Рыночное и государственное регулирование валютных
Отношений
Валютная политика, как составная часть денежно-кредитной политики, направлена на преодоление негативных последствий в сфере производства, обеспечение экономического роста, поддержание равновесия платежного баланса, сдерживание инфляции и безработицы. Эта политика представляет себой совокупность мер воздействия на укрепление валютно-финансового положения России и ее национальной валюты, повышение платежеспособности, противодействие «долларизации» страны, приостановку утечки капитала за рубеж, привлечение иностранных инвестиций.
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование МВО. Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика – совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках «магического многоугольника»:
– обеспечить экономический рост;
– снизить рост безработицы и инфляции;
– поддержать равновесие платежного баланса.
Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации, валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др. Валютная политика (ВП) отражает принципы взаимоотношений стран: партнерство и разногласия, порождающие дискриминацию более слабых партнеров, в первую очередь, развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств.
Обоснованием ВП служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически ВП оформляется валютным законодательством – совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями – двухсторонними и многосторонними – между государствами по валютным проблемам.
Исторически предшественником современных валютных соглашений являлся Латинский монетный союз (1865–1926 гг.), целью которого было установление единой чеканки денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 г. оформило создание первой мировой валютной системы – золотомонетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922 г. оформила создание золотодевизного стандарта. Бреттон-Вудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение установило принципы современной МВС. В рамках региональных объединений также заключаются валютные соглашения, например, о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономического и валютного союза с единой валютой – евро, Таможенного союза (ТС).
Одним из средств реализации ВП является валютное регулирование (ВР) – регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях.
Прямое ВР реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное ВР – с использованием экономических, в частности, валютно-кредитных методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.
Глобализация хозяйственных связей способствовала развитию межгосударственного ВР. Оно преследует следующие цели:
– регламентация структурных принципов МВС;
– координация валютной политики отдельных стран;
– совместные меры по преодолению валютного кризиса;
– согласование ВП ведущих держав по отношению к другим странам.
Региональное ВР осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений (например в ЕС), в региональных группировках развивающихся стран.
Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:
– усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения;
– изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;
– изменение расстановки сил на мировой арене; безраздельное лидерство США сначала сменилось господством трех центров партнерства и соперничества – США, Западной Европы, Японии, в начале ХХ в. несомненное лидерство в сфере развития экономики продемонстрировал Китай; к тому же появились молодые конкуренты – новые индустриальные государства;
– огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д.
Органом межгосударственного ВР являются МВФ, а с середины 70-х гг. XX в. также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. Одним из побудительных мотивов их проведения в свое время послужил мировой энергетический кризис; необходимо было принять согласованные меры по ограничению отрицательных последствий повышения цен на нефть для наиболее развитых стран. С тех пор на совещаниях в верхах обсуждаются актуальные мировые экономические и политические проблемы. Впервые такая встреча была проведена в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) с участием 6 ведущих государств; с 1976 г. практикуются ежегодные совещания «семерки» (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады). Одной из обсуждаемых проблем стало оказание помощи начавшимся в России в 1991 г. реформам по переходу к рыночной экономике.
Но в 1992–1996 гг. участие России в заседаниях «семерки» было ограничено. В Денвере (1997 г.) впервые сформирована повестка дня для «восьми» стран (с Российской Федерацией), хотя вопросы макроэкономики и мировых финансов обсуждались без России.
В 2014 г. в связи с объявлением санкционной политики в отношении России после присоединения Крыма в соответствии с проведенным референдумом (непризнанным западными странами) Россия вышла из состава «восьмерки».
Основные причины регулярных встреч на высшем уровне коренятся в глобализации хозяйственных связей, нестабильности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Встречам в верхах обычно предшествует подготовительная работа на национальном уровне. На международных совещаниях традиционно проявляются 2 тенденции – партнерство и разногласия.
ВП в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую.
Структурная ВП – совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в МВС. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная ВП оказывает влияние на текущую политику.
Текущая политика – совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.
Рассмотрим формы валютной политики.
Применяются следующие основные формы валютной политики:
– дисконтная;
– девизная и ее разновидность – валютная интервенция;
– диверсификация валютных резервов;
– регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса;
– девальвация, ревальвация.
