Транспортное право и транспортное законодательство
Тр-ное право и тр-ное закон-тво - понятия, тесно связ-ные др. с др., но не тождественные: если 1-ое представляет собой совок-ть норм права, то второе - это совок-ть норм-ных актов. Нельзя смешивать сист. права с сист. закон-тва, хотя следует стремиться к тому, чтобы сист. закон-тва отражала сист. права. Систему нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие тран-ые отношения, называют тран-ым закон-твом.Тран-ому закон-тву присущи опред-ные особенности, которые складывались как под воздействием объективных условий так и в результате субъективных представлений законодателя о целесообразности принятия тех или иных решений в обл-ти правового регулир-ния деят-ти тран-та. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что тран-ное закон-тво РФ вобрало в себя все основн. положения транс-ого закон-тва Союза ССР. Это касается определения договора перевозки гр. и пасс-ров, положений, связанных с ответственностью за неподачу тран-ных ср-в, утрату, недостачу и повреждение (порчу) гр. или багажа, регулирования отношений при перевозке гр. в прямом смешанном сообщении.
Анализируя закон-тво о тр-те, следует отметить следующ. присущие ему особен-ти.
1. Тран-ное закон-тво явл. наиболее кодифицированным массивом в российском закон-тве. На всех видах тр-та приняты и действуют тран-ые уставы и кодексы, регулирующие значительное кол-во отношений м/у перевозчиками и клиентурой, причем это закон-тво постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны.
2. В транс-ном закон-тве отражается особенность договоров, заключаемых транс-ми предприятиями с большим кругом клиентуры: это и ограниченная ответ-сть транс-ных предприятий за нарушение договорных обязат-тв, и обяз-ное предъявление претензий к транс-ным предприятиям, и т.д. Так, в российском закон-тве до сих пор действуют принятые еще первыми уставами и кодексами правила об ограниченной ответственности транс-ных предприятий перед клиентурой за нарушение условий договора. Обяз-но предъявление претензии к транс-ной орг-ции в пределах срока исковой давности.
3. В тран-ном закон-тве, в отличие от др. подотраслей гражд-ого закон-тва, действует большое кол-во императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием.
На транс-ное закон-тво весьма ощутимо влияет закон-тво в обл-ти м/народного тр-та, причем это влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее закон-тво находит отражение в закон-тве, регулирующем м/народное перевозки.
Нормы транс-ных конвенций подлежат обяз-ому применению в процессе функционирования м/народного тр-та во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию.
Виды транспортных договоров
Деят-ть тр-та явл. предприним-кой и состоит в перемещении гр-в., пас-ров и багажа за вознаграждение в целях получения прибыли. Перевозка гр-в, пас-ров и багажа осущ-ся на основании договора перевозки. В число тр-ных договоров входит также договор буксировки, которым предусматривается перемещение не самих гр-в, а тр-ных ед-ц как самоходных, так и несамоходных (барж, лихтеров, плотов и т.д.), с грузом и нет. Перевозка, осущ-мая коммерч-ой орг-ей, признается перевозкой тр-ом общ. пользования, если из закона, иных норматив. актов или выданной организации лицензии вытекает, что она обязана осущ-ть перевозку гр., пасс-ра и багажа по обращению любого лица.
Договор перевозки тр-ом общ. пользования явл. публичным договором. Массовый характер перевозок, осущ-мых тр-ом общ. пользования, исключает возможность заключения договора в результате индивид-ых сговоров м/у сторонами. Поэтому на всех видах тр-та широко распространены стандарт. формы, в которых тр-ная ор-ция предлагает клиентуре условия будущ. договора. Договоры, которые заключ. коммер-ми тран-ми организациями, осущ-ми перевозки тр-том общ. пользования, относятся к категории договоров присоединения.
По договору перевозки гр. перевозчик обяз-ся доставить вверенный ему отправителем гр. в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение гр. лицу (получателю), а отправитель обяз-ся уплатить за перевозку гр. установленную плату.
Из приведенного определения следует, что договор перевозки гр. явл.:
- реальным (права и обязанности сторон возникают с момента передачи груза - перевозчик может доставить только вверенный ему груз);
- двусторонним;
- возмездным;
- договором в пользу третьего лица, т.е. получателя груза.
Сторонами договора перевозки гр. могут быть физ. и юр. лица. Осущ-ть перевозки грузов в кач-ве предпринимательской деят-ти вправе граждане, зарегистрированные как индив-ные предп-ли, и тран-ые предприятия явл-ся коммерческими орг-ями. Договор перевозки гр., заключаемый специализированными тран-ми орг-ями, как правило, относится к числу публичных договоров.
По договору перевозки пассажира перевозчик обяз-ся перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обяз-ся уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Если договор перевозки гр. реальный, то договор перевозки пассажира консенсуальный: имея на руках билет, пассажир вправе требовать предоставления места в тран-ом ср-тве и доставки в пункт назначения. Договор перевозки багажа, тесно связ-ый с договором перевозки пассажира явл. договором реальным.
По договору об орг-ции перевозки гр. перевозчик обяз-ся в установленные договором сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке гр. в обусловленном объеме.
Такой договор по своей природе явл. предварительным, предусматривающим в будущ. заключение осн. договора - договора перевозки гр. на условиях, оговоренных в предварительном договоре.
Орг-ция перевозок составляет предмет соглашений не только м/у перевозчиком и грузовладельцем, но и м/у тр-ми орг-ями. М/у орг-ями различ. видов тр-та в соответствии с правилами, содержащимися в тр-ных уставах и кодексах, могут заключаться договоры об орг-ции работы по обеспечению перевозов гр. - узловые соглашения, договоры на централизованный завоз или вывоз гр. и др.
Процесс перевозки гр. для отправителя или грузополучателя может начинаться или завершаться услугами эксп-ра по договору тр-ной экспедиции. По договору тр-ной экспедиции экс-тор обяз-ся за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение опр-ных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой.
Из опр-ния следует, что договор экспедиции - консенсуальный, двусторонний и возмездный. Предмет договора - оказание услуг, но не любых, а связанных с перевозкой гр. Содержанием услуг могут быть как фактические действия экс-ра - погрузка и выгрузка гр., хранение гр. и пр., так и действия юр-кие - выполнение таможенных и иных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.
Договор перевозки груза
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п.1 ст.785 ГК РФ).
Из приведенного определения следует, что договор перевозки груза является:
- реальным (права и обязанности сторон возникают с момента передачи груза - перевозчик может доставить только вверенный ему груз);
- двусторонним;
- возмездным;
- договором в пользу третьего лица, т.е. получателя груза.
Сторонами договора перевозки грузов могут быть как юридические лица, так и физические. Осуществлять перевозки грузов в качестве предпринимательской деятельности вправе граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, и транспортные предприятия являющиеся коммерческими организациями. Договор перевозки грузов, заключаемый специализированными транспортными организациями, как правило, относится к числу публичных договоров (ст.426 и 789 ГК РФ).
Договор перевозки пассажира
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст.786 ГК РФ).
Если договор перевозки грузов реальный, то договор перевозки пассажира консенсуальный: имея на руках билет, пассажир вправе требовать предоставления места в транспортном средстве и доставки в пункт назначения. Договор перевозки багажа, тесно связанный с договором перевозки пассажира, напротив, является договором реальным. Об этом свидетельствует использованное в ст.786 ГК РФ словосочетание «сдача багажа», т.е. договор перевозки багажа считается заключенным только после фактической передачи вещей перевозчику.