Подраздел 2. Изменения, произошедшие с Адени и о том, что смута замышлялась задолго до ее проявления.
Но, однажды, Адени выехал для совершения Хаджа, после чего неожиданно вернулся, прервав поездку. При этом, в поведении Адени выявились резкие изменения, которые выражались в следующем:
1. Он стал постоянно выезжать из Даммаджа с призывом, причем на далекие расстояния, чего не делал раньше, притом, что шейх Яхья часто просил его помочь шейхам и присоединиться к ним в их выездах, но он отказывался, оправдываясь своими болезнями.
2. Во время своего нахождения в Даммадже он стал открывать множество уроков и практически не пропускал их.
3. Начал сближаться с людьми, с которыми до этого был в натянутых отношениях, вместе с тем, что внешне не произошло ничего, что могло бы послужить причиной этого сближения.
4. Начал настраивать студентов против шейха Яхьи во время совместных поездок и частных бесед. Об этом свидетельствуют шейхи Тарик аль-Ба'дани, Камаль ибн Сабит аль-Адени и многие другие.
5. До этой поездки Адени был очень бедным. Он был настолько беден, что когда хотели привести пример бедного, терпеливого человека, то приводили в пример Адени, а также и шейх Яхья часто приводил его своим братьям как пример терпения и аскетизма. В большинстве магазинов Даммаджа за ним постоянно числились большие долги. Но после этой поездки его материальное состояние резко изменилось, он одновременно расплатился со всеми долгами, через некоторое время приобрел машину и т.п[1].
При этом, постепенно начал вырисовываться круг людей, которые начали сопровождать Адени в его поездках, собираться с ним на домах, в библиотеке и т.п.
Позже выяснилось, что все эти явления начались уже давно, но до этого не имели явного выражения. Один из студентов Абу Йусуф аль-Амрики свидетельствует, что 'Абдуллах ибн Мур'и аль-Адени (брат 'Абдуррахмана Адени) еще задолго до смуты сказал ему: "Сейчас есть разногласие между шейхами. Я, мой брат 'Абдуррахман, а также шейх 'Убейд аль-Джабири на одной стороне, а остальные шейхи на другой стороне".
А также Айман аль-Либий сообщил о том, что Абу аль-Хаттаб Тарик аль-Либий сказал ему: "'Абдуррахман Адени откроет в Адене большой марказ. Этот марказ будет хорошо поддерживаться финансово и будет иметь большие возможности. Он будет называться "Мадинат уль-'ильм" (город знания). И в нем, с соизволения Аллаха, решатся проблемы иностранцев. И после этого в Даммадже не останется никого". Этот разговор имел место быть задолго до выявления смуты.
Также Абу Хатим Йусуф аль-Джазаири сообщил о том, что Уаддах аль-Адени сказал ему: "Все сильные шейхи, которых ты знаешь в Даммадже, скоро уедут в новый марказ в Адене и никого из них здесь не останется".
Также 'Абдуллах ибн 'Али ар-Разихи поведал о том, что в 1427 году (шесть лет назад) он стал участником разговора, состоявшегося в Сане в мечети "аль-Хайр". Разговор шел о том, что у определенного круга людей есть намерения построить новый марказ в Са'де (рядом с Даммаджем), и уже нашелся спонсор из Катара. Но проблема в том, что этот спонсор требует, чтобы кто-либо из ученых высказался в пользу будущего марказа. Тогда 'Абдуллах ар-Разихи выразил мнение о том, что слов шейха Яхьи и 'Абдульазиза аль-Бура'и будет достаточно. Но, собравшиеся разъяснили ему, что не собираются идти к этим шейхам, а пойдут к шейху Мухаммаду ибн 'Абдульуаххабу аль-Уассаби".
Вследствие всех этих разговоров, собраний и движений, день за днем все больше и больше выявлялось разделение студентов и изменение атмосферы в марказе.
