Надзорные и контрольные функции вменяются и Главной государственной экспертизе.
Главная государственная экспертиза условий труда, которая входит в состав Минтруда России, является контролирующим органом, выполняющим следующие функции:
- контроль правильности назначения пенсий;
- взаимодействие с органами соцобеспечения;
- контроль за условиями и охраной труда.
Органами государственных экспертиз условий труда, исходя из конкретных задач, выполняются следующие виды экспертизы:
- экспертиза условий труда в проектах строительства
новых и реконструируемых предприятий;
- экспертиза условий труда на рабочих местах;
- экспертиза правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска;
- экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов социального страхования;
- экспертиза условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по вопросам оценки условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также других споров, подлежащих рассмотрению Государственной экспертизой условий труда;
- экспертиза условий труда по предложениям предприятий и организаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск (осуществляется Главной государственной экспертизой условий труда или государственными экспертизами условий труда республик совместно с их краевыми, областными и окружными органами);
- другие виды экспертиз, вытекающие из задач Государственной экспертизы условий труда.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу имеют право:
- в порядке установленном федеральными законами РФ беспрепятственно при наличии удостоверения определенного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей, а также работодателей-физических лиц (организации не зависимо от организационно-правовых форм и форм собственности);
- запрашивать и безвозмездно получать необходимые для экспертизы документы и другие материалы;
- проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случаях необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованными в порядке установленном федеральными законами и нормативными актами РФ.
Эти лица обязаны:
- составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии или несоответствии условий труда государственным нормативным требованиям ОТ и направлять указанных заключения в суд, органы исполнительной власти работодателям, в Фонд социального обеспечения РФ;
- обеспечить объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
- обеспечить сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы и конфиденциальность содержащих в них сведений.
Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, то Положением о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента РФ от 20 июня 1994 г. № 1504, определены круг задач и функций государственных инспекций труда, охватывающий практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда работников и защиты их прав в этой области.
Главная государственная экспертиза условий труда, которая входит в состав Минтруда России, является контролирующим органом, выполняющим следующие функции:
- контроль правильности назначения пенсий;
- взаимодействие с органами соцобеспечения;
- контроль за условиями и охраной труда.
Органами государственных экспертиз условий труда, исходя из конкретных задач, выполняются следующие виды экспертизы:
- экспертиза условий труда в проектах строительства
новых и реконструируемых предприятий;
- экспертиза условий труда на рабочих местах;
- экспертиза правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска;
- экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов социального страхования;
- экспертиза условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по вопросам оценки условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также других споров, подлежащих рассмотрению Государственной экспертизой условий труда;
- экспертиза условий труда по предложениям предприятий и организаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск (осуществляется Главной государственной экспертизой условий труда или государственными экспертизами условий труда республик совместно с их краевыми, областными и окружными органами);
- другие виды экспертиз, вытекающие из задач Государственной экспертизы условий труда.
Ответственность за нарушение требований ОТ
Глава У «Закона об основа ОТ РФ» предусматривает ответственность за нарушение требований ОТ. Она может быть представлена в виде административной, дисциплинарной и уголовной ответственности лиц от должностного статуса. К ним относятся руководители предприятий (работодатель, представитель административно-управленческого аппарата, работник). Основой предотвращения такой ответственности служит исполнение ответственными лицами своих функциональных обязанностей, которые изложены в Трудовом кодексе. Конкретно к ним относятся: работодатель, инженер, работник.
Лекция 5.
Административное управлениеОТ (Управлении ОТ на предприятии )