Виды статистического наблюдения и способы сбора статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах.

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:

§ по времени регистрации данных;

§ по полноте охвата единиц совокупности;

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

 Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).

 Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.

По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

Несплошное наблюдение подразделяется на:

§ Выборочное наблюдение - основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.

§ Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.

§ Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.

§ Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

Способы получения статистической информации:

Непосредственное статистическое наблюдение — наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.

Документальное наблюдение — основано на использовании различного рода документов учетного характера.
Включает в себя отчетный способ наблюдения — при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.

Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

Существуют следующие виды опроса:

Экспедиционный — регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах.

Способ саморегистрации — формуляры заполняются самими респондентами, регистраторы только раздают бланки и объясняют правила их заполнения.

Корреспондентский — сведения в соответствующие органы сообщает штат добровольных корреспондентов.

Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

Явочный — заключается в предоставлении сведений в соответствующие органы в явочном порядке.

13. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Фин. пол-ка –это совокупность гос мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций. Фин пол-ка- это намеченная на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов для социального и экономического развития. Как мы знаем, финансовая политика состоит из: налоговой политики, денежно-кредитной, бюджетной, таможенной политики. Цели и задачи ФП из года в год перерождаются, оставаясь практически неизменными. В современных условиях фин политике приходиться адаптироваться резко меняющихся условиях, оперативно меняя и проводя финансовую тактику для достижения основных целей. На современном этапе ФП РФ преследует след цели: 1) снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен на сырье; 2) концентрация фин ресурсов на решение приоритетных задач; 3) устойчивое функционирование фин системы, снижение уязвимости от внешних рисков, развитие внутреннего инвестора - для устойчивого финансирования финансовой системы Российской Федерации требуется решение задачи по созданию национальной платежной системы. Недавние действия операторов международных платёжных систем выявили необходимость дополнительного усиления ответственности платёжных систем. В условиях ухудшения доступа к внешним финансовым рынкам, существенного объема накопленного внешнего корпоративного долга ключевой задачей становится развитие внутреннего инвестора, обладающего длинным финансовым ресурсом. Источником длинного инвестиционного ресурса экономики в нынешних сложных для инвестиций условиях должны стать средства накопительной пенсионной системы; 4) деофшоризация и борьба с теневой экономикой –меры по предотвращению вывоза прибыли рос-ми компаниями из-под налогообложения в российской юрисдикции. это позволит приблизиться к решению задачи, поставленной в послании Президента, - заставить российские компании платить налоги в России вне зависимости от их места регистрации. Выравнивание конкурентных условий для субъектов предпринимательства, рост доходов бюджетов. Раскрытие информации о конечных бенефициарах и бенефициарных владельцах компаний, находящихся в офшорах. 5) Министерство также готово предоставлять регионам бюджетные кредиты, которые имеют достаточно низкие процентные ставки, хорошие условия и длительные сроки при условии реализации программ финансового оздоровления территорий, повышения эффективности управления бюджетами. Повышенного внимания требуют два новых субъекта Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 6) применение новых стимулов для экономического роста РФ- Перед налоговой системой, помимо традиционной задачи обеспечения доходной части бюджета, стоит задача активного использования налоговых стимулов для ускорения экономического роста. Для реализации задачи предусмотрено установление двухлетних налоговых каникул для вновь зарегистрированных предпринимателей, упрощение регистрации, уплата налоговых платежей для работающих по патенту. Начата разработка механизма предоставления налоговых льгот в пределах общего объёма осуществляемых капитальных вложений для вновь создаваемых предприятий.

В бюджетном послании Президента РФ в 2014 году на будущую трехлетку были поставлены след задачи, направленные на долгосрочную перспективу, решение которых на данном этапе еще удалось осуществить: 1) сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджета; 2) стимулировать эк-й рост и реализация масштабных соц программ; 3) защита стаб-сти бюджета от резких колебаний эк-ки с помощью планирования бюджета на основе показателей за 5 прошедших лет; 4) Создать мех-м использования средств фонда нац благосостояния на финансирование долгосрочных инфраструктурных проектов; 5) Созать рос-кое фин-ое агенство, которое будет осуществлять гос пол-ку в сфере управления суверенными фондами и долгосрочными обязательствами; 6) Переход к формированию и исп-нию бюджета на основе гос программ, что должно повысить эффек-ть использования бюджетных средств; 7) Снижение сырьевой зависимости ; 8) Повышения уровня инвест-го климата за счет налоговой нагрузки 9)выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

