Платежные системы в настоящее время имеют различные структуры собственности, однако большинство систем принадлежит центральным банкам.
На основе изучения зарубежного опыта следует, что инициативы по развитию платежной системы за рубежом в настоящее время направлены прежде всего на повышение ее надежности и эффективности. Сосредоточены эти инициативы, в основном, на следующих направлениях:
- постепенное введение более широкого ассортимента платежных инструментов и услуг;
- разработка договорных механизмов платежной инфраструктуры, представляющих для ее участников меньше правовых, операционных и финансовых рисков, а также повышение рентабельности предоставления им услуг инфраструктурного плана;
- повышение операционной совместимости, взаимосвязи и гибкости банковских, платежных, валютных, телекоммуникационных инфраструктур, а также инфраструктур, связанных с расчетами по ценным бумагам, что позволяет обеспечить сквозную обработку платежей;
- облегченный доступ финансовых учреждений к дешевому расчетно-кредитному обслуживанию, а также более эффективные механизмы экономии ликвидности в платежно-расчетных системах;
- создание для национальной платежной системы подходящего нормативно-правового режима, предоставляющего центральному банку эффективные надзорные функции;
- более эффективные, стабильные и рационально организованные рынки, обеспечивающие надежное предоставление потребителям различных платежных услуг, а также тарификацию последних.
В настоящее время банки предоставляет множество различных новых банковских услуг и продуктов. Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.
На Западе была создана организация ISO (International Standarts Organisation), которая разработала определенные стандарты (ISO 7810) на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, MASTER CARD, AMERIKAN EXPRESS. В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте.
К операциям, которые можно осуществить при помощи кредитных карточек, относится: покупка товаров, оплата услуг, получение наличных денежных средств в виде ссуды или аванса от любого банка – члена системы, в которой функционирует карточки данного вида. Большинство кредитных карточек можно использовать также для получения наличных через банкоматы как внутри страны так и зарубежом в учреждениях банка, учавствующего в соответствующей системе использования кредитных карточек. Например, кредитные карточки американских банков RIGGS и Citibank позволяют получать наличность в 40-50 тыс. автоматов на территории США.
В последние годы практически во всех странах, применяющих пластиковые карты, возрастает число дешевых карточек с фиксированной покупательской способностью, основанных на использовании различных технологических систем. Например, США, Италии, Франции, Великобритании и других странах применяются подобные карточки.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Оценка и роль платежной системы в экономике Республики Казахстан
Платежная система Республики Казахстан, унаследованная от прежней централизованной плановой системы и поддерживаемая Государственным банком бывшего Советского Союза, не подходила для новых условий рыночной экономики. В связи с этим, Национальный Банк в 1991 году начал проведение реформы платежной системы.
Основными целями реформы платежной системы Республики Казахстан являлись ускорение прохождения платежей между банками и их клиентами (на начало 90-х годов срок прохождения одного платежа составлял 3-12 дней), а также более широкое внедрение в обращение различных платежных инструментов (поручений, чеков, платежных требований).
Первым шагом реформирования платежной системы явился перевод в 1991 году счетов межфилиальных оборотов (МФО) коммерческих банков на корреспондентские счета, открытые в филиалах Национального Банка Республики Казахстан, что позволило закрыть МФО, упорядочить организацию межбанковских расчетов и обеспечить исполнение кассового обслуживания коммерческих банков (Кредсоцбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Сберегательный банк). В связи с развалом СССР и обретением странами постсоветского пространства государственной независимости, в 1992 году открыты корреспондентские счета для национальных/центральных банков стран СНГ в целях осуществления торгово-экономических расчетов. Операции по данным счетам начали проводиться с 1 июля 1992 года.
В целях обеспечения межбанковских расчетов, кассового исполнения государственного бюджета, кассового обслуживания коммерческих банков и бюджетных организаций и учреждений Национальным Банком были созданы в 1992 году расчетно-кассовые центры во всех районах, городах, городских районах областных центров и г. Алма-Ате. К середине 1992 года функционировали 19 областных РКЦ и 274 районных РКЦ Национального Банка. В течение 1993 года Национальным Банком был проведен зачет взаимной задолженности между хозяйствующими субъектами как внутри страны, так и за ее пределами. В этом же году по мере готовности технических средств началось внедрение электронных платежей в расчетах между областями Казахстана в целях недопущения использования фиктивных авизо и ускорения платежей.
