание, а основной формой осуществления - последующий контроль. Необходим анализ проведенных реформ с целью формирования выводов и определения приоритетов и способов совершенствования системы валютного контроля в Российской Федерации.
Произошедшие на данный момент изменения валютного законодательства в целом соответствуют ситуации, сложившейся в экономике страны. Однако необходимо действовать на опережение, совершенствуя систему валютного контроля не под влиянием уже изменившейся ситуации, а предвидя указанные изменения, и опоздание в этом процессе недопустимо, ведь оно ведет к замедлению в развитии как внешнеэкономической деятельности, так и финансовой системы страны в целом.
Продолжающееся становление отечественных финансово-правовых институтов, одним из которых является валютный контроль, диктует необходимость исследования данной темы с целью определения приоритетов развития, отвечающих не только реалиям настоящего, но во многом предопределяющих реалии будущих периодов, с учетом интересов участников внешнеэкономической деятельности и, в то же время защиты интересов государства в процессе формирования внешнеторгового и платежного балансов страны и осуществления государственной функции валютного регулятора, с общей направленностью на предотвращение совершения административных правонарушений в сфере экономики и создание эффективных барьеров на пути утечки капиталов из страны.
Многогранный характер темы исследования вызвал необходимость обращения к различным областям знаний, а именно, к работам как юридического, так и экономического характера.
В течение продолжительного времени валютный контроль был не популярен в качестве объекта научных исследований, так как действующая в стране валютная монополия возводила валютный контроль в абсолют и практически исключала это понятие.
Исследованию современной системы валютного регулировании и контроля в России посвящены труды В. И. Панченко., А. Г. Наговицина, Ю. В. Симионова и других. В публицистической литературе часто можно встретить авторские статьи и интервью со старшим партнером «Пепеляев Групп», кандидатом юридических наук И. В. Хаменушко. Именно на них было обращено особое внимание при рассмотрении недостатков современной организации валютного контроля.
Целью данной работы является комплексное изучение институциональных основ валютного контроля в РФ, выявление ключевых проблем в данной сфере и предложение путей их решения.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы эволюции валютного контроля в РФ.
2. Изучить нормативно-правовые и информационные основы валютного контроля.
3. Проанализировать понятие органов и агентов валютного контроля, особенности их взаимодействия.
4. Изучить деятельность территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области в сфере валютного контроля.
5. Выявить проблемы действующей системы организации валютного контроля и пути ее совершенствования.
Объектом изучения является система валютного контроля в РФ.
Предметом изучения выступает правовое положение и взаимодействие органов и агентов, а также методы и формы осуществления ими валютного контроля.
Методологической базой исследования стал системный подход к анализу контроля за валютными операциями. В работе использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, аналогия).
Нормативно – информационной базой исследования послужили нормативные акты Российской Федерации, данные Центрального Банка РФ, Федеральной службы финансово – бюджетного надзора, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, федеральной таможенной службы.
Первая глава дипломной работы является теоретической и содержит систематизированное изложение основ организации валютного контроля в Российской Федерации.
Во второй главе содержится анализ статистических данных Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области в сфере валютного контроля, выявлены проблемы действующей системы организации валютного контроля и предложены возможные пути ее совершенствования.
Таблица 1.
Деятельность территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области в сфере валютного контроля
Территориальное управление Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской областиосуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
· осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов; за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
· является получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального управления и реализацию возложенных на территориальное управление функций;
· осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· участвует в формировании и ведении единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
· оказывает методологическую помощь контрольным и финансовым органам исполнительной власти Саратовской области и органам местного самоуправления по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.[29]
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право:
· проводить в установленном порядке ревизии и проверки;
· проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
· проверять соблюдение органами финансового контроля органов государственной власти Саратовской области, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
· проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
· осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами в ходе проведения контрольных и надзорных мероприятий, а также реализации материалов ревизий и проверок;
· запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции территориального управления вопросам, в том числе связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
· осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.[30]
Территориальное управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Руководитель территориального управления организует его деятельность и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальное управление задач и функций. Руководитель территориального управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области за 2013 год проведено 157 ревизий и проверок, в том числе две проверки устранения нарушений.