Что касается бюджетных расходов, то для реализации «антикризисного плана», принятого еще вначале текущего года, большинство категорий расходов бюджета могут сократиться на 10%, это сокращение расходов на образование, медицину и жилищно-коммунальное хозяйство, которые уже были сокращены в 2014 году на 10-18% по сравнению с 2013 годом. Зато увеличиваются расходы на национальную оборону, причем стремительными темпами: за три года на 1,27 трлн рублей (40 млрд долларов), то есть более чем на 60%. В общей сложности в 2016 году на поддержание своей безопасности страна потратит 106,4 млрд долларов.

Надо отметить, что экономика РФ сильно подвержена изменениям внешних ситуаций на политическом и экономическом уровне. Это свидетельствует о сырьевой зависимости бюджета, любое изменение на мировом рынке сырья отражается на экономику страны.

14. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИН. КОНТРОЛЯ.

Значение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет его назначение и содержание. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Основное содержание финансового контроля раскрывается через его цели, задачи, принципы организации. Цель финансового контроля заключается в оперативном получении полной и достоверной информации о возможных отклонениях и нарушениях в процессе управления финансами на макро- и микроуровне для своевременного принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах. Основными задачами финансового контроля являются: 1.обеспечение финансовой безопасности и устойчивости финансовой системы государства; 2. выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; 3. обеспечение роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их законного, эффективного и рационального использования; 4. соблюдение финансовых интересов всех экономических субъектов, усиление их ответственности за результаты своей деятельности; 5. Повышение эффективности фин политики государства.

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы. В качестве основных элементов финансового контроля выступают: объект и субъект; принципы контроля; информационное, нормативное обеспечение; механизм контроля; ответственность всех участников процесса контроля. К вспомогательным элементам (инфраструктуре) финансового контроля можно отнести финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.). Наиболее важным элементом в системе финансового контроля является субъект контроля. В качестве субъекта финансового контроля выступают специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с законодательством. Субъект контроля являются наиболее важным элементом системы финансового контроля, так как они в соответствии с законодательно установленными полномочиями непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия. Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы: 1. планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений; 2. проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка; 3. систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности; 4. реализация результатов, которая предполагает доведение принятых решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности. Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику(связанную, например, с отраслевыми особенностями),и также используемые при осуществлении контроля информационныетехнологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информациюо состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а такжеуправленческого и финансового учета и др. Нормативное обеспечение финансового контроля включает:• нормативные правовые акты, законы и подзаконные актыорганов общей и специальной компетенции, принимаемые воисполнение законов;• стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентныморганом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предметустандартизации (например, правила аудиторскойдеятельности);• кодексы профессиональной этики;• методические документы, которые содержат конкретныевопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедурконтроля (например, инструкция о порядке осуществленияпроверок или по работе с документами и т.п.).

15. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. ОБЪЕКТЫ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ФИН КОНТРОЛЯ.

В ос­нове международных правил финансового контроля ле­жит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольной деятельности в целом:

- Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Суть независимости органа финансового контроля вы­ражена в его праве самостоятельно определять: а) пред­мет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

- Принцип гласности. Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступ­ность обеспечивается обычно двумя способами: 1) представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в вышестоящие органы; 2) публикацией резуль­татов ревизий и проверок в открытой печати.

- Принцип законности. В соответствии с данным принципом деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать за­конам и иным нормативно-правовым актам страны и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении кон­тролируемых субъектов.

- Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать пред­взятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Выводы по результатам проверок должны быть обосно­ваны и подтверждены соответствующими данными, мате­риалами, содержащими качественную информацию.

- Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как мини­мум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответ­ственность контролируемых и ответственность третьих лиц. Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансо­вого контроля, его работник) за ненадлежащее выполне­ние возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, адми­нистративную и дисциплинарную). Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных оши­бок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени вли­яния допущенных ими незаконных или неадекватных дей­ствий на государственные финансы. Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового конт­роля, которые, в свою очередь, должны нести ответствен­ность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

- Принцип системности. Означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.). Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

16. СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это совокупность

денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения ее деятельности, развития организации или сохранения ее места на рынке, а также для решения некоторых социальных задач. Источники финансовых ресурсов при создании коммерческой организации. В момент создания коммерческой организации формируются: уставный капитал (<складочный капитал — у товариществ, паевой фонд — у производственных кооперативов, уставный фонд - у унитарного предприятия) за счет взносов учредителей. Уставные (складочные) капиталы товариществ и обществ с ограниченной ответственностью разделены на доли, уставные капиталы акционерных обществ — на акции; соответственно они формируются за счет взносов учредителей и участников на приобретение этих долей и акций. Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации. 1. Основным источником формирования финансовых ресурсов коммерческой организации является выручка от реализации товаров(работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации. Его доля в общем объеме фин рес-в сост-ет 39,3%. Увеличение выручки от реализации продукции — одно из главных условий роста финансовых ресурсов коммерческих организаций. Такое увеличение может быть определено ростом выпуска и продаж товаров (работ, услуг), а также ростом цен и тарифов. В условиях конкуренции и эластичного спроса, как правило, поднятие цены может привести к сокращению объема продаж, и наоборот. В целях максимизации прибыли коммерческая организация вынуждена искать оптимальное соотношение между ценой и объемом производства. 2.Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально (иногда и физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов составляет примерно 7,2 % 3. В процессе деятельности коммерческая организация получает не только выручку от реализации, но и внереализационные доходы. К таким доходам относятся: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества (включая проценты по выданным займам, проценты по банковским депозитам и т.д.); поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков (включая страховые возмещения); прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте –около 39.2%; 4. В современных условиях часть финансовых ресурсов коммерческой организации привлекается за счет ее участия на финансовом рынке как заемщика и эмитента. Одно из важнейших значений финансового рынка — расширение возможностей хозяйствующих субъектов в выборе источников формирования финансовых ресурсов. Привлечение средств на финансовом рынке коммерческой организации, как правило, связано с реализацией ее крупных инвестиционных проектов, в том числе с расширением деятельности организации. 5. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов коммерческих организаций существенно снизился. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах- 1.8 % 6. Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступлений от основных («материнских») компаний, учредителя (учредителей). В процессе функционирования коммерческой организации ей могут поступать средства от учредителя (учредителей), например, при принятии решения об увеличения уставного капитала.

За счет перечисленных источников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческой организации: денежные доходы; денежные накопления; денежные поступления. 1. Денежные доходы коммерческой организации — это: • прибыль от реализации товаров (работ, услуг); • прибыль от реализации имущества, сальдо внереализационных доходов и расходов. Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (уменьшенная на величину налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных налогов) и затратами на производство товаров. В современной финансовой отчетности различают валовую прибыль (выручка от реализации «минус» затраты без управленческих и коммерческих расходов) и прибыль от продаж (с учетом управленческих расходов): 1. Выручка от реализации («минус» НДС, акцизы и другие аналогичные платежи) 2. Себестоимость проданных товаров (работ или услуг) (без учета управленческих и коммерческих расходов) 3. Валовая прибыль (стр. 1 — стр. 2) 4. Управленческие и коммерческие расходы 5. Прибыль (убыток) от продаж (стр. 3 — стр. 4) Прибыль от реализации имущества определяется как разница между выручкой от реализации имущества и расходами, связанными с такой реализацией. Наконец, сальдо (прибыль или убыток) по внереализационным операциям определяется как доходы, полученные от таких операций, уменьшенные на расходы, связанные с их осуществлением. 2. Денежные накопления как форма финансовых ресурсов представлены амортизацией, резервными и другими фондами, образованными за счет прибыли прошлых лет. Как известно, стоимость основных средств и другого амортизируемого имущества переносится на стоимость вновь созданной продукции (товаров, услуг) постепенно, накапливаясь для их дальнейшего воспроизводства. Этот процесс сопровождается путем регулярных амортизационных отчислений. Существует несколько способов начисления амортизации. В целях бухгалтерского учета применяются такие методы, как: • линейный; • уменьшения остатка; • списания стоимости по суммам чисел лет срока полезного использования; • списания стоимости пропорционально объему продукции работ (услуг). 3. Денежные поступления выступают в виде бюджетных средств; средств, привлеченных на финансовом рынке; средств, поступающих в порядке перераспределения от основной («материнской») компании, от вышестоящей организации, за счет внутри- и межотраслевого перераспределения.

