Интуитивное чтение (введение трудностей при чтении)

Материал: голубая (зеленая) коробочка с набором мелких предметов, игрушек (5 – 7 штук) с короткими, простыми названиями. В названиях одного или нескольких предметов встречается какая-либо (одна и та же!) трудность при чтении, т.е. несовпадение звуков и букв, которыми они изображаются (фонограмма). В остальных названиях трудностей быть не должно. Листочки бумаги, простой карандаш, красный карандаш.

Цель: самостоятельно прочитать первые слова, содержащие определенную фонограмму.

Презентация

1.Поднос с материалом переносится на стол.

2.Ребенок по одному достает предметы из коробочки и называет их. Предметы выкладываются на столе друг под другом. (Начало работы аналогично интуитивному чтению в розовой серии.)

3.Учитель берет листок бумаги и карандаш и говорит ребенку: «Смотри, что я сейчас буду писать». Пишет название первого предмета по одной букве. Ребенок называет каждую букву и постепенно соединяет их в слово. (В данном случае ребенок уже может читать, самостоятельно соединять буквы в слова. Но нам необходимо вернуться к побуквенному чтению, чтобы познакомить ребенка с другими способами прочтения знакомых букв.)

4.«Ты уже понял, какое слово здесь написано? У нас есть этот предмет? Где он?» (Карточку с написанным словом кладут справа от предмета.)

5.Аналогично пишут и прочитывают названия без трудностей всех остальных предметов, раскладывают карточки рядом с ними.

6.Когда появляется слово с трудностью (например, корова), поступают следующим образом: 1. Учитель пишет к, просит ребенка назвать букву. 2. Затем говорит: «А сейчас я напишу что-то особенное». Берет красный карандаш и пишет о красным. Говорит ребенку: «Здесь это надо прочитать «а». Ребенок называет. (Желательно избежать излишнего теоретизирования по поводу буквы и звука, их соответствия или не соответствия друг другу, правил орфографии и т.п. В данном случае речь идет только о том, как правильно прочитать это слово и понять его смысл. Но то, что мы красным карандашом выделили фонограмму (несоответствие звука и буквы), поможет ребенку в последующем в орфографически верном письме, разовьет его орфографическую зоркость.) 3. Далее опять пишет все буквы простым карандашом, ребенок их называет, постепенно соединяя их в слово, прочитывает все слово.

Если это «зеленая» серия, т. е введение способа прочтения йотированной гласной после согласного, то мы подчеркиваем двумя красными линиями согласную букву, которая теперь будет звучать мягко и пишем красным йотированную гласную. Ребенку говорим: «Вместе это читают ре». Как правило, для такой презентации подбирают слова без трудностей, в которых та же буква звучит твердо. Например: крышка, крот, ракушка, крест, крем, репка.

7.Собирают и перемешивают фигурки и карточки. Учитель предлагает найти подпись поочередно к каждому предмету. При этом предметы расположены так, что те, в названии которых есть трудность, стоят последними. Полоски со словами наоборот, складывают так, чтобы слова с трудностью были в начале стопки. Таким образом, ребенок много раз прочитает слово с трудностью, прежде чем надо будет подписать именно этот предмет.

8.Учитель предлагает ребенку составить эти слова из подвижного алфавита (алфавит № 4). При этом буква, которая обозначает в слове «не свой» звук, выкладывается красным. Составляются и другие слова с этой фонограммой. Желательно при этом менять позицию фонограммы – в начале слова, в конце, в середине.

Дальнейшие упражнения:

1.Повтор работы с этим же набором предметов. Самостоятельное прочитывание ребенком заранее подготовленных взрослым карточек с названиями предметов.

2.Повтор работы с другим набором предметов.

3.Аналогичная работа с другими фонограммами.

Возраст:от 4,5 лет.

Контроль ошибок:взрослый, старший ребенок.

Чтение с предметами из окружающей среды

Материал: листы бумаги, простой карандаш, красный карандаш.

Цель: самостоятельное чтение названий предметов окружающей среды, содержащих фонограмму.

Презентация

1.Учитель на листочке пишет название какого-либо предмета окружающей среды, не содержащее трудностей в чтении. Ребенок называет по очереди каждую написанную букву и постепенно прочитывает все слово.

2.«Что получилось9 Ты знаешь, что это? А у нас в группе это есть9» Листок с прочитанным словом кладется к соответствующему предмету.

3.Затем появляется слово с трудностью (например, окно). При этом поступают следующим образом: 1. Учитель говорит: «А сейчас я напишу что-то особенное». Берет красный карандаш и пишет о красным. Говорит ребенку: «Здесь это надо прочитать «а». Ребенок называет. 2. Далее опять пишет все буквы простым карандашом, ребенок их называет и прочитывает все слово.

4.«Что получилось? Ты знаешь, что это? А у нас в группе это есть?» Листок с прочитанным словом вешается на окно.

5.Аналогично пишутся, прочитываются и раскладываются и остальные слова этой серии. Среди них есть слова без трудностей и слова с одной и той же фонограммой (в данном случае «о», прочитываемая как «а»),

6.Учитель предлагает ребенку составить эти слова из подвижного алфавита (алфавит № 4). При этом буква, которая обозначает в слове «не свой» звук, выкладывается красным. Составляются и другие слова с этой фонограммой в начале, в середине и в конце слова.

Дальнейшие упражнения:

1.Повторение работы с этими же и другими словами.

2.2. Прочитывание ребенком заранее подготовленных взрослым карточек с названиями предметов окружающей среды. (Подготовленные для этого упражнения карточки могут иметь веревочки, за которые их можно вешать, прищепки или булавки, с помощью которых подписи прикрепляют к соответствующим предметам. Веревочки или прищепки голубого цвета.)

Возраст: от 4,5 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.

Чтение с классификацией

Книжки для чтения задания

ü Все эти материалы и работа с ними аналогичны таким же материалам розовой серии. Но слова, включенные в них, либо не имеют трудностей при чтении, либо имеют одну и ту же фонограмму. Фонограмма в них всегда выделена красным.

ü Такие серии материалов должны быть простроены для каждой фонограммы.

ü В отдельных случаях для знакомства с фонограммой можно ограничиться только списками.

Списки слов

Интуитивное чтение (введение трудностей при чтении) - student2.ru Материал: карточка с голубой каймой, на которой в столбик написаны различные слова, содержащие общую фонограмму. Рядом с первым словом нарисована соответствующая картинка. Фонограмма в первом слове выделена красным. Цель: чтение слов с не выделенными фонограммами.

Презентация

1.Учитель предлагает ребенку прочитать первое слово.

2.— А теперь посмотри на картинку. Что здесь нарисовано? Ты понял, какое слово ты прочитал?

3.— Ты теперь знаешь, как в этом слове читается выделенная буква9 Она и в некоторых других словах читается так же.

4.— Прочитай следующее слово на карточке. В нем есть такая же буква, и ее нужно так же прочитать.

5.— Ты понял, что здесь написано? Читай остальные слова.

Дальнейшие упражнения:

Самостоятельное чтение разных списков слов, с такой же фонограммой и с другими фонограммами.

Возраст: около 5 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.


Наши рекомендации