Законодательные акты по охране труда
Конституция Российской Федерации является важнейшим источником отечественного права в целом, и в том числе в области охраны труда. Конституция РФ, как Основной Закон нашей страны, обладает высшей юридической силой. Юридически более сильными являются только признанные международные нормы.
Действующая на всей территории Конституция РФ была принята референдумом 12 декабря 1993 года. Она содержит ряд статей, имеющих непосредственное отношение к охране труда.
"В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда" (ст.7).
"Труд свободен......." (ст.37).
"Принудительный труд запрещен" (ст.37).
"Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены..." (ст.37).
"Каждый имеет право на отдых..." (ст.37).
"Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь..." (ст.41).
"Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность..." (ст.41).
"Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду..." (ст.42).
Основополагающим законодательным актом РФ, регулирующим трудовые отношения всех работников, является Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ).
Кодекс - это систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права.
Первый КЗоТ РФ, подписанный В.И.Лениным, был принят еще в 1918г. В настоящее время действует КЗоТ РФ 1971г. с изменениями и дополнениями на 20 мая 1999г.
КЗоТ Российской Федерации регулирует трудовые права и обязанности работников, взаимные соглашения сторон при заключении трудового договора (контракта) между работниками и предприятиями, определяет понятие коллективного договора и устанавливает порядок его разработки. КЗоТ РФ устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регламентирует вопросы оплаты труда в зависимости от вида и условий работы, устанавливает льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда,
КЗоТ РФ определяет обязанности администрации по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, материальную ответственность работодателя за ущерб, причиненный работникам повреждением их здоровья. КЗоТ РФ регламентирует вопросы применения труда женщин и молодежи.
В настоящее время основополагающим законом в области охраны труда является принятый 23 июня 1999 г. Государственной Думой Федеральный Закон № 181 "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Закон содержит определение основных понятий, в частности, что такое охрана труда, условия труда, вредный и опасный производственный фактор и т.д. Определяет законодательство РФ об охране труда и сферу его применения (ст.2п.2).
В законе указаны основные направления государственной политики в области охраны труда (ст.4 п.1). Первым из них значится "обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников".
Вторая глава Закона содержит права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
В третьей главе Закона рассматривается обеспечение охраны труда,
Глава IV содержит сведения о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране труда.
Глава V предусматривает ответственность за нарушение требований охраны труда.
Несчастные случаи на производстве были и остаются огромной человеческой трагедией, а также являются причиной наиболее серьезных экономических потерь. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года № 125 устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей. В этом законе впервые между работником (субъектом страхования) и работодателем (страхователем) встает страховщик - Фонд социального страхования), который берет на себя определенные обязательства и гарантирует их выполнение, даже при ликвидации или банкротстве предприятия (страхователя). В дополнение к этому закону Государственной Думой 1 декабря 1999 г. был принят Федеральный Закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год". Размеры страховых тарифов устанавливаются в соответствии с классами профессионального риска. В 2000г. Указом Президента были установлены тарифы на 2001г. в размере 0,2-8,5%.
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" принят Государственной Думой 20 июня 1997 года. Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий.
Закон содержит основные определения: что такое промышленная безопасность, авария, инцидент. Какие предприятия следует относить к опасным производственным объектам. В законе говорится о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, о технических устройствах, применяемых на этих производствах, о требованиях к их проектированию, строительству и эксплуатации. Также указан порядок технического расследования причин аварий.
Государственная Дума приняла закон "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 года № 2490. Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях согласования социально-экономических интересов работников и работодателей. Закон запрещает включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством. Действие Закона распространяется на предприятия независимо от форм собственности.
Одну из важнейших проблем современного производства затрагивает Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления" от 22 мая 1998 года. Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. В Законе указаны основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, которыми, в частности, являются охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей среды, сочетание экологических и экономических интересов общества.
Подзаконные акты
Важнейшим правовым документом является Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. Положение устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев в организациях любой формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей. В Положении перечислены первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастным случаем, порядок оформления и форма акта о расследовании несчастного случая на производстве.
Поскольку согласно Федеральному закону № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в отношениях работодателя и работника появилась третья сторона - страховщик, в лице Фонда социального страхования Российской Федерации, в действующее Положение введены понятия страховщик, страхователь, застрахованный, страховой случай. Изменения в п.4 Положения, например, предусматривают направление сообщения о несчастном случае с застрахованным в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ.
Постановлением Госкомстата от 18.06.99 № 42 утверждены формы отчетности о травматизме (форма № 7) и об условиях труда, (форма № 1-т).
В развитие Закона об обязательном социальном страховании принято Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 "Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска".
Правила определяют отнесение каждой отрасли промышленности к одному из 32 классов профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уровню производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 2001 г. вводится 22 класса профессиональнного риска.
3. Государственные нормативные требования охраны труда.Правила,процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются нормативно правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования по охране труда.
Порядок разработки и утверждения нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" обязывает все органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах.
В настоящее время действует около трех тысяч нормативных правовых актов по охране труда. Нормативные правовые акты включают документы, основные виды которых приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Виды нормативных правовых актов РФ по охране труда
Наименование вида нормативного правового акта | Органы, утверж-дающие | |
полное | сокращенное | нормативные правовые акты |
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда | ГОСТ Р ССБТ | Госстандарт России, Минстрой России |
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда | ОСТ ССБТ | Федеральные органы исполнительной власти |
Санитарные правила Санитарные нормы Гигиенические нормативы Санитарные правила и нормы | СП СН ГН СаНПиН | Госкомсанэпиднадзор России |
Строительные нормы и правила | СНиП | Минстрой России |
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности | ПБ ПУБЭ ИБ | Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией |
Правила по охране труда межотраслевые | ПОТ М | Минтруд России |
Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) | Минтруд России, Федеральные органы надзора | |
Правила по охране труда отраслевые | ПОТ О | Федеральные органы |
Типовые отраслевые инструкции по охране труда | ТОИ | исполнительной власти |
Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) | ТОИ |
Нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют требования законодательных актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, должностным лицам; определяют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, могут разрабатывать и утверждать соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации*.
При необходимости, исходя из специфики производств, предприятия и организации разрабатывают стандарты предприятия, системы безопасности труда на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда и социального развития РФ.