Сведения о населенных пунктах.
В г. Слюдянка имеет все необходимые службы: почта, телеграф, больница, магазины, баня, столовая. Есть гостиница, расположенная по адресу: ул. Бабушкина, 9, есть краеведческий музей локомотивного депо: ул. Железнодорожная, 22, минералогический музей. Пос. Орлик – почта, телеграф, телефон, школа, аптека, больница, районное отделение МВД административного Окинского района. Пос. Хара–Хужир выглядит заброшенным. Дома полуразрушены, линии без проводов. Пос. Саяны – медпункт, столовая, отделение связи, магазин. Пос. Хужир и пос. Верхнеокинский – школа, магазин, медпункт, хлебопекарня. г.Зима – город больше Слюдянки, с соответствующей развитой инфраструктурой.
Адреса и телефоны ПСС, туристских организаций:
Поисково-спасательные организации:
Южно-Байкальский ПСО: г. Слюдянка, ул. Мостовая 2А, тел. 0-64. Добраться до здания, в котором ПСО, довольно просто: нужно выйти на железнодорожные пути и идти от вокзала в направлении (на запад), перейдя через ж/д мост, пойти по берегу реки Слюдянка в сторону Байкала, к голубому ангару, в деревянном зеленом доме рядом с этим ангаром располагается ПСО. Вышестоящая Иркутская ПСС, тел. 35-07-94, 35-15-84.
Туристские организации:
1. Иркутский ЦДЮТК, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 9
2. Иркутский областной БЮТУР, г. Иркутск, ул.Баррикадная,58
3. Областной совет по туризму и экскурсиям г. Иркутск, ул. Байкальская, 263, тел. 24-15-65.
4. ДДЮТ и краеведение 664007 г. Иркутск ул. Красноказачья,99; тел. 27-27-97.
5. Центр детского и юношеского туризма и краеведения.
Директор. Свирин Григорий Анатольевич, г. Иркутск ул. Гоголя, 12/4
6. Первый городской туристический клуб «Саяны». г.Иркутск, пер. Мопра,1,
тел. 33-01-19.
Заброска на маршрут.
От турклуба «Глобус» г.Стерлитамак отъехали в 06:00 23.07.2007г. на заказанном маршрутном такси. В г. Уфа на ж/д вокзале были в 08:30. В 09:20 по московскому времени, отправка по расписанию. Поезд № 204 «Пенза – Владивосток», вагон № 9.
Более чем через трое суток 26.07.2007 г. в 08:12 местного времени мы в г. Слюдянке. Искупавшись в Байкале, отправив телеграмму в г. Уфу, и встав на учет в ПСО (адрес см. ниже)., в 10:20 выезжаем на микроавтобусе в п.Орлик. Поторговавшись, договорились за 9000 рублей. Водитель: Кирилов Борис Леонидович, г. Слюдянка, ул. Амбулаторная 14-14. Тел. 8-914-908-13-95 или 8-914-908-13-92. Этот вариант еще хорош и тем, что практически сразу решается вопрос и с дальнейший заброской от пос. Орлик (Водитель работает с напарником, который забрасывает туристов дальше на маршруты). До пос. Монды асфальт, дорога проходит по Тункинской долине. Справа Тункинские гольцы (фото 1). Далее до пос. Орлик неплохая гравийная дорога с остановками на святых местах (фото 2).
В пос. Орлик прибыли в 19:00. Напарника нашего водителя не оказалось на месте, но Кирилов быстро нашел другого. Договорившись о цене (11 000 руб, водитель Баир, адрес: ул. Обручева, 27), выезжаем в 21:00, до перевала Джойган.
Оставляем продукты, катамараны, водное снаряжение по дороге на зимнике Хутэл, куда прибыли в 00:15 мин. За хранение заплатили 500 руб. Дальше очень тяжелая дорога, несколько раз приходилось высаживаться. К началу тропы на пер. Чойган приезжаем в 07:00 утра 27.07.2007г.
Фото 1. Вид на Тункинские гольцы
Фото 2. По дороге в пос. Орлик
Выход с маршрута.
Из пос. Верхнеокинский, где заканчивают сплав большинство групп, организована доставка туристов в г. Зима. Самого поселка с воды не видно, но проплыть невозможно т.к. кто-то из водителей (их четверо), встречает на берегу. Небольшие группы возят микроавтобусом, более 10 человек грузовиком. Нас вез житель пос. Верхнеокинский – Кочнев Анатолий Борисович на а/ м ЗИЛ-131 с тентом. Время в пути 3 часа, стоимость 500 руб. с человека. В г. Зима взяли билеты на поезд №11 до г. Челябинска. (отправление в 10:00 12.08.2007г). Из Челябинска заказали маршрутку до Стерлитамака, что кстати получилось дешевле чем поезд до г. Уфы. 14.08. в 23:00 прибыли в т/к «Глобус» г. Стерлитамак.
Обеспечение безопасности.