Общее количество ревизий и проверок, которыми выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере - 109 (70,32 % от общего числа ревизий). Из них 67 - в использовании средств федерального бюджета (61,47% от общего количества результативных проверок).
По данным УФК по Саратовской области (письмо № 60-10-16/04-225 от «24» января 2013 г.) общее количество получателей средств федерального бюджета в Саратовской области по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 176. Ревизиями и проверками охвачено 65 получателей средств федерального бюджета (36,93%).
Общая сумма проверенных средств составила 51 202 852,747 тыс. рублей, из них проверено:
· средств федерального бюджета – 40 302 747,007 тыс. рублей (независимо от года финансирования);
· средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов - 4 539 719,540 тыс. рублей;
· средств, полученных от приносящей доход деятельности - 1 139 129,356 тыс. рублей;
· средств государственных внебюджетных фондов (без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) – 142 229,777 тыс. рублей;
· средств, выделенных территориальным государственным внебюджетным фондам из бюджетов государственных внебюджетных фондов в виде межбюджетных трансфертов – 1 435 227,176 тыс. рублей;
· средств, выделенных бюджетам субъектов из бюджетов государственных внебюджетных фондов в виде межбюджетных трансфертов – 1 646 541,351 тыс.рублей;
· средств, выделенных бюджетам муниципальных образований из бюджетов государственных внебюджетных фондов в виде межбюджетных трансфертов – 262 159,814 тыс. рублей;
· прочих средств, выделенных из бюджетов государственных внебюджетных фондов в виде межбюджетных трансфертов - 968 811,150 тыс. рублей;
· прочих средств (без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) – 766 287,576 тыс. рублей.[31]
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 10 895 757,506 тыс. рублей, в том числе в использовании средств федерального бюджета – на сумму 8 053 495,317 тыс. рублей, что составляет 19,98 % от проверенных средств, а также в использовании средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, - на сумму 2 517 083,738 тыс. рублей (табл. 2).
Таблица 2.
Заключение
С введением Закона РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" начался новый этап развития экономики.
На сегодняшний день в Российской Федерации в основном завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.
Валютный контроль представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основные направления валютного контроля следующие:
· определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
· проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
· проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
· проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в РФ осуществляют специальные органы и агенты валютного контроля. К основным полномочиям органов и агентов валютного контроля относятся: издание нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; контроль за соответствием проводимых на территории России валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений; определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям.
Повышение эффективности методов валютного контроля не зависит напрямую от количества проведенных проверок или количества взысканных административных штрафов. Напротив, излишнее административное давление на хозяйствующих субъектов экономики России негативно влияет на стабильность финансово-кредитной системы, состояние финансового рынка, а также инвестиционный климат в стране.
В связи с необходимостью сбалансированного подхода к вышеуказанной проблеме Федеральной службой непрерывно осуществляется методологическое сопровождение контрольно-надзорной работы территориальных управлений. В рамках этой работы разработаны и доведены до территориальных управлений «Методические рекомендации по производству по делам об административных правонарушениях в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования», информационные материалы по вопросам внешнеторговой деятельности.
Также, Федеральной службой на постоянной основе проводится методическая работа по обращениям территориальных управлений за разъяснением положений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.
Существующая система валютного регулирования и валютного контроля строится на принципах приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, и какие-то изменения и кризисы в одной стране будут отражаться в той или иной мере на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит не только экономический характер, но и политический. Поэтому политика государства в области экспортного контроля должна быть максимально взвешенной: не слишком давить на экспортеров, но и одновременно не давать возможность перекачивать капитал заграницу.
В настоящее время в связи с устойчивым экономическим ростом и улучшением платежного баланса страны система валютного регулирования претерпевает значительные изменения, направленные на либерализацию норм валютного регулирования с одновременным усилением системы валютного контроля, в том числе системы учета и отчетности по валютным операциям.
