Взаимосвязь основных макроэкономических показателей
Макроэкономические показатели — это основные индикаторы экономики, с помощью которых можно определить какая фаза сейчас — рост или упадок. Серьёзные изменения в показателях приводит к резким скачкам как курсов валют так и фондовых рынков, поэтому все экономисты и аналитики очень внимательно следят за выходом макроэкономических данных.
Не все данные одинаково влияют на движения, поэтому выделяют ряд особо важных макроэкономических показателей:
1. валовой внутренний продукт (ВВП);
2. валовой национальный продукт (ВНП);
3. чистый внутренний продукт (ЧВП);
4. внутренний доход (ВД);
5. личный доход граждан (ЛД).
Валовой внутренний продукт (ВВП) выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства, используемых в производстве.
Валовой внутренний продукт рассчитывается тремя методами:
· по доходам: суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления;
· по расходам: суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупки товаров, услуги и инвестиции и сальдо внешней торговли;
· по сумме произведенной продукции: суммируются только добавленные каждой фирмой стоимости.
Различают номинальный и реальный ВВП.
· Номинальный ВВП — это объем произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах.
· Реальный ВВП — это ВВП, измеренный в ценах базового года. За базовый год принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сравнивается ВВП.
Валовой национальный продукт (ВНП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами, т.е. созданных с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.
Валовой национальный продукт рассчитывается так же, как валовой внутренний продукт, но отличается от него на величину, равную разнице между экспортом и импортом.
Чистый внутренний продукт (ЧВП) измеряется вычитанием из ВВП амортизационных отчислений, т.е. стоимости инвестиционных товаров, остающихся в сфере производства. ЧВП характеризует величину стоимости ВВП, идущей на потребление населения и на частные инвестиции:
ЧВП = ВВП-А.
Внутренний доход (ВД) — это ЧВП за вычетом всех косвенных налогов, выплачиваемых предпринимателями. ВД выступает как совокупный доход собственников всех факторов производства: заработной платы, прибыли, ренты, процента.
Для определения личного дохода (ЛД) из величины ВД следует вычесть: взносы на социальное страхование граждан, прибыль корпораций, уплаченные проценты за кредит и прибавить: дивиденды; трансфертные платежи, процентный доход.
Совокупный спрос
Совокупный спрос- совокупность конечных товаров на которые представляется спрос на рынках страны в данный период времени при данных условиях.
Различия между ВВП и AD
1) AD может быть определен не только за год, как ВВП.
2) AD включает в себя реальные товары, которые покупатели могут купить и те, которых может не быть в наличии.
3) По субъектам:
Субъекты AD:
- потребительский спрос (С)
- спрос на инвестиции (I)
- гос.закупки (G)
- ин. Покупки (Е)
AD=C+I+G+E
Ценовые факторы AD:
1. Эффект процентной ставки
Цены растут- проц.ставка растет- инвестиции падают- объем ВВП падает
2. Эффект богатства при реальных кассовых остатках
Цены растут- инвестиции падают- ВВП падает
3. Эффект импортных закупок
Цены растут- экспорт падает- чистый экспорт падает- ВВП падает
Неценовые факторы AD:
1. Изменение в потребительских расходах: рост доходов, ожидание потребителя, задолженность потребителя, подоходный налог
2. Изменение в инвестиционных расходах: процентная ставка, ожидаемая прибыль от инвестиций, уровень налогов, технический уровень производства, уровень используемых производственных мощностей
3. Изменение в госрасходах выражается преимущественно политическим решением правительства
4. Изменение в экспорте: динамика и уровень доходов в стране, изменение валютного курса, политические решения.
7. Совокупное предложение:
Совокупное предложение- совокупность конечных товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях.
Источником AS является общественное производство .
Неценовые факторы AS:
1. Уровень технологии производства
2. Изменение цен на ресурсы
3. Производительность труда
4. Изменение условий бизнеса
5. Изменение в структуре рынка
Эффект храповика-цены с легкость повышаются и с трудом понижаются.
При росте AD- повышается уровень цен, но при снижении AD цены не снижаются.
Причины: профсоюзы, снижение номинальной заработной платы, инертность затрат и тд.
Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства.
Конечно, факт снижения издержек производства на единицу производимой продукции для объяснения изменений в росте производства не вызывает сомнений. Однако за этим фактом скрывается огромная творческая работа на самых различных уровнях экономической жизни страны. Снижение издержек возможно только при росте общественной производительности труда, что в свою очередь предполагает использование более совершенной технологии производства, организации и управления бизнесом, существование рациональной отраслевой производственной структуры, гармоничное взаимодействие производственной и внепроизводственной сфер деятельности, стабильное социально-экономическое положение в стране.