Поскольку основной задачей коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов. Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации: 1) Если стратегия коммерческой организации связана с сохранением и расширением ее позиции на рынке, то необходимы капитальные вложения (инвестиции в основные средства (капитал)). Капитальные вложения — это одно из важнейших направлений использования финансовых ресурсов коммерческой организации. В российских условиях весьма актуально увеличение объемов капитальных вложений в связи с необходимостью обновления оборудования, внедрения ресурсосберегающих технологий и других инноваций, так как процент не только морального, но и физического износа оборудования весьма велик. 2) прибыль организации может быть направлена на расширение оборотных средств — закупку дополнительного сырья, материалов. Для этой цели могут также привлекаться краткосрочные банковские кредиты, использоваться средства, поступающие в порядке перераспределения от основной («материнской») компании, и т.д.

3) Большое значение для развития бизнеса имеет участие коммерческой организации в научных исследованиях, проведение НИОКР. Опыт зарубежных стран показывает, что организации, осуществляющие и инновации, менее подвержены риску банкротства и обеспечивают высокий уровень рентабельности. 4) Прибыль как денежный доход коммерческой организации подлежит налогообложению. Для определения налоговой базы по налогу на прибыль организации доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы уменьшаются на соответствующие произведенные расходы. 5) Для дальнейших накоплений коммерческая организация может осуществлять вложения не только в собственное производство, но и в другие активы. Такими активами могут быть доли уставных капиталах других организаций (в том числе акции других эмитентов); долговые ценные бумаги (облигации, векселя, и том числе государственные и муниципальные ценные бумаги); панковские депозиты; передача денежных средств другим организациям на основе договоров займа; приобретение имущества имя дальнейшей передачи его в лизинг и др. 6) Одно из главных отличий коммерческих организаций от некоммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммерческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций; товарищества, ООО, распределяют прибыль соответственно с долей участия в уставном (складском) капитале. 7) Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей. За счет прибыли многие организации в настоящее время не только выплачивают премии работникам, но и оплачивают расходы на образование, здравоохранение, услуги, связанные с оздоровлением сотрудников и т.д.

17. ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ФИН. РЕСУРСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ.

В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых впервые определен Бюджетным кодексом РФ. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления. Основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются: •бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального, субъектов РФ и местных) •денежные средства юридических лиц и граждан, поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет; • выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально зрелищные мероприятия; • выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду; • выручка от оказания посреднических услуг; • доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций; • доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним; • доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.); • добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан.

Все организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, если они имеют самостоятельный баланс и расчет­ный счет, имеют право пользоваться банковским кредитом.

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов некоммерческих организа­ций. Они используются на выплату заработной платы, возмеще­ние материальных и приравненных к ним затрат, расчеты с дру­гими организациями и банками, создание фондов специального назначения.

18. МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В ФЕДЕРАТИВНЫХ И УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВАХ.

Бюджетная система РФ предст. собой совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему госу-х финансов.

Бюджетное устройство определяется формой гос-го устройства страны, действующими законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и в соц-ых процессах.

По степени распределения власти между центром и административно - территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство (единое) - это форма гос устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной автономии. В стране осуществляется централизованное управление эк-ми, соц-ми и политическими процессами. Бюдж. система состоит из

1. гос бюджета и 2. многочисленных местных бюджетов(последние не входят в гос бюджет).

Этой системе соответствует высокая степень централизации бюджетных средств и отсутствие бюджетных прав у нижестоящих органов власти; жесткая централизация принимаемых решений, наличие сильных центральных и слабых местных органов власти, а также значительный уровень перераспределительных процессов, преобладание в совокупном общественном продукте гос-х средств. (Напр.СССР)

Федеративное государство (объединенное) - это форма гос устройства, при которой административно – тер-е образования, входящие в гос-во, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций (Германия, Бельгия, Бразилия, Австрия, РФ, Канада, США). Бюджетная система состоит из 3-х звеньев: 1. федеративный бю

Наши рекомендации