В связи с этим предлагается внести ряд изменения в валютное законодательство и организацию валютного контроля. А именно:
· снизить минимальный предел штрафа в санкции ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ;
· упорядочить и по возможности снизить поток информации от уполномоченных банков-агентов валютного контроля о возможном нарушении валютного законодательства их клиентами органу валютного контроля ЦБ;
· банки с рейтингом «А, В» должны взять на себя организацию работы по продвижению среди участников ВЭД аккредитивной и инкассовых форм расчетов, через проведение конференций, круглых столов для клиентов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
· пересмотр и упрощение базовой документации валютного контроля и кодировки вида валютных операций;
· ужесточить наказание за утечку капитала, связанную с внешнеторговой деятельностью.
Есть важнейшие принципы, лежащие в основе системы валютного контроля Российской Федерации. Как видно, валютное законодательство страны подразумевает контроль государственных органов за проводимыми валютными операциями. Развитие рыночных отношений, установление более тесных контактов с партнерами ближнего и дальнего зарубежья неизбежно приводит к необходимости либерализации валютного законодательства, к постепенной отмене валютных ограничений. Об этом свидетельствует опыт многих стран с эффективной экономикой (США, Великобритания, Германия и т.д.). Контроль в валютной сфере направлен на защиту экономики этих стран от уменьшения валютных резервов, обеспечение национальной безопасности, борьбу с незаконными финансовыми операциями. Эти задачи актуальны и для нашей страны.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. (в ред. от 05.02.2014 г.): офиц. текст [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
2. Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014 г.).
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014 г.).
4. "О валютном регулировании и валютном контроле": закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. №3615-1// "Российская газета", № 240, 04.11.1992.
5. "О валютном регулировании и валютном контроле": закон Российской федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 50. Ст. 4859.
6. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)": закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2002. - № 28. Ст. 2790.
7. "О банках и банковской деятельности": закон Российской Федерации от 02.12.1990 г. №395-1 (в ред. от 05.05.2014)//"Собрание законодательства РФ", 1996, № 6. Ст. 492.
8. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности": закон Российской Федерации от 08 декабря 2003 г. №164-ФЗ (ред. от 30.11.2013)// "Собрание законодательства РФ", 2003, № 50 Ст. 4850.
9. "О рынке ценных бумаг": закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2013)// "Собрание законодательства РФ", № 17, 1996. Ст. 1918.
10. Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 213 (ред. от 27.10.1992) "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР"// "Российская газета", 19.11.1991.
11. Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»//"Собрание законодательства РФ", 1996, № 35. Ст. 4141.
12. Постановление Правительства РФ от 31.10.1996 № 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок"//"Собрание законодательства РФ", 1996, № 46. Ст. 5250.
13. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»// "Собрание законодательства РФ", 09.12.2013, № 49 (часть VII), ст. 6435.
14. Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора")//"Собрание законодательства РФ", 2014, № 6. Ст. 591.
15. Инструкция Банка России № 19, ГТК РФ № 01-20/10283 от 12.10.1993 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров"// "Экономика и жизнь", №№ 45 - 48, 1993.
16. Инструкция Банка России № 30, ГТК РФ № 01-20/10538 от 26.07.1995 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары// Таможенные ведомости", № 1, 1996.
17. Инструкция Банка России № 86-И, ГТК РФ № 01-23/26541 от 13.10.1999 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"// Российская газета", № 238, 01.12.1999.
18. Инструкция Банка России № 91-И, ГТК РФ № 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" // "Вестник Банка России", № 59, 09.11.2000.
19. Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И (ред. от 14.06.2013) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"// "Вестник Банка России", № 48-49, 17.08.2012.
20. Положение ЦБ РФ от 20.07.2007 № 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" (ред. от 04.06.2012)// "Вестник Банка России", № 46, 15.08.2007.
21. Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 № 7 (ред. от 19.03.2010) "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне"//"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 14, 04.04.2005.
22. Приказ ФТС РФ от 03.03.2011 № 478 (ред. от 05.04.2013) "Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов" [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справочно–правовой системы «Консультант плюс».
23. Приказ ФТС РФ от 05.02.2009 г. № 125 “Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности” [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
24. Авагян, Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Г.Л. Авагян, Ю.Г. Вешкин. – М.:Магистр, 2010. – 704 с.
25. Балабанов, А. И. Банки и банковское дело: Учебник для вузов / А. И. Балабанов, В. А. Боровкова, О.В. Гонарчук. – 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2007. – 448 с.
26. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник/ Под общ. Ред. В. М. Крашенинникова. – М.: Экономика, 2011. – 399 с.
27. Варламова, Т.П. Валютные операции: Учеб. пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 272 с.
28. Вострикова, Л. Г. Финансовое право: Учебник – М.: Юстицинформ, 2009. – 376 с.
29. Габричидзе Б. Η. Российское таможенное право. Учебник для вузов. / Б.Н. Габричидзе. М.: НОРМА, 2009. — 448 с.
30. Гусаков, Н. П. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Н. П. Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 314 с.
31. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 567 с.
32. Мовсеян, А. Г. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / А. Г. Мовсеян, С. Б. Огнивцев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 312 с.
33. Моисеев, С. Р. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пособие / С. Р. Моисеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2007. – 816 с.
34. Наговицин, А. Г. Валютная политика / А. Г. Наговицин. – М.: Экзамен, 2010. – 512 с.
35. Панченко, В. И. Валютное регулирование: Учебное пособие. - Спб.: Троицкий мост, 2011. – 240 с.
36. Симионов, Ю. Ф. Валютные отношения: Учеб. пособие для вузов / Ю. Ф. Симионов, Б. П. Носко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 320 с.
37. Тедеев, А. А. Валютное право: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
38. Хаменушко, И. В. Валютный контроль в Российской Федерации. Правила, контроль, ответственность: Учеб.-практич. Пособие / И. В. Хаменушко. – М.: НОРМА, 2013. – 316 с.
39. Экспорт и импорт / Под ред. Г. Ю. Касьяновой. – М.: ИД «Аргумент», 2009. – 440 с.
40. Курбанова Х. И., Валютное регулирование и валютный контроль в современной России // «Российское предпринимательство»№ 6 (54) за 2004 год, cтр. 38-43.
41. Почтарев Н.Е., Механизм влияния оттока капитала на экономический рост Российской Федерации // «Российское предпринимательство» — 2013. — № 23 (245). — c. 60-72.
42. Электронный ресурс: http://customs.ru/ - Федеральная таможенная служба
43. Электронный ресурс: http://ptu.customs.ru/ - Приволжское таможенное управление
44. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
45. Электронный ресурс: http://r64.rosfinnadzor.ru/ - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
[1] Хаменушко, И. В. Валютный контроль в Российской Федерации: Правила, контроль, ответственность: Учеб.-практич. Пособие / И. В. Хаменушко. – М.: НОРМА, 2013. – 34 с.
[2] "О валютном регулировании и валютном контроле": закон Российской Федерации от 09.10.1992. №3615-1// "Российская газета", № 240, 04.11.1992.
[3] Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 213 (ред. от 27.10.1992) "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР"// "Российская газета", 19.11.1991.
[4] Мовсеян, А. Г. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / А. Г. Мовсеян, С. Б. Огнивцев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 107 с.
[5] Инструкция Банка России № 19, ГТК РФ № 01-20/10283 от 12.10.1993 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров"// "Экономика и жизнь", №№ 45 - 48, 1993.
[6] Инструкция Банка России № 30, ГТК РФ № 01-20/10538 от 26.07.1995 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары// Таможенные ведомости", № 1, 1996.
[7] Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»//"Собрание законодательства РФ", 1996, № 35. Ст. 4141.
[8] Постановление Правительства РФ от 31.10.1996 № 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок"//"Собрание законодательства РФ", 1996, № 46. Ст. 5250.
[9] Указом Президента РФ от 30.04.1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» МВЭС было упразднено, а его функции переданы Министерству промышленности и торговли. Указом Президента РФ от 17.05.2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ФС ВЭК был упразднен, Министерство промышленности и торговли переименовали в Министерство экономического развития и торговли, а функции ФС ВЭК переданы Министерству финансов РФ.
[10]Гусаков, Н. П. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Н. П. Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 200 с.
[11] Инструкция Банка России № 86-И, ГТК РФ № 01-23/26541 от 13.10.1999 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"// Российская газета", № 238, 01.12.1999.
[12] Инструкция Банка России № 91-И, ГТК РФ № 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" // "Вестник Банка России", № 59, 09.11.2000.
