Финансирование государственного и муниципального заказа. расходные обязательства.

Государственный или муниципальный заказпредставляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

Государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный органом государственной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики ведут реестры закупок.

Ассигнования на оплату гос. или муниц. Контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос.(муниц.) нужд составляют значительную долю расходов бюджетов различных уровней бюджетной системы. Гос. Нужды обеспечиваются за счет средств бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования. Муниц. Нужды обеспечиваются за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Размещение заказа осуществляется:

1. Путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

Конкурс – это торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Аукцион – это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

2. Без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на торговых биржах).

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для гос. Или мун. Нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить гос. Или мун. Контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Закупки из единственного источника проводятся в следующих случаях:

• при наличии срочной потребности в товарах, работах и услугах, из-за чего проведение торгов является нецелесообразным, при условии, что обстоятельства, обусловившие указанную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом ненадлежащих действий заказчика;

• если товары, работы и услуги могут быть получены только, от одного поставщика и отсутствует возможность равноценной замены;

• если дополнительные закупки в соответствии с требованиями стандартизации или в виду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами, работами и услугами должны быть произведены у того же поставщика.

Государственный или муниципальный заказчик заключает государственный или муниципальный контракт путем проведения открытых торгов, как наиболее предпочтительного способа, в порядке, установленном гражданским законодательством РФ и другими нормативно-правовыми актами. Заключение государственного или муниципального контракта способом запроса котировок (цен) осуществляется в случае, если предметом контракта является приобретение товаров, работ и услуг, имеющихся в наличии, которые производятся не по конкретным заказам и для которых существует сложившийся рынок, при условии, что цена договора закупки не превышает 2500 минимальных размеров оплаты труда.

Заключение государственного или муниципального контракта без проведения торгов — не на конкурсной основе осуществляется только при наличии положительного заключения антимонопольного органа. Оплата контракта производится либо поэтапно по актам выполненных работ, либо после полного исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту. Авансирование же практически не используется.

Расходные обязательства- это обусловленное законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования ( РФ, субъекта РФ, муниц. образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Таким образом, получатели бюджетных средств, а значит все государственные и муниципальные заказчики принимают обязанности предоставить средства из соответствующего бюджета в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

Расходные обязательства Российской Федерациивозникают в результате:

-принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения;

-заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями;

-принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

2. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

-принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

-заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;

- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

-принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

-принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

-заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств .

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. Реестр расходных обязательств Российской Федерации ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, представляются в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования. Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта Российской Федерации в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.

28…МЕТОДЫ БЮДЖ ПЛАНИРОВАНИЯ: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ, НОРМАТИВНЫЙ,ИНДЕКСНЫЙ

В странах с развитой рыночной экономикой общепризнана необходимость государственного регулирования экономических процессов. Важными инструментами регулирования являются прогнозирование и бюджетное планирование. Прогнозирование основывается на научном предвидении будущего, которое позволяет принять оптимальное решение по перспективе развития социально-экономической и других сфер жизни общества в прогнозируемых условиях.

Бюджетное планирование осуществляется на основе бюджетного прогнозирования, которое анализирует достигнутые показатели и учитывает объективные закономерности развития экономики в различных вариантах внешних условий. Регулирующая роль государства заключается в создании таких условий, которые максимально благоприятствуют развитию экономики и росту благосостояния населения. Оптимальный вариант бюджетной политики государства закладывается в расчеты планирования бюджета.
Существуют различные методы бюджетного планирования – индексный, нормативный, программно-целевой и т.д.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами.

Такими нормами могут быт:

· денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

· нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.);

· нормы, в основе которых лежат средние статистические величин расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).

Нормы могут бытьобязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) илифакультативными(устанавливаются ведомствами).

Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными(для совокупности расходов или для учреждения в целом).

На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:

-индивидуальными- составляются для отдельного учреждения или отдельного мроприятия.4

-общими- составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

-на централизованные мероприятия- разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.);

-сводными- объединяют и индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ведомству.

В сметебюджетного учреждения отражаются:

1)реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, печать учреждения);

2)свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты и т.д.);

3)свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению);

4)производственные показатели учреждения;

5)расчеты и обоснования расходов и доходов.

Программно-целевой методбюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.

Целевая программа – комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет.

Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств как для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования, так и является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.

Целевые программы подразделяются на: программы развития отраслей, например, Федеральная целевая программа модернизации транспортной системы России 2002-2012 г.; программы развития регионов, например федеральные программы «Юг России», «Развитие Курил и Сахалина»; программы решения социальных задач – федеральная программа «Старшее поколении».

Целевые программы как документ содержат набор разделов, включая цели и задачи, ожидаемые от реализации результаты, заказчика программы, исполнителей, мероприятия и меры по годам реализации и объемы финансирования в целом и по годам.

Конкретные объемы финансирования на каждый год по каждой программе устанавливаются соответствующим законом о бюджете.

Следует отметить, что суммы, определенные в программе далеко не всегда совпадают с теми, что закладываются в законе о бюджете на определенный год.

В основе финансирования программ лежит сметный подход, который определяет в рамках функциональной классификации расходы на конкретную программу.

Основу индексного метода составляет анализ динамики уровня инфляции, реальных доходов, уровня реальной заработной платы, и т.д. Индексы, полученные путем сравнения статистических данных, дают возможность использовать их для прогнозного расчета несоизмеримых показателей. Применение того или иного из рассмотренных методов планирования бюджетных расходов определяется спецификой задач, стоящих перед соответствующим уровнем управления. Для планирования текущих расходов используется нормативный метод, а для решения возникающих проблем, проблем, разрешение которых возможно в определенный отрезок времени, предпочтительным является программно-целевой метод.

29. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ. \

Бюджетирование, ориентированное на результат (сокращенно БОР), – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

В теории управления по целям и результатам БОР считается самым сложным способом использования информации о целях и результатах, поскольку включает в себя всю совокупность способов использования данной информации для принятия управленческих решений.

Концепция БОР постоянно эволюционирует. В каждой стране БОР имеет свои особенности, нет единых методик, процедур и инструментов. Несмотря на это, можно выделить ряд элементов, которые отличают БОР от других концепций бюджетирования. В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой систему формирования (исполнения) бюджета, отражающую взаимосвязь между планируемыми (осуществленными) бюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми) результатами.

Цель данной модели бюджетирования – проконтролировать соответствие затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета.

Для формирования бюджета на основе БОР расходы всех подразделений региональных и муниципальных администраций должны быть разбиты по видам деятельности, направленным на решение стоящих перед ними государственных задач. Для каждого вида деятельности разрабатывается программа. Программа должна содержать описание целей и задач, ресурсов, необходимых для их достижения, а также показателей результативности выполнения программы и процедур измерения этих показателей. Бюджетные заявки при бюджетировании, ориентированном на результат, составляются в разрезе целей и программ. Формат проекта бюджета, который администрация региона или муниципалитета вносит в представительный орган при БОР, существенно отличается от формата бюджета, составленного по постатейному методу. Его первая часть содержит постановку приоритетов, целей и задач, описание ожидаемых результатов, обоснование целевых значений показателей результатов, которые должны быть достигнуты в разных секторах разными министерствами и ведомства- ми. Во второй части бюджета приводится структура затрат, причем, в очень агрегированной форме.

БОР представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовку проекта бюджета, при котором:

- определяются и формируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;

-определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;

-распределителям и получателям бюджетных средств представляется большая свобода в принятии решения по наиболее эффективной структуре расходов;

-повышается ответственность распределителей бюджетных средств за достижение поставленных целей, путем внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;

-оплата труда работника бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результата.

Наши рекомендации