В 1994 году впервые был осуществлен выпуск государственных казначейских обязательств Министерства финансов Республики Казахстан. В этом же году создан Центральный Депозитарий государственных ценных бумаг. В настоящее время в Центральном Депозитарии внедрена электронная система расчетов по государственным ценным бумагам, которая позволяет дилерам осуществлять расчеты по сделкам, заключенным на внебиржевом рынке, непосредственно из своих офисов в режиме реального времени. Функционирование электронной системы расчетов основано на приеме-передаче электронных сообщений.
В целях совершенствования порядка осуществления платежей и уменьшения документооборота между банками в 1995 году была создана первая в Казахстане клиринговая палата (Алматинская клиринговая палата), которая работала по методу многостороннего взаимозачета. Окончательные расчеты банки производили один раз в конце операционного дня по чистой позиции каждого участника.
В том же 1995 году Национальным Банком была осуществлена выверка счетов и урегулирование со странами рублевой зоны результатов корреспондентских счетов национальных банков, а также проведена подготовка соответствующих межгосударственных соглашений.
В целях развития и совершенствования платежной системы Республики Казахстан в 1996 г. при областных филиалах Национального Банка были созданы региональные клиринговые палаты, которые осуществляли межбанковский клиринг внутрирегиональных платежей.
В том же году нормативно закреплено понятие «электронное платежное поручение», разработаны и внедрены форматы электронных сообщений для обмена информацией по платежам между участниками платежной системы, ориентированные на SWIFT, в связи с чем система межфилиальных расчетов стала невостребованной и впоследствии ликвидирована.
В 1996 году Алматинская клиринговая палата реорганизована в Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), который является оператором платежной системы и призван обеспечивать ее эффективную и устойчивую работу. В настоящее время для реализации возложенных функций и задач КЦМР использует информационные технологии и техническое оборудование в соответствии с последними достижениями мировой практики. Одним из важнейших моментов в развитии платежной системы республики стало создание в августе 1996 года на базе КЦМР Системы крупных платежей (СКП), обрабатывающей электронные платежные поручения, осуществляющей расчеты на валовой основе и имеющей характеристики перспективной RTGS (системы валовых расчетов в режиме реального времени). С введением в эксплуатацию СКП система расчетов по государственным ценным бумагам производится по методу DVP. В настоящее время на рынке государственных ценных бумаг принят единый стандарт сообщений (все информационные сообщения и платежные документы строятся в соответствии со стандартом SWIFT) и принята система кодировки эмиссий государственных ценных бумаг, отвечающая требованиям стандарта ISIN. [8, с. 91]
В целях обеспечения расчетно-кассового исполнения государственного бюджета и сохранности бюджетных средств постановлением Правительства Республики Казахстан в феврале 1996 года был создан государственный Бюджетный банк Республики Казахстан, основными функциями которого стали кассовое исполнение государственного бюджета Республики Казахстан, ведение учета и расчетно-кассовое обслуживание организаций и учреждений, состоящих на республиканском и местных бюджетах, государственных внебюджетных фондов и средств, фондов целевого финансирования, пенсионного фонда, распределение общегосударственных налогов между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты разных уровней. Впоследствии государственный Бюджетный банк был реорганизован в Комитет Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.
Важным мероприятием, способствующим совершенствованию платежной системы, явилась централизация корреспондентских счетов банков второго уровня в центральном аппарате Национального Банка, которая была произведена в период с октября по ноябрь 1998 года. Централизация корреспондентских счетов позволила Национальному Банку оперативно осуществлять функции расчетного банка и банка банков, повысить эффективность контрольных функций над платежной системой и банковской системой в целом.
С целью создания конкуренции на рынке розничных платежей и улучшения качества предоставляемых услуг в этой сфере банковской деятельности, с 1 августа 1999 года на территории Республики Казахстан была прекращена деятельность клиринговых палат при областных филиалах Национального Банка.