Дисконтная ВП (учетная) включает в себя изменения учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса – с другой. Например, при пассивном ПБ в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать «отлив» национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышения ВК. Понижая официальную ставку, Центробанк рассчитывает на «отлив» национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо ПБ и снижения курса своей валюты.
В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на ПБ при отливе капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения ПБ отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на ПБ. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики.
В 30–40-е гг. прошлого века центральные банки в соответствии с кейнсианскими рекомендациями проводили политику «дешевых денег», низких процентных ставок. Так, переучетная ставка Банка Англии сохранялась на уровне 2 % в 1932–1952 гг., Федеральной Резервной Системы (ФРС) США – 1 % в 1937–1948 гг.
В связи с усилением глобализации хозяйственных связей центральные банки вынуждены учитывать эволюцию учетных ставок в других странах. Например, в начале 80-х гг. ФРС США повысила процентную ставку с целью сдержать кредитную экспансию и инфляцию в стране, а также укрепить курс доллара. Это вызвало цепную реакцию в виде повышения процентных ставок и снижения курса валют, «бегства» капиталов из стран Западной Европы, которые стали жертвой протекционистской политики США. В этих странах уменьшились капитальные вложения и возросла безработица. С середины 80-х гг. и в начале 90-х гг. прошлого века уровень процентных ставок в США был ниже, чем в Западной Европе и Японии.
Для осуществления данного вида валютной политики банки воздействуют:
– на движение краткосрочных капиталов;
– движение внутренних кредитов;
– динамику денежной массы;
– движение цен;
– размер совокупного платежного спроса.
Девизная ВП – метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девизов). В целях повышения курса национальной валюты ЦБ продает, снижения – скупает инвалюту.
Девизная политика осуществляется путем применения валютных интервенций, то есть вмешательства ЦБ в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной. Валютные интервенции осуществляются за счет официальных золото-валютных резервов или краткосрочных кредитов ЦБ в национальной валюте по межбанковским соглашениям.
Материальной базой проведения валютной интервенции служили созданные в 30-х гг. в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и других странах валютные стабилизационные фонды – государственные фонды в золоте, иностранной и национальной валютах, используемые для валютной интервенции в целях регулирования ВК.
Данные фонды также служили одним из средств валютной войны; они использовались для снижения курса национальной валюты в целях поощрения экспорта. Такие фонды были созданы в Великобритании в июне 1932 г., США – в январе 1934 г., Бельгии – в марте 1935 г., Канаде – в июне 1935 г., Нидерландах – в сентябре 1936 г., в Швейцарии и Франции – в октябре 1936 г.
В США после девальвации доллара в 1934 г. золотые резервы казначейства, к которому перешли все золотые запасы федеральных резервных банков, были переоценены (вместо 20,67 долл. за 1 унцию золота по 35 долл. за унцию), что дало казначейству бухгалтерскую прибыль в 2 805 млн долл. Из этой прибыли 2 млрд долл. были использованы для создания стабилизационного фонда. Формально его операции должны были содействовать укреплению доллара; фактически он использовался для того, чтобы воспрепятствовать повышению курса фунта и держать курс доллара на низком уровне по отношению к фунту в целях осуществления валютного демпинга.
Во Франции валютный стабилизационный фонд был создан в 1936 г. при девальвации франка, для его образования была использована бухгалтерская прибыль в 10 млрд фр., полученная от переоценки золотого запаса в соответствии с новым, сниженным золотым содержанием франка. Валютные фонды имеются в ряде других стран – Италии, Нидерландах, Канаде и т. д. После их образования так называемые видимые запасы золота стали концентрироваться не только в центральных эмиссионных банках, но и в валютных фондах. В связи с тем, что фонды не публикуют регулярных данных о состоянии своих золотых и инвалютных запасов, правительства соответствующих стран имеют возможность скрывать значительную часть операций с золотом и иностранной валютой.
валютный резерв Банка России формируется за счет того, что предприятия и организации продают валюту по курсу рубля на момент поступления валютной выручки. Валютный резерв делится на 2 части:
1) стабилизационный фонд, средства которого идут на поддержание курса рубля на внутреннем валютном рынке и создание условий для его конвертируемости;
2) другая часть продается Министерству финансов РФ и идет на формирование фонда, необходимого для удовлетворения государственных нужд, таких как обеспечение платежей по обслуживанию внешнего долга, оплата централизованных импортных покупок (медикаментов, продовольствия, ресурсов и т.п.) и т.д.
