Расходы на проведение страховых операций
Расходы на проведение страховых операций составляют от 60 до 90% их общего размера. По экономическому содержанию их разделяют на три большие группы (рис. 14.5):
1) выплаты страховых сумм и страховых возмещений по договорам страхования и перестрахования;
2) расходы на обслуживание процесса страхования и перестрахования;
3) расходы на содержание страховой компании.
Важнейшая статья расходов страховщика, оправдывает его существование, - выплаты страховых возмещений (по условиям имущественного страхования, страхования ответственности и предпринимательских рисков) и страховых сумм (по условиям личного страхования). Это те расходы, которые, согласно структуре тарифной ставки, обеспечиваются нетто-премий страховых тарифов.
Вторая и третья группа расходов объединяются понятием "расходы на ведение дела". Они являются основным элементом нагрузки как составной части страхового тарифа и имеют свои специфические особенности.
Расходы на обслуживание процесса страхования и перестрахования в специальной экономической литературе и в страховой практике разделяют на аквизиционные, инкассационные, ликвидационные (рис. 14.6).
Аквизиционные расходы - производственные расходы страховщика, связанные с привлечением новых страхователей и заключением новых страховых договоров при посредничестве страховых агентов. Могут включать оплату услуг по разработке условий, правил и актуарных расчетов из новых видов страхования, комиссионное вознаграждение страховым посредникам, оплату услуг специалистов, оценивают принятые на страхование риски, расходы на рекламу и др.
Инкассационные расходы - это расходы, связанные с обслуживанием наличного обращения по поступлению страховых платежей (страховых премий): на
оплату труда служащих компании, которые обеспечивают получение наличных денег, расходы на изготовление бланков квитанций и сведений по приему страховых премий, оплату банковских услуг и тому подобное.
Ликвидационные расходы - это расходы, связанные с ликвидацией ущерба, вызванного страховым случаем: расходы на оплату труда лицам, занятым ликвидацией ущерба, судебные издержки, почтово-телеграфные расходы, расходы на оплату банковских услуг, связанных с выплатой страхового возмещения, отчисления в резерв убытков и др.
В специальной экономической литературе расходы на проведение страхования и перестрахования (основной деятельности) по своему эквивалентным содержанием подразделяют на:
1) постоянные и переменные;
2) зависимые и независимые;
3) общие и частные.
Переменные расходы относятся к отдельным видам страхования (страхового полиса). Постоянные расходы не могут быть отнесены на отдельный вид, а распределяются на весь портфель заключенных договоров страхования. Понятие постоянных и переменных затрат используют в актуарных расчетах по договорам страхования со сроком действия более одного года. В деятельности страховщика переменные затраты занимают основное место, тогда как удельный вес постоянных затрат довольно незначительна.
Расходы на ведение дела могут быть связаны и не связаны с изменением страховой суммы. Некоторые из них могут иметь одновременно характер зависимых и независимых.
В отечественной страховой практике в составе расходов страховщика не выделяются специфические расходы. В соответствии с Законом Украины "О страховании", расходы страховщика включают:
- Выплаты страховых сумм и страховых возмещений;
- Отчисления в централизованные страховые резервные фонды;
- Отчисления в технические резервы, другие, чем резерв позароблених премий, в случаях и на условиях, предусмотренных актами действующего законодательства;
- Расходы на проведение страхования;
- Другие расходы, включаемые в себестоимость страховых услуг.
Общий объем расходов страховщика влияет на финансовый результат его деятельности.
Расходы страховщика образующие себестоимость страховых услуг. Они имеют такую структуру:
o затраты на выплату страховых сумм и страховых возмещений;
o отчисления в централизованные страховые резервные фонды;
o отчисления в технические резервы, отличные от резервов незаработанных премий, в случаях и на условиях, предусмотренных актами действующего законодательства;
o расходы на проведение страхования;
o прочие расходы.
