Региональные валютно-кредитные и финансовые
Организации Европейского Союза
Институциональная структура интеграционного комплекса ЕС включает ряд региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. Это обусловлено следующими причинами:
– развитием экономической, в том числе валютно-кредитной и финансовой, интеграции; созданием единого рынка;
– стремлением стран Западной Европы укрепить свои позиции в мировой экономике в противовес другим центрам – США и Японии;
– поисками путей расширения совместных фондов для оказания помощи ассоциированным с «общим рынком» развивающимся странам.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), учрежден в 1958 г. в соответствии с римским договором. Банк предоставляет долгосрочные кредиты сроком от 7–12 (промышленность) до 20 лет (инфраструктура); развивающимся странам, кредиты на малорентабельные проекты – до 40 лет под 1–2 % годовых. ЕИБ дает гарантии частным и государственным предприятиям. Цель кредитной политики ЕИБ: освоение наименее развитых районов стран ЕС; реконструкция и строительство предприятий, которые не могут быть осуществлены за счет ресурсов одной страны; модернизация отраслевой структуры в рамках специализации и кооперирования производства; создание совместных хозяйственных объектов, представляющий общий интерес для стран ЕС; развитие приоритетных отраслей – производства стали, угля, энергетики. С 1987 г. ЕИБ участвовал в проектном финансировании сооружения туннеля под Ла-Маншем. Членами ЕИБ являются 15 стран ЕС.
Европейский фонд развития (ЕФР). Функцией ЕФР является координация двухсторонних программ официальной помощи развитию ассоциированным странам. 80 % операций ЕФР составляют субсидии и льготные кредиты сроком до 40 лет с грационным периодом 10 лет из 1 % годовых.
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА) был учрежден в 1962 г. в целях создания общего аграрного рынка («Зеленая Европа»).
Банк международных расчетов
Банк международных расчетов (БМР) был создан в 1930 г. на основе межправительственного соглашения 6 государств (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония) и Конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был организован центральными банками этих стран.
В 1931–1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Ныне в число членов БМР входит 33 страны.
Органами управления БМР являются Общее собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих 13 центральных банков (в т.ч. Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония – основатели Банка). Остальные члены ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента.
На БМР по Уставу возложены две основные функции:
– содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций;
– действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов.
Исходя из этих функций, БМР выполняет следующие операции:
– куплю-продажу и хранение золота;
– депозитно-ссудные операции с центральными банками;
– прием правительственных вкладов по особым соглашениям;
– операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);
– операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента центральных банков;
– заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.
Основной источник ресурсов БМР – краткосрочные вклады (до 3 месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной операцией БМР являются инвалютные кредиты центральным банкам.
БМР, будучи организатором сотрудничество центральных банков, выполняет ряд специфических функций. В их числе:
– совместное проведение международных операций;
– взаимные консультации по валютно-финансовым вопросам;
– агентские функции.
Тесты по теме
1. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
а) усиление процессов глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы;
б) недостаточность финансовых ресурсов для приобретения импортируемых товаров;
в) развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в т.ч. валютно-кредитных и финансовых отношений;
г) развитие институциональной структуры национальных рынков стран-членов МВФ;
д) необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая МВС, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
2. Межправительственная организация, предназначенная для регулирования ВКО между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызванных дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в инвалюте – это:
а) ЕБРР;
б) БМР;
в) МВФ;
г) МАГИ;
д) другое.
3. Предоставление наименее развитым странам беспроцентных кредитов на длительный срок, с взиманием комиссии на покрытие административных расходов. Это функция:
а) ЕБРР;
б) БМР;
в) МВФ;
г) МАГИ;
д) другое.
4. К региональным банкам развития относят:
а) ЕБРР, МаБР, АфБР;
б) МаБР, АфБР, АзБР;
в) ЕИБ, ЕФР, МаБР, АфБР;
г) МаБР, АфБР, АзБР, ЕБРР.
5. Краткосрочные вклады (до 3 месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте – основной источник ресурсов:
а) ЕБРР;
б) БМР;
в) МВФ;
г) МАГИ;
д) другое.
6. К целям создания международных финансовых организаций относятся:
а) проведение операций на международных валютных и фондовых рынках для стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
б) развитие системы межбанковского кредитования;
в) стимулирование инвестиционной деятельности через кредитование национальных проектов;
г) оказание благотворительной помощи и финансирование фундаментальных научных исследований;
д) стимулирование инвестиционной деятельности через кредитование международных проектов.