В современных условиях назначение и роль этих фондов имеют особенности в отдельных странах. Например, во Франции это целевой фонд, выделенный в рамках официальных золото-валютных резервов. Банк Франции не публикует данные о его размерах, чтобы не раскрывать характер и масштаб своих интервенционных операций. В США валютный стабилизационный фонд утратил реальное значение (его объем в 2 млрд долл. остается неизменным с момента создания в 1934 г.), т.к. федеральные резервные банки осуществляют валютную интервенцию в основном за счет кредитов иностранных центральных банков по соглашениям «своп».
Диверсификация валютных резервов – политика государства, банков, транснациональных компаний (ТНК), направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечения международных расчетов, проведения валютных интервенций и защиты от валютных потерь. Данный вид валютной политики осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов. Нестабильность доллара США обусловила колебание его доли в официальных резервах западного мира (84,5 % – в 1973 г., 71,4 % – в 1982 г., около 60 % – в 90-х гг. прошлого века).
Режим валютных паритетов и валютных курсов является объектом национального и межгосударственного регулирования. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением страны фиксировали в МВФ курсы национальных валют на основе рыночного курса по отношению к доллару и в соответствии с официальной ценой золота (35 долл. за тройскую унцию) установили золотое содержание валют. Государства-члены МВФ обязались не допускать отклонений курса своих валют на рынке свыше +/– 1 % от паритета (по Европейскому валютному соглашению +/– 0,75 % для стран Западной Европы). При режиме фиксированных валютных курсов периодически возникали «курсовые перекосы» – расхождение официального и рыночного курсов валют, что обостряло валютные противоречия.
После девальвации доллара США в декабре 1971 г. были расширены пределы колебаний валютных курсов до +/– 2,25 % (Смитсоновское соглашение). Одновременно был введен центральный курс – условный расчетный курс. С прекращением размена доллара на золото для иностранных банков в августе 1971 г. большинство стран перешли к плавающим валютным курсам, что было закреплено Парижским совещанием «группы десяти» 16 марта 1973 г.
Страны ЕС ввели режим «европейской валютной змеи» – режим совместно колеблющихся валютных курсов при узких пределах их взаимных колебаний. Вначале (апрель 1972 г. – март 1973 г.) применялся режим «змеи в туннеле». В графическом изображении «змея» обозначила узкие пределы колебаний курсов валюты 6 стран ЕС (ФРГ, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга) между собой (+/– 1,125 %), а «туннель» – внешние пределы их совместного плавания к доллару и другим валютам (+/– 2,25 %). «Европейская валютная змея» как бы символизировала солидарность коллективно плавающих европейских валют.
С отменой «туннеля» с 19 марта 1973 г. были сохранены пределы колебаний курсов ряда валют между собой (+/– 1,25 %, а с января 1976 г. +/– 4,5 %, с 1993 г. +/– 15 %). Если курс валюты страны опускался ниже этого предела, центральный банк был обязан осуществлять валютную интервенцию – скупать национальную валюту в обмен на иностранную. Колебания определялись через кросс-курс с участием доллара в качестве промежуточного соизмерителя курсов. Для координации валютной интервенции, регулирования расчетов и взаимной кредитной поддержки был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) (1973–1995 гг.), а затем Европейский валютный институт (1994 г.), с июля 1998 г. – Европейский центральный банк.
Состав участников «европейской валютной змеи» расширился: в мае 1972 г. к ней присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, а в марте 1973 г. – Норвегия, Швеция. Однако этот состав оказался нестабильным: постепенно из него вышли все перечисленные страны, кроме Дании. Франция дважды покидала «змею» (19 января 1974 г. и 16 марта 1976 г.) и один раз возвращалась (9 июля 1975 г.). Причиной частых выходов стран из системы являлось их нежелание тратить золотовалютных резервы для поддержания узких пределов колебаний курса своих валют. После утверждения в мае 1998 г. состава зоны евро (1 из 15 стран ЕС) введена жесткая взаимная связанность курсов их валют до января 1999 г. во избежание осложнений перехода к единой валюте – евро. Одновременно сближены процентные ставки. Европейский центральный банк устанавливает единые валютные курсы и процентные ставки, отдавая приоритет общим целям ЕС по сравнению с национальными интересами.
