Знакомство с прямым дополнением
Материал: полоски с написанными предложениями, содержащими помимо подлежащего и сказуемого еще и прямое дополнение; ножницы; круги и стрелка для введения грамматической основы предложения; черный круг меньшего размера, чем круг для подлежащего; черная стрелка с вопросом «кого? что?».
Цель:
Прямая: знакомство с прямым дополнением, установление связей между словами в предложении, дальнейшее упражнение в чтении.
Косвенная: подготовка к изучению грамматики.
Презентация
1.Учитель предлагает ребенку прочитать предложение, например: «Папа пилит доску».
2.Ребенок выделяет в предложении подлежащее и сказуемое с помощью известного ему материала.
3.Осталось слово «доску». Учитель говорит: «Надо бы его как-то связать с остальными словами. Смотри, что у меня еще есть». И выкладывает перед ребенком круг и стрелку с вопросом «кого? что?».
4.Вместе с ребенком выясняют, что слово «доску» как раз подходит к этому вопросу: «Пилит – кого? что? – доску».
Ребенок ясно видит, что сказуемое связано с одной стороны с подлежащим – действующим субъектом, а с другой стороны – с дополнением, объектом, на который направлено действие.
Дальнейшие упражнения:
1.Самостоятельная работа с другими аналогичными упражнениями. При этом можно использовать не круги и стрелки, а готовую схему. (Особый интерес представляют предложения, в которых дополнение выражено существительным мужского рода второго склонения или женского рода третьего склонения. У них форма именительного падежа совпадает с формой винительного падежа: «Снег засыпал пень» - кто кого засыпал? Что субъект, а что объект? При традиционном разборе «от подлежащего» это вызывает большие трудности у ребят.)
2.Разбор предложений с однородными прямыми дополнениями.
3.Разбор предложений, содержащих определение, относящееся к дополнению (они в этом случае не разделяются, рассматриваются как один член предложения): «Папа пилит толстую доску».
4.Разбор сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными «Петя увидел, что погода испортилась» В этом случае все придаточное предложение кладется на кружок, соответствующий дополнению.
Возраст: 5,5 - 6 лет
Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.
Знакомство с косвенными дополнениями
Материал: полоски бумаги, на которых написаны предложения с различными дополнениями; ножницы; круги и стрелки для введения грамматической основы предложения, прямого дополнения; четыре черных круга меньшего размера и четыре черных стрелки с вопросами «кого? чего?», «кому? Чему?», «кем? чем?», «(о) ком? (о) чем?».
Цель:
Прямая: знакомство с разными дополнениями, установление связей между слонами в предложении, дальнейшее упражнение в чтении.
Косвенная: подготовка к изучению грамматики.
Презентация
1.Ребенок читает предложение, например «Папа пилит доску пилой». Разбирает с помощью стрелок с вопросами и кругов уже известную ему часть «Папа пилит доску...»
2.Осталось слово «пилой». Учитель предлагает ребенку новые стрелки с вопросами и круги, выкладывает их столбиком друг под другом. Но очереди просматривают с ребенком вместе все вопросы, примеряют их к имеющемуся слову; «Кого? чего? – пилой. Подходит? Кому? Чему? — пилой. Подходит?»
3.Находят нужный вопрос, выкладывают стрелку и кружок в общую схему (от сказуемого), кладут на него оставшееся слово.
Дальнейшие упражнения: 1.Разбор других предложений с аналогичными косвенными дополнениями. 2.Разбор предложений однородными дополнениями. 3.Разбор предложений с несколькими косвенными дополнениями. При этом в зависимости от их количества могут выкладываться несколько стрелок (или даже все). (1. При этом хорошо видно, что черные круги в схеме могут быть трех размеров; существительное, прямое дополнение и косвенное дополнение. |
2. Черный цвет у ребенка ассоциируется с существительным. Действительно, по своим функциям эти члены предложения близки существительному и часто бывают выражены существительными. Однако пет однозначной зависимости между частями речи и членами предложения. Поэтому на схеме используются круги, а не треугольники. Круг показывает, что мы рассматриваем связь банного члена предложения со сказуемым.)
4.Разбор сложных предложений с придаточными изъяснительными.
Возраст: 5.5-6 лет
Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.