Дело дошло до того, что одна из рафидитских газет "аль-Баляг" вышла с заголовками: "Грядет раскол между Яхьей аль-Хаджури и 'Абдуррахманом Адени". После выхода газет, Адени начал оправдываться и отмахиваться от этих заявлений, и шейх Яхья попросил его написать статью о том, что все это неправда и никакого раскола не грядет, на что Адени согласился, но в итоге так ни слова и не высказал.
Подраздел 3. Новый поворот: "тасжиль" – побуждение студентов к покупке земельных участков на месте будущего марказа и оформление документов.
Пункт 1. Сущность "тасжиля".
После всего этого в марказе появилось новое явление, неизвестное доселе[2]. Последователи Адени начали тайно предлагать тем, кому они доверяли, оформить документы на покупку участков земли в местечке "Фуюш" (рядом с Аденом), говоря, что скоро там будет построен новый марказ и все шейхи потихоньку переедут туда, и уже через некоторое время цены на землю там сильно возрастут.
Затем круг призываемых расширился, и последователи Адени перешли на тех студентов, которые считались сильными в учебе и от которых ожидались плоды в призыве. При этом их завлекали хорошими условиями, дешевой пропиской и т.п. Свидетельств этому много и я не привожу их, так как этого уже никто не отрицает.
Если же описывать этот процесс подробно, то:
1. Адени назначил на каждой отдельной территории ответственного за оформление документов и сбор денег.
2. Тот, кто проявлял желание купить землю, но не имел возможности заплатить, имя его записывали и давали ему определенный срок на поиск денег, а иначе имя его вычеркивали.
3. Каждый из ответственных отсылал собранные деньги в Аден, где их получали ответственные 'Абдуррахмана Адени.
4. Что касается владельца земли, то с ним договорились на том, что выплатят ему задаток за всю землю, а что касается основной суммы, то владелец земли был готов подождать. Но в договоре было еще одно важное условие, которое в итоге сыграло очень важную роль. Заключалось оно в том, что если после выплаты задатка, Адени не сможет отдать оставшуюся основную сумму в положенный срок, то владелец земли забирал себе и задаток и землю, при этом Адени, его помощники и все, кто передал им деньги, остаются без ничего.
После этого, Адени и его компания набрали необходимую для задатка сумму через этих самых ответственных в разных городах, в том числе в Даммадже, где многие студенты продали свои дома, и заплатили за новые земли в Фуюше.
5. При этом получилось так, что сотни людей, причем многие из них студенты, отдали немалые деньги за новые участки в Фуюше, даже не подозревая о том, что этим они не становятся владельцами земельных участков, а их сумма хватает лишь на задаток, и что если в дальнейшем Адени и его друзья не смогут найти оставшуюся сумму, все эти покупатели останутся и без денег и без земли, а что касается студентов Даммаджа, то они еще и без домов в Даммадже, которые они продали.
6. И последнее из того, что осталось здесь отметить, это то, что Адени требовал с покупателей сумму на двадцать (20) процентов превышающую ту сумму, которая в действительности требовалась. Когда же все выяснилось, оказалось, что никто из студентов не знал, что платит сумму на двадцать (20) процентов превышающую необходимую[3], а Адени оправдался тем, что эти двадцать процентов собирался использовать на строительство здания марказа.
Пункт 2. Дурные последствия "тасжиля".
1. Раскол между студентами, который вылился во вражду, взаимные обвинения и т.п.
2. Выезд сотен студентов из Даммаджа и оставление ими требования знания.
3. Многие продали свои дома, а также влезли в долги, чтобы вовремя отдать за землю необходимую сумму. После этого многие были вынуждены уехать из Даммаджа в Сану на заработки, чтобы вернуть долги.
4. Многие студенты внутри Даммаджа оставили требование знания и вместо разговоров о знании все только и говорили о тасжиле. Марказ буквально кипел волнениями.