Знакомство с обстоятельством
Материал: круги и стрелки для введения грамматической основы, прямого и косвенного дополнений; полоски бумаги с написанными предложениями, содержащими помимо знакомых членов предложения также и обстоятельства; ножницы. Круги и стрелки для введения обстоятельств: круги оранжевые, такого же размера, как круги для косвенных дополнений; вопросы на стрелках - «где? куда? откуда?» (на обратной стороне стрелки - «обстоятельство места»), «когда? как долго? до каких пор?» (обстоятельство времени), «как? каким образом?» (обстоятельство образа действия), «почему?» (обстоятельство причины), «зачем? с какой целью?» (обстоятельство цели) и т.д.
Цель:
Прямая: знакомство с разными обстоятельствами, установление связей между словами в предложении, дальнейшее упражнение и чтении.
Косвенная: подготовка к изучению грамматики.
Презентация
1.Учитель предлагает ребенку разобрать предложение: например: «Мама утром дала пирог Пете». Часть предложения «Мама ... дала пирог Пете» ребенок уже может разобрать сам.
2.Осталось слово «утром». Оно не может быть присоединено к предложению с помощью имеющихся вопросов. Тогда учитель достает новую группу стрелок и кругов - для введения обстоятельств. Выкладывает их столбиком, аналогично работе с косвенными дополнениями.
3.Вместе с ребенком прочитывают все вопросы и примеряют их к оставшемуся слову. Выбирают нужную стрелку и на соответствующий кружок кладут слово: «Дала - когда? - утром».
Дальнейшие упражнения:.
1.Самостоятельная работа с аналогичными предложениями.
2.2 Разбор предложений, в которых обстоятельство выражено существительным с предлогом.
3.3 Работа с предложениями, содержащими разные дополнения и разные обстоятельства. (При этом можно пользоваться готовой схемой.)
4.4 Разбор предложений, содержащих определения, относящиеся к обстоятельствам: «Маленькая девочка заблудилась в темном лесу».
5.Разбор предложений с однородными обстоятельствами.
6.Разбор сложноподчиненных предложений с придаточными времени, места, образа действия и т.п.
Возраст:5,5 – 6 лет.
Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.
Знакомство с определением
Материал: к прежнему материалу добавляются синие стрелки и синие треугольники. На стрелках написаны вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи? и др. В состав предложений входят и определения.
Цель:
Прямая: знакомство с определениями, установление связей между словами в предложении, дальнейшее упражнение в чтении.
Косвенная: подготовка к изучению грамматики.
Презентация
1.Ребенок разбирает предложение, как он это уже умеет делать. При этом определение вместе с определяемым словом рассматриваются как один член предложения. Например, «Маленький мальчик играет красным мячом». Здесь «Маленький мальчик» — это подлежащее, а «красным мячом» — дополнение.
2.Учитель предлагает ребенку, указывая на такое словосочетание «Давай, мы это тоже разделим. Смотри, что еще здесь есть». Выкладываются стрелки и треугольники для определений.
3.Словосочетание разрезается, к слову-определению подбирают подходящий вопрос.
4.Стрелка к определению кладется от определяемого слова (Мальчик кикой? – маленький, мячом – каким? – красным). У конца стрелки кладется треугольник, на него – слово-определение. (1. Здесь мы столкнулись с тем, что определение может относиться к любому члену предложения. Поэтому готовой схемы со стрелками для определений сделать нельзя. 2. Определение, как правило, поясняет слово, относящееся к «именам». Именно поэтому оно обозначается не кругом, а треугольником.)
Дальнейшие упражнения:.
1.Работа с другими аналогичными предложениями.
2.Работа с предложениями, в которых определение относится к другим членам.
3.Работа со сложноподчиненными определительными предложениями.
Возраст: 5,5 – 6 лет
Контроль ошибок: взрослый, другой ребенок
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Расширение словарного запаса | |||||||||||||||||
Звуковые игры | |||||||||||||||||
Рамки для штриховки | |||||||||||||||||
Шероховатые буквы | |||||||||||||||||
Подвижный алфавит | |||||||||||||||||
Интуитивное чтение (розовая серия) | |||||||||||||||||
Чтение с предметами из окружающей среды | |||||||||||||||||
Чтение с классификацией | |||||||||||||||||
Интуитивное чтение (введение трудностей при чтении) | |||||||||||||||||
Чтение с предметами из окружающей среды | |||||||||||||||||
Списки слов | |||||||||||||||||
Чтение с несколькими трудностями (белая серия) | |||||||||||||||||
Определения | |||||||||||||||||
Знакомство с существительным | |||||||||||||||||
Знакомство с прилагательным | |||||||||||||||||
Знакомство с глаголом | |||||||||||||||||
Знакомство с союзом | |||||||||||||||||
Знакомство с предлогом | |||||||||||||||||
Знакомство с наречием | |||||||||||||||||
Знакомство с составом слова | |||||||||||||||||
Логический анализ предложения | |||||||||||||||||
Знакомство с прямым дополнением | |||||||||||||||||
Знакомство с косвенными дополнениями | |||||||||||||||||
Знакомство с обстоятельствами | |||||||||||||||||
Знакомство с определением | |||||||||||||||||