Формирование тарифной политики страховой компании
Роль страховых тарифов в деятельности страховой организации исключительно велика. От них зависят общее поступление страховой премии (взносов), финансовая устойчивость, платежеспособность и конкурентоспособность страховой организации, рентабельность страховых операций. Именно поэтому при получении лицензии на право проведения страховой деятельности или применения нового вида страхования страховая компания обязана представлять в Росстрахнадзор наряду с правилами и стандартными договорами страхования расчеты страховых тарифов с изложением примененных при этом методик и указанием использованных исходных (статистических) данных, а также структуру тарифа по каждому виду (предмету) страхования. Изменения, вносимые в дальнейшем в величину и структуру тарифов, до их применения в договорах страхования подлежат обязательному согласованию с органом страхового надзора.
В связи с той ролью, которую играют страховые тарифы, страховые организации разрабатывают и проводят определенную тарифную политику, которая включает в себя комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам (предметам) страхования, которые обеспечивают приемлемость, привлекательность тарифов для страхователей и прибыльность страховых операций страховщика.
Принципы тарифной политики.Формируя тарифную политику, страховщик обычно стремится реализовать следующие ее принципы.
1. Соблюдение эквивалентности экономических отношений между страховщиком и страхователями за тарифный период (минимальный – 1 год, рекомендуемый – 5–10 лет.). Это означает, что страховые тарифы должны рассчитываться исходя из условия равенства полученной за тарифный период нетто-премии и общей вероятной суммы страховых выплат в связи со страховыми случаями по тому или иному виду страхования. Если фактически окажется, что за тарифный период суммарная величина нетто-премии превысила совокупную сумму страховых выплат за этот же период, то это свидетельствует о завышении страхового тарифа и ущемлении интересов страхователей; в результате такой политики снижается конкурентоспособность тарифов. Превышение общей суммы страховых выплат за тарифный период над суммарной величиной полученной нетто-премии, наоборот, несет убытки страховщику.
2. Соответствие размеров страховых тарифов уровню платежеспособности широкого круга потенциальных страхователей при одновременном обеспечении рентабельности (прибыльности) страховых операций. Размер страхового тарифа тем меньше, чем больше количество фактически заключающих договоры страхования страхователей, а также застрахованных лиц, конкретных предметов страхования. Поэтому задача страховщика заключается в определении такого уровня тарифа, который был бы в финансовом отношении доступен максимально возможному количеству страхователей. Вместе с тем такой уровень тарифа должен приносить страховщику хотя бы небольшую прибыль от данного вида страхования.
3. Обеспечение длительного действия (стабильности) страховых тарифов данного уровня по виду (предмету) страхования. Соблюдение этого принципа позволяет страховщику формировать и сохранять широкий круг страхователей, обеспечивать стабильность в планировании, организации работы штатного и нештатного персонала, сборе страховой премии, а также поддерживать на требуемом уровне финансовую устойчивость и платежеспособность. Неизменные размеры страховых тарифов не только удобны для страхователей в их плановых, финансовых расчетах, но и выгодны им экономически, так как обеспечивают страховую защиту их имущественных интересов без увеличения затрат на нее в течение определенного периода. Поэтому даже при уменьшении убыточности страховой суммы по виду страхования страховщики предпочитают не снижать уровень страхового тарифа, а при его неизменности увеличивают объем страховой ответственности. Увеличение же страхового тарифа считается оправданным лишь при устойчивом изменении обстоятельств, увеличивающих риск наступления страхового случая, а также при фактическом возрастании убыточности страховой суммы по объективным причинам. Но даже в этой ситуации страховщики прежде всего определяют доступность и возможность осуществления предупредительных мероприятий за счет средств соответствующего фонда с целью уменьшения рисков наступления страховых случаев и убытков от них, а также изыскивают внутренние резервы снижения расходов на ведение дела и доли нагрузки в страховом тарифе.
4. Обеспечение гибкости в установлении конкретных размеров страховых тарифов при заключении договоров страхования тех или иных предметов (объектов) страхования с присущими им и их рисковым обстоятельствам особенностями. Учет особенностей предметов (объектов) определенного вида страхования и обстоятельств проявления характерных для них рисков осуществляется страховщиками при установлении страховых тарифов двумя способами. Во-первых, страховые тарифы по виду (подвиду) страхования устанавливаются, как правило, дифференцированными в зависимости от ряда основных факторов, влияющих на вероятность наступления страховых случаев, и в границах минимального и максимального их значений для рисковых видов страхования (верхняя граница тарифной ставки определяет предельный приемлемый ее уровень для страхователя, а нижняя граница – для страховщика). Во-вторых, к дифференцированным (базовым) тарифным ставкам устанавливаются повышающие и/или понижающие их коэффициенты.
Например, базовые тарифные ставки по страхованию транспортировки грузов рассчитываются по группам грузов (руда и каменный уголь; нефть и нефтепродукты; металлы, прокат, металлоизделия; древесина; строительные материалы и др.) для каждого из трех видов ответственности страховщика (“с ответственностью за все риски”, “с ответственностью за частную аварию”, “без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения”) и применительно ко всем видам транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного). Учет конкретной степени риска наступления страхового случая при заключении договора страхования осуществляется умножением базовых тарифных ставок на повышающие или понижающие их коэффициенты. Изменение расстояния перевозки влияет на вероятность наступления страхового случая, так как изменяется и время действия страхования. Поэтому страховщики устанавливают коэффициенты дальности перевозки грузов. В частности, для расстояния 1000–2000 км устанавливается коэффициент 1,0. Для меньших расстояний применяются понижающие коэффициенты в пределах 0,8–0,9, а для больших расстояний – повышающие коэффициенты в пределах 1,1–1,5. Предусматриваются и другие коэффициенты, учитывающие, например, наличие или отсутствие охраны, сопровождающей грузы; опасность маршрутов и т.п.
В других видах страхования базовые тарифные ставки рассчитываются для конкретного предмета (объекта) страхования или группы однородных предметов (например, здания, сооружения) отдельно по каждому риску из общей совокупности рисков, предусмотренных правилами страхования. Дифференциация тарифных ставок для зданий, сооружений устанавливается обычно в зависимости от вида строительного материала, из которого возведены их стены (кирпичные, блочные, панельные, деревянные), иные элементы. Повышающие, понижающие коэффициенты к тарифным ставкам устанавливаются в зависимости от обстоятельств, определяющих степень вероятности наступления страхового случая. Например, при наличии автоматической системы пожаротушения или охранной сигнализации предусматривается применение понижающих коэффициентов к базовым тарифным ставкам по рискам “пожар” и “противоправные действия третьих лиц”. Если в производственном здании размещено огнеопасное производство, то устанавливается повышающий базовую ставку страхового тарифа коэффициент для риска “пожар”