Чтение с несколькими трудностями (белая серия)
Материалы этой серии не ограничены фонограммами при подборе слов. Используются любые слова вне зависимости от того, содержат ли они какую-либо трудность при чтении. Фонограммы в словах не выделяются.
Происходит усложнение материала по объему: ребенок читает не только отдельные слова, предложения, но и тексты - сначала небольшие, а потом все более длинные.
Примерный перечень материалов:
1.Названия предметов окружающей среды (веревочки и прищепки для крепления – белые).
2.Номенклатура: наборы карточек с названиями отдельных материалов, дней недели, месяцев, времен года и т.п.
3.Чтение с классификацией.
4.Книжки.
5.Задания.
6.Задания-диалоги, прочитываемые и разыгрываемые двумя детьми.
7.Загадки, к которым надо подобрать отгадку, написанную или нарисованную на другой карточке (и контрольная карта для проверки – аналогично карточкам для чтения с классификацией).
8.Сюжетные картинки и подписи-предложения.
9.Книжки-рассказы для чтения. Одно предложение – одна картинка.
Могут использоваться материалы, имеющие дополнительную цель.
Например:
1.Убери лишнее слово. (На карточке написаны слова «туфли, сапоги, плащ, ботинки». Слово «плащ» нужно закрыть белой карточкой.)
2.Подбери обобщающее понятие. (На карточке перечислены «стол, стул, шкаф, кресло». Из нескольких предложенных выбираем слово «мебель». Проверяем с помощью контрольной карты – аналогично материалу «Чтение, с классификацией»)
3.Подбери пару. (Карточка имеет вид «ботинок – нога = перчатка — ?». из нескольких предложенных выбираем слово «рука». Проверяем с помощью контрольной карты.)
и другие.
Определения
Изучение частей различных предметов, растений, животных. Начало этой работы лежит в материалах по расширению словарного запаса – карточки для устной работы с определениями.
Чтение определений включает в себя работу с двумя конвертами – конвертом «А» (чтение слов) и конвертом «Б» (чтение текстов).
Конверт «А»
Материал: карточки, аналогичные карточкам для чтения с классификацией (картинка, подпись, контрольная карта). На картинках изображен один и тот же предмет. На первой карточке он раскрашен полностью, на остальных закрашена только изучаемая часть этого предмета.
Цель: чтение названий частей предметов. Дальнейшее упражнение в чтении.
Презентация
Предлагаем ребенку поработать самостоятельно.
Ребенок работает аналогично карточкам для чтения с классификацией – он уже знаком с таким материалом.
Возраст: около 5 лет.
Контроль ошибок: контрольные карты.
Конверт «Б»
Материал: книжка для чтения. На одной стороне картинка, на другой - небольшой текст к ней (2-3 предложения). Картинки соответствуют карточкам из конверта «А». Текст содержит слово, которое называет раскрашенную часть предмета. Это слово написано красным.
Цель: прочитать книжку. Дальнейшее упражнение в чтении.
Презентация
Учитель предлагает ребенку рассмотреть картинки и прочитать тексты к ним.
Упражнение 1
Материал: отдельные карточки, повторяющие отдельные страницы текста в книжке для чтения.
Презентация
1.Учитель предлагает ребенку прочитать одну из карточек.
2.— Посмотри в книжке. Какая картинка подходит к этому тексту?
3.— Давай проверим. Прочитай текст в книжке. Они совпадают?
4.Аналогично читают, подбирают картинки и проверяют остальные карточки.
Контроль ошибок: тексты в книжке.
Упражнение 2
Материал: карточки, как в первом упражнении, но ключевые слова пропущены. Ключевые слова написаны на отдельных маленьких карточках, которые можно вставить на место пропуска.
Презентация
1.Выкладываются друг под другом маленькие карточки с ключевыми словами.
2.Учитель предлагает ребенку прочитать одну из карточек с текстом.
3.— С ним все в порядке? Здесь пропущено какое-то слово. Поищи среди этих, подходит сюда?
4.Карточку с текстом кладут на стол, на место пропущенного слова кладут по очереди маленькие карточки с написанными на них ключевыми словами. Получившийся текст прочитывают.
5.— Все верно? Тебе нравится то, что получилось? Это слово подходит сюда?
6.Когда ребенок находит подходящее, по его мнению, слово, маленькую карточку со словом кладут на карточку с текстом и готовый текст выкладывают на столе.
7.Работают с остальными картами.
8.Когда все слова подобрали и разложили тексты друг под другом, учитель предлагает ребенку проверить правильность его работы по карточкам из предыдущего упражнения.
Контроль ошибок: карточки упражнения 1 или книжка.
Упражнение 3
Материал: все тексты, как в упражнении 1, разрезанные на полоски.
Презентация
1.Учитель предлагает ребенку рассортировать все полоски на две группы. Слева друг под другом положить полоски, в которых есть ключевое слово (начала текстов). Справа, тоже друг под другом – все остальные.
2.Берет первую полоску из левого столбика, предлагает ребенку ее прочитать.
3.— Давай поищем продолжение текста в этом столбике. (Последовательно, начиная от верхней подоски правого столбика вниз, к каждой из них подкладывают слева выбранную полоску с ключевым словом. Прочитывают их вместе. Пели не полечился осмысленный текст, переходят к следующей.)
4.Когда подбирают полностью текст одной карточки, переходят к следующей полоске с ключевым словом.
5.Когда подобраны все тексты, учитель предлагает ребенку проверить их, подбирая тексты с тем же ключевым словом из упражнения 1. Прочитываю! оба текста, удостоверяются в том, что они одинаковы.
Возраст: около 5,5 лет
Контроль ошибок: карточки с текстами из упражнения 1.