7. Инвестиционный институт, задачи которого сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой – это:
а) ЕБРР;
б) БМР;
в) МВФ;
г) МАГИ;
д) другое.
8. Оказание экономической помощи промышленно развитыми странами, воздействие на деятельность других международных экономических организаций и оказание технической помощи развивающимся странам в разработке программ их экономического развития – это функции:
а) МБРР;
б) БМР;
в) МВФ;
г) МАГИ;
д) другое.
9. МБРР, МАР, МФК, МАГИ – это:
а) подразделения Всемирного банка;
б) филиалы ЕБРР;
в) филиалы МВФ;
г) региональные банки развития;
д) региональные валютно-кредитные и финансовые организации.
10. Содействие сотрудничеству между центральными банками, обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций – это основная функция:
а) МБРР;
б) БМР;
в) МВФ;
г) МАГИ;
д) другое.
ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК РОССИИ
Валютная система России
Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не формировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно.
Национальная валютная система Российской Федерации представляет собой совокупность экономических и денежно-кредитных отношений между резидентами и нерезидентами Российской Федерации, предполагающих функционирование национальной валюты – российского рубля – единственного законного платежного средства на территории России, для обеспечения внешнеэкономических связей страны, юридически закрепленная в российском законодательстве, учитывающем нормы международного права. В соответствии с Законом о валютном контроле под «валютой Российской Федерации» понимаются: «находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства».
Валютная система РФ включает в себя следующие элементы:
– режим конвертируемости национальной валюты для резидентов и нерезидентов по текущим и капитальным операциям;
– механизм формирования и регулирования курса российского рубля;
– систему функционирования счетов в российских рублях для нерезидентов и в иностранной валюте для резидентов;
– порядок открытия счетов в иностранной валюте в иностранных банках-нерезидентах резидентами российской федерации юридическими и физическими лицами;
– порядок формирования и структуру золотовалютных резервов РФ;
– режим функционирования национального рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, которые согласно российскому законодательству относятся к валютным ценностям;
– режим валютного регулирования и валютного контроля.
В настоящее время валютная система РФ характеризуется свободной конвертируемостью российского рубля (для резидентов и нерезидентов) по текущим операциям. В области международных капитальных операций сохраняются отдельные ограничения по конвертируемости рубля, как для резидентов, так и для нерезидентов.
В России действует единый официальный курс российского рубля, применяемый для целей налогообложения и учета без обязательств Банка России покупать или продавать иностранную валюту по установленному курсу. Официальный курс российского рубля устанавливается в ходе ежедневной биржевой сессии и рассчитывается как средневзвешенный курс сделок купли/продажи иностранной валюты в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). В России действует режим «управляемого плавания» курса национальной валюты, а непосредственно официальный валютный курс российского рубля рассчитывается на основе бивалютной корзины, состоящей из доллара США и евро. При этом валютные интервенции (вмешательство в рыночное соотношение спроса и предложения) Банка России проводятся как в долларах США, так и в евро с сохранением текущего курса евро к доллару США на момент фиксинга и «трансляцией» кросс-курса через доллар США на официальные курсы всех остальных валют.
Для регулирования официального курса российского рубля используется механизм официальных международных резервов России, состоящих из золотовалютных резервов Банка России и резервов Минфина России (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
Золотовалютные резервы Банка России состоят из резервной позиции в МВФ, золота и высоколиквидных государственных ценных бумаг (казначейских облигаций и краткосрочных векселей) США, Европейского центрального банка и Казначейства Великобритании в соотношении 45, 45 и 10%. Размер этих резервов зависит от сальдо вмешательства Банка России в операции на внутреннем валютном рынке (покупку/продажу), покупки монетарного золота у резидентов, казначейских операций Банка России и «цены отсечения» барреля нефти сорта Uralsс направлением избыточных средств в вышеупомянутые фонды Минфина России.
По состоянию на 1 марта 2013 г. международные резервы РФ составляли эквивалент 523,4 млрд долл. США, на 1 июня 2016 г. 387,7 млрд долл. США.
Национальная валютная система России образована с учетом структурных принципов МВС, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы и вступила в июне 1992 г. в МВФ.
Следующий элемент валютной системы – международные кредитные средства обращения. Россия руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют использование векселей и чеков.
Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.
Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством (см. «Правовой режим валютных операций»).