В мире существует около десятка режимов валютного курса, поскольку измененный устав МВФ (1978 г.) предоставил странам-членам свободу их выбора. В конце 90-х гг. прошлого века 51 валюта «плавала» самостоятельно (США, Великобритания, Швейцария, Япония, Канада и др.), в 49 странах практиковалось регулируемое плавание курса (Бразилия, Венгрия, Китай, Россия и ряд стран СНГ), 20 валют привязаны к доллару США, 14 – к французскому франку, 4 – к СДР, 12 валют – к ЭКЮ (до перехода к евро), 18 – к различным валютным корзинам.
Двойной валютный рынок – форма ВП, занимающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов; введен в начале 70-х гг. ХХ в. в Бельгии, Италии, Франции. Сущность этой формы ВП заключается в том, что валютный рынок делится на 2 части:
– по коммерческим операциям и услугам применяется официальный валютный курс; заниженный фиксированный курс по коммерческим сделкам используется для стимулирования экспорта товаров и выравнивания ПБ;
– по финансовым (движение капитала, кредитов) – рыночный.
Когда расхождения коммерческого и финансового курсов были значительными, центральный банк осуществлял валютную интервенцию, чтоб их выровнять. Двойной валютный рынок обеспечивает некоторую экономию валютных резервов, так как уменьшается потребность в валютных интервенциях. С переходом к плавающим валютным курсам двойной валютный рынок был ликвидирован в Италии в 1973 г. и во Франции в 1974 г., позже в Бельгии и применяется лишь в некоторых развивающихся странах.
Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к инвалютам или международным счетным денежным единицам.
Объективной основой девальвации является завышение официального курса по сравнению с рыночным. Причины этого явления обусловлены неравномерностью развития инфляции в отдельных странах, нестабильностью их платежных балансов.
По своим социальным последствиям девальвация способствует снижению жизненного уровня, а ревальвация – увеличению безработицы в тех отраслях, которые не выдержали конкуренции с более дешевыми иностранными товарами.
Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к инвалютам или международным счетным единицам (ранее – к золоту).
В период с 1979 по 1993 г. в ЕВС ревальвация и девальвация официально проводилась 16 раз.
Валютные ограничения
Валютные ограничения – законодательные или административные ограничения, лимитирование, регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов. При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверяется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям. При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на центральный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы (например, во Франции после второй мировой войны). В России этими органами являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, а в роли агентов валютного контроля выступает Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и т.д. непосредственные исполнители валютного контроля – уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.
К числу основных валютных ограничений относятся:
– выравнивание ПБ;
– поддержание ВК;
– концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.
Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и дискриминации торговых партнеров. Немаловажную роль в их реализации играют политические мотивы. В целях давления на другие страны ведущие страны применяют валютную блокаду. Это экономическая санкция в форме односторонних валютных ограничений одной страны или группы стран по отношению к другому государству, препятствующих использованию его валютных ценностей с целью принудить его к выполнению определенных требований и направленных на подрыв его валютно-экономического положения. Сущность валютной блокады заключается в замораживании валютных ценностей этого государства, хранящихся в иностранных банках, и применении дискриминационных валютных ограничений.
Способы реализации валютных ограничений:
– регулирование международных платежей и переводов капиталов, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг;
– запрет свободной купли-продажи инвалюты;
– концентрация в руках государства инвалюты и других валютных ценностей.
Основные принципы валютных ограничений:
– централизация валютных операций в центральном и уполномоченных банках;
– лицензирование валютных операций;
– полное или частичное блокирование валютных счетов;
– ограничение обращаемости валют. Соответственно вводятся разные категории валютных счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и т.д.
Основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и «невидимые» операции) и финансовые операции (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).
Формы валютных ограничений отражают их внутреннее содержание и структуру, различаются по сферам их применения.
