Дефицит бюджета, причины его возникновения и меры по преодолению.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Дефицит фед-го бюджета утверждается фед. законом о фед. бюджете на очередной фин. год и плановый период

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

· Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

· Сокращение доходов гос бюджета в период эк-о кризиса.

· Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

· Неэффективность фин-й системы государства.

· Рост социальных программ, не обеспеченных фин-ми ресурсами.

· Коррупция в госу-м секторе.

· Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на фин-й год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Временный дефицит может длиться в течение недолгого срока. Он является не столь опасным для эк-ки и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым, то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Меры по преодолению

Мировая практика знает четыре главных способа решения проблемы дефицита:
– сокращение бюджетных расходов;

– отыскание источников дополнительных доходов;

– выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;

– заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по гос-м цен. бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для эк-ки гос-ва, приводит к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, эк-му спаду. Помимо этого, в условиях инфляции гос-во вынуждено каждый новый выпуск гос-х цен.бумаг обуславливать более высокой %-й ставкой, а также вводить цен.бумаги с плавающей % ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение доп-х налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части эк-ки в теневой сектор. Т.о, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.

Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, используются такие меры, которые с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов гос-ва. К ним так же относятся: a) повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей эк-и, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет; b) изменение направлений гос-х инвестиций в отрасли эк-ки с целью значительного повышения фин-ой отдачи бюджетных средств; c) привлечение в страну ин-го капитала; c) расширение базы для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

33. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТОВ.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представит-й) власти в законе о бюджете на очередной фин. год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение БР долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муницип-х образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования деф-та бюджета.

Источниками финанс-я деф-та феде-го бюджета явл:

1) внутренние источники в след-х формах: кредиты, полученные РФ от КО в валюте РФ;  гос займы, осуществляемые путем выпуска цб от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж.системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собственности; сумма превышения доходов над расходами по гос запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств фед бюджета;

2)внешние источники в след формах: гос займы, осуществляемые в ин валюте путем выпуска цб от имени РФ; кредиты правительств иностр-х государств, банков и фирм, международных фин-х организаций, предоставленные в ин валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах: гос займы, осуществляемые путем выпуска цб от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж-й системы РФ; кредиты, полученные от КО; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собственности субъекта РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в след-х формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муницип-х цб от имени муниц-го образования; кредиты, полученные от КО; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюд. системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в муницип-й собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования бюджетных дефицитов стал гос. кредит. Под гос кредитом понимается вся совокупность финансово-эк-х отношений, при которых гос-во выступает в качестве заемщика.

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении гос расходов, например, на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года. Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

Наши рекомендации