Себестоимость в страховом деле - явление особое. Страховщик, принимая на себя страховую ответственность за определенным видом договора, только приблизительно знает, в какую сумму ему обойдется предоставление той или иной страховой услуги. Она может стоить страховщику только суммы расходов на ведение дела по этому договору, а может, кроме того, включать выплату годового возмещения. Именно поэтому в страховой практике явление себестоимости рассматривают в узком и широком ее понимании.
В широком понимании себестоимость - совокупность всех расходов страховщика по предоставлению услуг как непосредственных, направленных на осуществление выплат по возмещению убытков или страховых сумм и на ведение страхового дела, так и косвенных, т. е. расходов, связанных с обеспечением финансовой устойчивости страховой компании (формирование запасных и резервных фондов).
В узком понимании себестоимость - это расходы страховщика на ведение страхового дела.
Главная статья расходов страховщика - выплата страховых сумм и страхового возмещения.
Страховым возмещением в соответствии со ст. 929 ГК РФ является возмещение убытков страхователя или выгодоприобретателя в застрахованном имуществе
Страховая выплата, согласно статье 10 закона «Об организации страхового дела в РФ» - денежная сумма, которая выплачивается страховщиком страхователю, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Таким образом, понятие "страховое возмещение" тождественно понятию "страховая выплата". Указанные термины являются синонимами и используются в имущественном страховании. Страховое возмещение - это фактический реальный ущерб, причиненный имуществу, он выплачивается в пределах страховой суммы.
Страховая выплата - денежная сумма, которая выплачивается страховщиком в соответствии с условиями договора страхования при наступлении страхового случая.
Страховые выплаты по договору страхования жизни осуществляются в размере страховой суммы (ее части) и (или) в виде регулярных, последовательных выплат обусловленных в договоре страхования сумм (аннуитета).
Размер страховой суммы и (или) размеры страховых выплат определяются по договоренности между страховщиком и страхователем во время заключения договора страхования либо внесение изменений к договору страхования, либо в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Страховая сумма может быть установлена по частному страховому случаю, группе страховых случаев, договора страхования в целом.
Страховая сумма не устанавливается для страхового случая, в случае наступления которого осуществляются регулярные, последовательные страховые выплаты в виде аннуитета.
Отмеченная в договоре страхования жизни величина инвестиционного дохода не должна превышать четырех процентов годовых.
57. Затраты на содержание страховой компании.
Это такие же административно – управленческие затраты, которые имеют любые хозяйственные субъекты. Они включают заработную плату персонала компании (основную и дополнительную) с начислением, плату за аренду помещения, оплету за коммунальные услуги, услуги связи. Расходы на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров, рекламу, командировки, содержание автотранспорта, амортизационные расходы и др.
расходы на содержание страховой компании - это такие же административно-управленческие расходы, которые имеет любой хозяйствующий субъект Они включают заработную плату персонал лу компании (основную и дополнительную) с начислениями, плату за аренду помещения, оплату коммунальных услуг, услуг связи, расходы на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров, рекламу, командируется ения, содержание и обслуживание автотранспорта, амортизационные отчисления и другие расходы, которые, согласно действующему законодательству, относятся в состав операционных расходов страховщика.
Учитывая структуру тарифной ставки заметим, что расходы на обслуживание процесса страхования и перестрахования и расходы на содержание страховой компании, то есть все расходы на ведение спра авы, обычно составляют 20-25% страхового тарифа, тогда как на выплаты страховых сумм и страхового возмещения приходится от 60 до 80 80 %.
В практике украинских страховщиков инкассационные расходы в составе специфических расходов страховщика не выделяются Закон Украины «О страховании» в свое время ввел такой состав расходов страховщика а:
· выплаты страховых сумм и страховых возмещений;
· отчисления в централизованные страховые резервные фонды (например, в те же два фонда Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, о которых говорилось в подразделе 191);
· отчисления в технические резервы, другие, чем резерв незаработанных премий;
· расходы на проведение страхования (то есть обычные расходы на содержание фирмы и осуществление ее основной деятельности)