По текущим операциям ПБ применяются следующие их формы:
– блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;
– обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и уполномоченным (девизным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка;
– ограниченная продажа инвалюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии;
– ограничения на форвардные покупки импортерами инвалюты;
– запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;
– регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в связи с развитием операций «лидз энд лэгз» в условиях нестабильности валютных курсов. Иногда контролируются авансовые платежи импортеров иностранным экспортерам, устанавливаются ограниченные сроки продажи экспортерами инвалюты на национальную (30 дней), чтобы эти средства не были использованы для спекулятивных операций против национальной валюты;
– множественность валютных курсов – дифференцированные курсовые соотношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам. После второй мировой войны многие страны – члены МВФ в нарушении его Устава практиковали множественность валютных курсов. Во Франции было установлено десять валютных курсов.
До середины 60-х гг. в Турции наряду с завышенным официальным курсом национальной валюты (1 долл. США = 2,8 лиры) применялись другие дифференцированные курсы: 9 лир по импорту в целях его сдерживания; 4,9 лиры по экспорту меди; 5,6 лиры по экспорту изюма и орехов в целях стимулирования вывоза этих традиционных экспортных товаров страны.
В целях экономии иностранной валюты ограничивается ее обмен для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов. Валютные ограничения распространяются на страхование, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные вознаграждения, перевод прибылей и процентов и другие «невидимые» операции. Формы валютных ограничений по финансовым операциям зависят от направления регулирования движения капиталов.
При пассивном ПБ применяются следующие меры по ограничению вывоза и «бегства» капитала, стимулированию притока капитала в целях поддержания курса валют:
– лимитирование вывоза национальной и инвалюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;
– контроль деятельности кредитного и финансового рынков: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при представлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом, привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля, чтобы они не повлияли на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении;
– ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в инвалюте;
– принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резиденту, и их продажа за валюту;
– полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности или разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу.
При активном ПБ следующие меры:
– депонирование на беспроцентном счете в ЦБ новых заграничных обязательств банков;
– запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам;
– запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте;
– введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте (от 12 до 40 % годовых). При этом проценты платит либо вкладчик банку, либо банк, заинтересованный в привлечении вкладов в инвалюте, выплачивает сам государственному валютному учреждению.
Тесты по теме
1. Валютная политика – это:
а) часть денежно-кредитной политики государства;
б) совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны;
в) внешнеэкономическая политика государства, направленная на увеличение сальдо платежного баланса;
г) политика государства в лице центрального банка, направленная на проведение финансовых операций страны со странами-партнерами.
2. Прямое валютное регулирование реализуется путем:
а) экономических, в частности валютно-кредитных, методов;
б) законодательных актов и действий исполнительной власти;
в) регламентации принципов валютной системы;
г) согласования валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам;
д) использования других методов.
3. Совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе – это:
а) текущая валютная политика;
б) девизная валютная политика;
в) краткосрочная валютная политика;
г) структурная валютная политика;
д) другое.
4. Изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса – с другой, – это:
а) девизной валютной политики;
б) диверсификации валютных резервов;
в) дисконтной валютной политики;
г) режима валютных паритетов;
д) учетной политики.
5. Для осуществления дисконтной политики банки воздействуют:
а) на движение краткосрочных капиталов;
б) движение долгосрочных капиталов;
в) движение цен;
г) движение международных кредитов;
д) размер совокупного предложения;
е) размер совокупного платежного спроса.
6. Регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций – это:
а) валютная политика;
б) валютное регулирование;
в) валютная экспансия;
г) валютное ограничение.
7. Косвенное валютное регулирование реализуется путем:
а) законодательных актов и действий исполнительной власти;
б) использования экономических, в частности валютно-кредитных, методов;
в) регламентации принципов валютной системы;
г) согласования ВП ведущих держав по отношению к другим странам.
8. Совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота, – это:
а) структурная валютная политика;
б) текущая валютная политика;
г) девизная валютная политика;
д) краткосрочная валютная политика.
9. Метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты – это:
а) девизная валютная политика;
б) диверсификация валютных резервов;
в) дисконтная валютная политика;
г) режим валютных паритетов.
10. Дифференцированные курсовые соотношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам – это:
а) валютный паритет;
б) множественность валютных курсов;
в) валютная блокада;
г) рентабельность валютного курса;
д) диверсификация валютных курсов.