[13]См.: Финансовое право. Вострикова Л.Г. Учебник изд. Юстицинформ 2009. – С. 134.
[14] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. (в ред. от 05.02.2014 г.): офиц. текст [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
[15] "О валютном регулировании и валютном контроле": закон Российской федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 50. Ст. 4859.
[16]См.: Финансовое право. Вострикова Л.Г. Учебник изд. Юстицинформ 2009. – С. 134.
[17]См.: Тедеев А.А. Валютное право: Учебное пособие. СПб.:Питер, 2009. –С. 92.
[18] "О валютном регулировании и валютном контроле": закон Российской федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 50. Ст. 4859.
[19] Вострикова, Л. Г. Финансовое право: Учебник – М.: Юстицинформ, 2009. – 192 с.
[20] "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)": закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2002. - № 28. Ст. 2790.
[21] Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора")//"Собрание законодательства РФ", 2014, № 6. Ст. 591.
[22] Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник/ Под общ. Ред. В. М. Крашенинникова. – М.: Экономика, 2011. – 118 с.
[23] "О рынке ценных бумаг": закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2013)// "Собрание законодательства РФ", № 17, 1996. Ст. 1918.
[24] Панченко, В. И. Валютное регулирование: Учебное пособие. - Спб.: Троицкий мост, 2011. – 85 с.
[25] Электронный ресурс: http://customs.ru/ - Федеральная таможенная служба
[26] Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 № 7 (ред. от 19.03.2010) "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне"//"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 14, 04.04.2005.
[27] Приказ ФТС РФ от 03.03.2011 № 478 (ред. от 05.04.2013) "Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов" [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справочно–правовой системы «Консультант плюс».
[28] Приказ ФТС РФ от 03.03.2011 № 478 (ред. от 05.04.2013) "Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов" [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справочно–правовой системы «Консультант плюс».
[29] Электронный ресурс: http://r64.rosfinnadzor.ru/ - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
[30] Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»// "Собрание законодательства РФ", 09.12.2013, № 49 (часть VII), ст. 6435.
[31] Электронный ресурс: http://r64.rosfinnadzor.ru/ - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
[32] Электронный ресурс: http://r64.rosfinnadzor.ru/ - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
[33] Электронный ресурс: http://r64.rosfinnadzor.ru/ - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
[34] Электронный ресурс: http://r64.rosfinnadzor.ru/ - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
[35] Электронный ресурс: http://r64.rosfinnadzor.ru/ - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
[36] Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014 г.).
[37] Хаменушко, И. В. Валютный контроль в Российской Федерации. Правила, контроль, ответственность: Учеб.-практич. Пособие / И. В. Хаменушко. – М.: НОРМА, 2013. – 137 с.
[38] Электронный ресурс: http://r64.rosfinnadzor.ru/ - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
[39] Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014 г.).
[40] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. (в ред. от 05.02.2014 г.): офиц. текст [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
[41] Курбанова Х. И., Валютное регулирование и валютный контроль в современной России // «Российское предпринимательство»№ 6 (54) за 2004 год, cтр. 38-43.
[42] Электронный ресурс: http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поволжский институт УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 080115.65 Таможенное дело
Специализация «Таможенные платежи и валютное регулирование»
Выпускающая кафедра экономики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯРАБОТА)
на тему:
«Совершенствование организации валютного контроля в Российской Федерации»
Автор работы:
студент 5 курса
очной формы обучения
Лазутина Дарья Валерьевна
________________________
Научный руководитель работы:
кандидат экономических наук, доцент
Малеин Виктор Михайлович
________________________
Заведующий кафедрой:
Профессор кафедры экономики, доктор экономических наук
Герасимова Валентина Владимировна
_______________________
Саратов 2014 г.
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Основы организации валютного контроля в РФ.. 7
1.1 Основные этапы эволюции валютного контроля в РФ.. 7
1.2 Нормативно – правовые и информационные основы валютного контроля 14
1.3 Понятие органов и агентов валютного контроля, особенности их взаимодействия. 21
Глава 2 Анализ современной ситуации организации валютного контроля. 31
2.1 Деятельность территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области в сфере валю