Источником опасности в водном путешествии являются психологическая несовместимость, отсутствие дисциплины и недостаточный опыт туристов. На воде для безаварийного сплава важны коллективные действия, знания маршрута, выполнение своих обязанностей каждым членом группы. Выполнению всех этих условий помогло то, что группа была скомплектована из туристов, большинство из которых уже имели опыт прохождения маршрутов третей и четвертой категорий сложности. При прохождении основных порогов р.Жом-Болок в районе порога «Катапульта» был организован базовый лагерь на пороге «Катапульта». Вечером 04.08. зачалились выше пр. № 43 пор. «Бильярд» и обнесли вещи до базового лагеря. 05.08. на разгруженных судах, со страховкой с берега (спас. концы) и с воды (катамараны) прошли основные пороги (до пр. № 51). 06.08. свернули базовый лагерь, загрузили катамараны и прошли остальные препятствия р. Жом-Болок. Кроме стандартных мер безопасности, применяемых в походах пятой категории сложности, необходимо отметить следующие особенности организации сплава для данной реки:
- Очень холодная вода делает ношение гидрокостюма абсолютно необходимым.
- Сложный рельеф местности, отсутствие троп по берегам затрудняют просмотр порогов, и обнос вещей – рекомендуем просматривать участки по 2-3 км. или организовать базовый лагерь.
- Отсутствие ярких ориентиров затрудняет определение препятствий при приближении к ним с воды, к счастью все они кроме пр. № 50 хорошо читаются по понижению береговой линии.
- Из-за узости русла, практически везде возможна береговая страховка, сложность при страховке с воды в том, что страхующий катамаран может прорезать оболочку об острые камни берега.
В походе все участники проявили хорошую дисциплину и сознательность, высокую техническую и моральную подготовку. Хорошая техника и отличная организация страховки позволили закончить поход без серьезных аварий и травм.
График движения.
Дни пути | Дата | Участок пути | Длина км. | Чистое ходовое время | Способ передвижения | Препятствия | Метеоусловия | примечания |
23.07 | г. Стерлитамак-г.Уфа | Авто | ||||||
1-4 | 23.07-26.07 | г. Уфа – г. Слюдянка | Поезд | |||||
26.07 | г.Слюдянка – п. Орлик | Авто | ||||||
26.07-27.07 | п. Орлик – р. Дунды-Гол | Авто | В летнике Хутел оставили водное снаряжение | |||||
27.07 | р. Дунды-Гол – ист. Чойган | 2ч45мин | Пешка | Перевал Чойган-Дабан (1930м) | Ясно | На перевале заболочено | ||
28.07 | ист. Чойган – пик Топографов – ист. Чойган | 6ч55мин | Пешка | Перевал «Хелгин» (туда и обратно) | С утра ясно, после обеда дождь | |||
29.07 | ист. Чойган – ист. Хойто-Гол | 6ч40мин | Пешка | Перевал Чойган-Дабан, 4 брода | Ясно | |||
30.07 | ист. Хойто-Гол – влк. Перетолчина | 6ч20мин | Пешка | Перевал «Изумительный» (2450 м). | С утра ясно, после обеда дождь | |||
31.07 | влк. Перетолчина – долина р. Жом-Болок | 5ч10мин | Пешка | Болота, лава | Дождь | |||
1.08 | долина р. Жом-Болок – оз. Олон-Нур | 5ч55мин | Пешка | Болота | Дождь | |||
2.08 | Радиальный выход за снаряжением в лет. Хутел | 4ч40мин | Пешка | Перевал Дээдэ-Хутел-Дабан | Ясно | Перевал заболочен | ||
3.08 | Стапель | |||||||
4.08 | 1 мост озеро Олон-Нур – пр. №43 (порог «Бильярд») | сплав | Пр. №40,41,42 | ясно | Обнос завалов у Зимовья | |||
5.08 | Пр.№43 (Бильярд) – пер№50(Недотрога) | сплав | Пороги «Бильярд», «Катапульта», «Недотрога» | Ясно | У порога «Катапульта» организован базовый лагерь | |||
6.08 | Пр. №51 – р. Ока (6км ниже устья р.Жом-Болок) | Сплав | Порог «Вариант», шивера «Восторг водника» | Ясно | Участок завалов ниже авт. моста после Обтойской шаверы объехали на а/м | |||
7.08 | Р.Ока – сплав до пр. №3 ущелья Орха-Бом | 3ч | Сплав | Разбои струи после пос. Хужир | Ясно | |||
8.08 | Пр.№3 – пр.№25 ущелья Орха-Бом | 3ч | Сплав | Пороги «Окинский», «Бурятский», «Пронеси Господи»-1,2, «Каландарашвили», «Ары-Бурье» | ясно | |||
9.08 | Пр.№25 ущелья Орха-Бом – пр. №126 р.Ока | 5ч10мин | Сплав | Пороги «Харагольский»-1,2, «Мельница» | Ясно | |||
10.08 | Пр.№126 – пр.№141 р.Ока | 5ч20мин | Сплав | Пр.№127 | ||||
11.08 | Пр №141 – пос. Верхнеокинский | 4ч50мин | Сплав | |||||
11.08 | пос. Верхнеокинский – г.Зима | 3ч | Авто | |||||
22-24 | 12-14.08 | г. Зима – г. Челябинск | Поезд | |||||
14.08 | г. Челябинск – г. Стерлитамак | Авто | ||||||
Итого активными способами передвижения: пешком – 140 км. сплав – 253 км Всего – 393км. |